Подземный девайс
РЕМОНТЫ
26 марта 2015 года, 15:24 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Екатерина БАРКОВА
|
На руднике “Октябрьский” запустили в работу тракт выдачи руды “Север” скипового ствола №2. Его строили год. При создании использовали новую технологию – тюбингование. Вместе с тем здесь же установили новый вагоноопрокидыватель. Эти изменения должны обеспечить бесперебойную работу рудника на ближайшие годы.
Систему рудоспусков на руднике “Октябрьский” запустили в 1990-е годы, до начала 2000-х она работала без проблем. Это было связано с тем, что тогда добывали в основном богатую руду, среднюю по крепости. Пришло время, когда начали интенсивно выдавать на-гора руду медистую, обладающую высокой абразивностью. Она стала сильно и довольно быстро разрушать рудоспуски: их изначальный диаметр три метра расширился до 40. Как поясняют специалисты, это произошло потому, что тюбинги (специальные многотонные металлические кольца) находились только в начале и в конце рудоспусков, само пространство оставалось незащищенным. Так, с 2005-го по 2010 год рудник потерял три из четырех спусков, перед предприятием встало немало вопросов по выдаче горной массы. Надо было принимать срочные технические решения. Затюбингуют все стволы – Первое решение было принято быстро: построили временные рудоперепуски – южную и северную разгрузочные ветви. Но они проблему не решили, – объясняет главный инженер по эксплуатации и управлению производственными фондами рудника “Октябрьский” Олег Бровкин. – Мы пошли дальше, взяли не новую, а проверенную технологию. Решение в том, что параллельно с пришедшим в негодность спуском, заложенным пустой породой, строится еще одна рудоподача диаметром 3,6 метра. Ствол укрепляют тюбингами. Это позволяет защитить рудоспуски от разрушения. В 2012 году по этой технологии началась реконструкция южного тракта скипового ствола №1 и северного тракта скипового ствола №2. Разрушенные пространства планомерно засыпали пустой породой. Первым пробили новый ствол СС-1 “Юг”. – Для него мы заказали тюбинги на материке, так как в Норильске на тот момент такого производства не было. На 150 метров длины понадобилось 150 больших тюбинговых колец, в каждом еще по шесть штук малых, метром шириной. Они собираются как конструктор. Затем каждый тюбинг надо было спустить в шахту. Монтаж производили с помощью тягальных лебедок, – говорит Бровкин. – Южный тракт ствола СС-1 уже год находится в эксплуатации: мы считаем, что с задачей справились. 12 марта запустили в работу северный тракт СС-2. Строительство 200-метрового рудоспуска длилось весь прошлый год. В этот раз частично применили продукцию механического завода, который решил освоить новое для себя направление. – При строительстве СС-2 “Север” установлена экспериментальная партия из 20 тюбинговых колец механического завода. Мы их назвали “сегмент экспериментальный”. Причем их установили на участках, наиболее подверженных износу: в начале рудоспуска и на изгибах. Будем следить за ними, смотреть, какая разница в износе материковских и наших тюбингов. Однако скажу сразу, что строители не почувствовали разницы при установке тюбингов двух производителей. Думаю, наши будут не хуже. К тому же на своей площадке в будущем мы всегда сможем поэкспериментировать, например, с составом металла, – отмечает наш собеседник. Если продукция механического завода оправдает себя, от этого выиграют все. Во-первых, руднику не придется тратить крупные суммы на доставку тюбингов с материка. Во-вторых, кардинально сократятся сроки ремонтов: или ждать заказ с материка минимум полгода, или через месяц наш завод изготовит первую партию – и можно уже начинать работу. При строительстве СС-2 “Север” решали еще один технический вопрос. По проекту в конце спуска он пересекался в одном месте со старой засыпанной выработкой. – Это ювелирная проходка. Здесь работали специалисты участка №1 СШУ НШСС. Проблемное место ствола заделали специальными растворами и смолами и заложили бетоном, чтобы укрепить массив. А после того как поставили железобетонные тюбинги, нам уже разрушенная часть не страшна, – говорит Олег Бровкин. 