Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Подземный девайс
РЕМОНТЫ
26 марта 2015 года, 15:24
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Екатерина БАРКОВА
На руднике “Октябрьский” запустили в работу тракт выдачи руды “Север” скипового ствола №2. Его строили год. При создании использовали новую технологию – тюбингование. Вместе с тем здесь же установили новый вагоноопрокидыватель. Эти изменения должны обеспечить бесперебойную работу рудника на ближайшие годы.
Систему рудоспусков на руднике “Октябрьский” запустили в 1990-е годы, до начала 2000-х она работала без проблем. Это было связано с тем, что тогда добывали в основном богатую руду, среднюю по крепости. Пришло время, когда начали интенсивно выдавать на-гора руду медистую, обладающую высокой абразивностью. Она стала сильно и довольно быстро разрушать рудоспуски: их изначальный диаметр три метра расширился до 40. Как поясняют специалисты, это произошло потому, что тюбинги (специальные многотонные металлические кольца) находились только в начале и в конце рудоспусков, само пространство оставалось незащищенным. Так, с 2005-го по 2010 год рудник потерял три из четырех спусков, перед предприятием встало немало вопросов по выдаче горной массы. Надо было принимать срочные технические решения.
Затюбингуют все стволы
– Первое решение было принято быстро: построили временные рудоперепуски – южную и северную разгрузочные ветви. Но они проблему не решили, – объясняет главный инженер по эксплуатации и управлению производственными фондами рудника “Октябрьский” Олег Бровкин. – Мы пошли дальше, взяли не новую, а проверенную технологию. Решение в том, что параллельно с пришедшим в негодность спуском, заложенным пустой породой, строится еще одна рудоподача диаметром 3,6 метра. Ствол укрепляют тюбингами. Это позволяет защитить рудоспуски от разрушения.
В 2012 году по этой технологии началась реконструкция южного тракта скипового ствола №1 и северного тракта скипового ствола №2. Разрушенные пространства планомерно засыпали пустой породой. Первым пробили новый ствол СС-1 “Юг”.
– Для него мы заказали тюбинги на материке, так как в Норильске на тот момент такого производства не было. На 150 метров длины понадобилось 150 больших тюбинговых колец, в каждом еще по шесть штук малых, метром шириной. Они собираются как конструктор. Затем каждый тюбинг надо было спустить в шахту. Монтаж производили с помощью тягальных лебедок, – говорит Бровкин. – Южный тракт ствола СС-1 уже год находится в эксплуатации: мы считаем, что с задачей справились.
12 марта запустили в работу северный тракт СС-2. Строительство 200-метрового рудоспуска длилось весь прошлый год. В этот раз частично применили продукцию механического завода, который решил освоить новое для себя направление.
– При строительстве СС-2 “Север” установлена экспериментальная партия из 20 тюбинговых колец механического завода. Мы их назвали “сегмент экспериментальный”. Причем их установили на участках, наиболее подверженных износу: в начале рудоспуска и на изгибах. Будем следить за ними, смотреть, какая разница в износе материковских и наших тюбингов. Однако скажу сразу, что строители не почувствовали разницы при установке тюбингов двух производителей. Думаю, наши будут не хуже. К тому же на своей площадке в будущем мы всегда сможем поэкспериментировать, например, с составом металла, – отмечает наш собеседник.
Если продукция механического завода оправдает себя, от этого выиграют все. Во-первых, руднику не придется тратить крупные суммы на доставку тюбингов с материка. Во-вторых, кардинально сократятся сроки ремонтов: или ждать заказ с материка минимум полгода, или через месяц наш завод изготовит первую партию – и можно уже начинать работу.
При строительстве СС-2 “Север” решали еще один технический вопрос. По проекту в конце спуска он пересекался в одном месте со старой засыпанной выработкой.
– Это ювелирная проходка. Здесь работали специалисты участка №1 СШУ НШСС. Проблемное место ствола заделали специальными растворами и смолами и заложили бетоном, чтобы укрепить массив. А после того как поставили железобетонные тюбинги, нам уже разрушенная часть не страшна, – говорит Олег Бровкин.
2015 год посвятят строительству рудоспуска СС-2 “Юг”. Строители уже проводят подготовительные работы. Новый 200-метровый ствол должны запустить в конце этого года. Останется последняя рудоподача СС-1 “Север”. Ее планируют сделать в 2016 году. До этого ее весь год будут засыпать пустой породой.