2015 год посвятят строительству рудоспуска СС-2 “Юг”. Строители уже проводят подготовительные работы. Новый 200-метровый ствол должны запустить в конце этого года. Останется последняя рудоподача СС-1 “Север”. Ее планируют сделать в 2016 году. До этого ее весь год будут засыпать пустой породой. Не исключат из системы рудоспусков временные южную и северную разгрузочные ветви. Они до сих пор функционируют. Учитывая то, что со временем сегодняшние новые спуски придется ремонтировать, ЮРВ и СРВ сыграют свою роль. Поэтому в планах на 2017–2018 годы “одеть” эти стволы в тюбинги. После можно будет сказать, что рудник на 100 процентов запакован по рудоспускам. – Сейчас у нас произойдет перераспределение нагрузки по руде. Но количество ее с запуском трактов не увеличивается. По сути, когда шло строительство одного ствола, все остальные три работали с перегрузкой, – поясняет Олег Бровкин. – С запуском новых рудоспусков мы можем себе позволить произвести ремонты остальных трактов выдачи. Замечаний нет Убедиться в грандиозности проектов нам удалось под землей лично. На 700-метровой отметке мы побывали у СС-2 “Север”. Как раз здесь заканчивали приемку нового вагоноопрокидывателя. С его помощью руда и попадает в рудоспуск. Работает это так: состав из восьми вагонов, наполненных рудой (в каждом по 48 тонн), подъезжает к опрокидывателю, электровоз проезжает, на оборудовании остаются только два вагона. Вагоноопрокидыватель, или, как его называют сами работники, “опрокид”, зажимает вагоны, переворачивает и скидывает руду в рудоспуск. Через несколько секунд вагоны возвращаются в первоначальное положение, проезжают дальше по рельсам, на оборудование въезжают следующие два. После тестирования “опрокид” работает в автоматическом режиме. Правильный запуск в работу важен везде, особенно на 700-й отметке, так как здесь происходит 70 процентов отката всей горной массы рудника. За смену породу привозят 700 вагонов. – Вагоноопрокидыватель выполнен по современной технологии. Если раньше система управления размещалась в двух больших шкафах и работала по релейной схеме, которая недостаточно надежна, то теперь она основана на микропроцессорных устройствах, контроллерах Siemens. Все основные управляющие элементы размещены в небольшом пульте управления. Рассчитываем на то, что микропроцессорные системы позволят обеспечить надежную работу, будет меньше сбоев, связанных с работой схемы. Мы также установили новый силовой шкаф управления электродвигателями. По энергоэкономии система эффективнее. Минимум на десять процентов, – рассказывает главный энергетик рудника “Октябрьский” Олег Карпенко. – Первое впечатление хорошее, пока замечаний нет. Сейчас наступил момент, когда оборудование работает под нагрузкой и могут выявиться неисправности. Обычно на это уходит две-три недели. Появятся недостатки – будем оперативно устранять. С агрегатом вместе с нашими специалистами работает и представитель изготовителя – ООО «Иркутский завод тяжелого машиностроения – Инжиниринг». Он проводил съемку объекта, чтобы на месте детально разобрать нюансы функционирования «опрокида». – Моя задача была помочь с настройкой механической части оборудования, – объясняет инженер-конструктор иркутского завода Алексей Кулешов. – Завод работает 105 лет, но для Норильска опрокидыватель мы делали впервые. Нам пришлось нелегко: было много тонкостей, с которыми мы физически не могли сталкиваться раньше. Есть замечания, в дальнейшем их учтем. Считаю, что работа была интересная и плодотворная. Главное – чтобы оборудование работало и выполняло все функции, которые в него закладывались проектом, чтобы приносило пользу Норильску. |
0 | Твитнуть |