Не исключат из системы рудоспусков временные южную и северную разгрузочные ветви. Они до сих пор функционируют. Учитывая то, что со временем сегодняшние новые спуски придется ремонтировать, ЮРВ и СРВ сыграют свою роль. Поэтому в планах на 2017–2018 годы “одеть” эти стволы в тюбинги. После можно будет сказать, что рудник на 100 процентов запакован по рудоспускам.
– Сейчас у нас произойдет перераспределение нагрузки по руде. Но количество ее с запуском трактов не увеличивается. По сути, когда шло строительство одного ствола, все остальные три работали с перегрузкой, – поясняет Олег Бровкин. – С запуском новых рудоспусков мы можем себе позволить произвести ремонты остальных трактов выдачи.
Замечаний нет
Убедиться в грандиозности проектов нам удалось под землей лично. На 700-метровой отметке мы побывали у СС-2 “Север”. Как раз здесь заканчивали приемку нового вагоноопрокидывателя. С его помощью руда и попадает в рудоспуск. Работает это так: состав из восьми вагонов, наполненных рудой (в каждом по 48 тонн), подъезжает к опрокидывателю, электровоз проезжает, на оборудовании остаются только два вагона. Вагоноопрокидыватель, или, как его называют сами работники, “опрокид”, зажимает вагоны, переворачивает и скидывает руду в рудоспуск. Через несколько секунд вагоны возвращаются в первоначальное положение, проезжают дальше по рельсам, на оборудование въезжают следующие два. После тестирования “опрокид” работает в автоматическом режиме. Правильный запуск в работу важен везде, особенно на 700-й отметке, так как здесь происходит 70 процентов отката всей горной массы рудника. За смену породу привозят 700 вагонов.
– Вагоноопрокидыватель выполнен по современной технологии. Если раньше система управления размещалась в двух больших шкафах и работала по релейной схеме, которая недостаточно надежна, то теперь она основана на микропроцессорных устройствах, контроллерах Siemens. Все основные управляющие элементы размещены в небольшом пульте управления. Рассчитываем на то, что микропроцессорные системы позволят обеспечить надежную работу, будет меньше сбоев, связанных с работой схемы. Мы также установили новый силовой шкаф управления электродвигателями. По энергоэкономии система эффективнее. Минимум на десять процентов, – рассказывает главный энергетик рудника “Октябрьский” Олег Карпенко. – Первое впечатление хорошее, пока замечаний нет. Сейчас наступил момент, когда оборудование работает под нагрузкой и могут выявиться неисправности. Обычно на это уходит две-три недели. Появятся недостатки – будем оперативно устранять.
С агрегатом вместе с нашими специалистами работает и представитель изготовителя – ООО «Иркутский завод тяжелого машиностроения – Инжиниринг». Он проводил съемку объекта, чтобы на месте детально разобрать нюансы функционирования «опрокида».
– Моя задача была помочь с настройкой механической части оборудования, – объясняет инженер-конструктор иркутского завода Алексей Кулешов. – Завод работает 105 лет, но для Норильска опрокидыватель мы делали впервые. Нам пришлось нелегко: было много тонкостей, с которыми мы физически не могли сталкиваться раньше. Есть замечания, в дальнейшем их учтем. Считаю, что работа была интересная и плодотворная. Главное – чтобы оборудование работало и выполняло все функции, которые в него закладывались проектом, чтобы приносило пользу Норильску.
Первый состав, который привез руду на новый опрокидыватель
0

Читайте также в этом номере:

SAP и грейды – это в тренде (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Здесь будет новый участок (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Лучший мастер – это она (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Практический подход (Лариса ФЕДИШИНА)
Спасибо, люди! (Татьяна РЫЧКОВА)
Тот самый орден (Яна АНДРЕЕВА)
Его любила даже кинокамера (Валентина ВАЧАЕВА)
Документальный рассказ (Лариса ФЕДИШИНА)
Сразились за ТБ (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Уникальное и безобразное (Лариса ФЕДИШИНА)
Грудное восПитание (Татьяна РЫЧКОВА)
Оптимизировали время (Екатерина БАРКОВА)
Традиция делать добро (Татьяна РЫЧКОВА)
Кукловидение (Лариса ФЕДИШИНА)
А это оттепель… (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск