Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Уникальное и безобразное
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ
26 марта 2015 года, 15:53
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
В начале Комсомольской площади, в том месте, где стоит Дворец культуры, планировался вход в парк имени 30-летия комсомола. Как мы сегодня говорим, Комсомольский парк. Прогуляемся?
Войдем в арку – скорее всего, вход  в парк был бы через арку – и увидим, что “на горе” (нынешний одиннадцатый микрорайон) стоят скульптуры, беседки, расставлены лавочки.
 
Вертолет готов к взлету
На вершине “горы” – на месте плавательного бассейна – долгое время планировали построить колоннаду, где можно было бы спрятаться от дождя или от солнца. Или полюбоваться окрестностями. Как в старых советских фильмах: два героя орлиным взором смотрят вперед, а перед ними перспектива счастливого будущего. Дух захватывает!
Поскольку предполагаемое место расположения колоннады – это самая высокая точка города, отсюда открывался прекрасный вид и на озеро Долгое с его… гранитной набережной. В архивах есть эти проекты, которые историк норильской архитектуры Станислав Стрючков открыл заново: некоторые подшивки, судя по склеившимся листам, с момента их создания даже не открывались. На проектах обозначены скульптуры Сталина, спуск к воде, прогулочные дорожки. Ну и вообще, с этой высоты норильчане могли спокойно рассмотреть город. Жалко, что Комсомольский парк не довели до ума.
Беседку или колоннаду ставить не стали, а в 1959 году закончили строительство и открыли плавательный бассейн. Парк еще оставался – со скульптурами, в том числе медведя, который вскоре перекочевал в центр клумбы на Гвардейской площади, затем в небытие, как и другие гипсовые изваяния в городе.
…Не могу вспомнить, как мы в детстве ходили в бассейн: нынешних “перекидных” металлических лестниц не было, но существовали какие-то другие через проезжую часть улицы Комсомольской.
– К Дворцу культуры от бассейна спускались две лестницы, заканчивающиеся балюстрадой с широкими перилами. На них по воскресным дням располагались нумизматы, фалеристы, филокартисты и другие коллекционеры, – рассказывает Станислав Стрючков.  
Еще кусочек уходящей натуры. В 1966 году городская газета “Заполярная правда” писала, что возле бассейна будет стоять вертолет на всякий экстренный случай. В это вообще трудно поверить, но имеющаяся в нашем распоряжении фотография с приземляющимся вертолетом доказывает: площадка была.
На месте, где стоит Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера, располагалась танцплощадка с эстрадой. Это было очень популярное место отдыха норильчан.  
Ну а на Комсомольской площади, в зданиях кинотеатров “Родина” и “Победа” (теперь здесь детско-юношеская спортивная школа №2), должны были располагаться два техникума: политехнический и металлургический. Много интересных объектов задумывалось в другом районе, в юго-западном общественном центре. Проект его застройки в пятидесятые годы представил архитектор Иерохим Яковлевич Эпштейн.
 
Что за манеж
Юго-западный общественный центр – это место, где сейчас находятся Дом торговли, Дом правосудия, Дом печати (медиакомпания “Северный город”). До самого телецентра площадь пустовала. Было где развернуться талантливому человеку. Он развернулся и запланировал: стадион на 15 тысяч зрителей. На стадионе “поселил” более десяти объектов спортивного назначения: теннисные корты, баскетбольно-волейбольные площадки, хоккейную коробку, тренажерные залы, крытые гимнастические залы, конный манеж.
Рядом – кинотеатр, двухэтажный ресторан, по соседству – Дом печати, Дом правосудия, Дом торговли, что мы сейчас имеем. Если бы все задуманное архитектором Иерохимом Эпштейном было построено, центр города автоматически переместился бы ближе к Долгому озеру. А там, вы помните, должны быть гранитная набережная, Комсомольский парк. Рядом Ленинский проспект.
Получается, что вся общественная жизнь кипит на юго-западе Норильска. Что купить – туда, в ресторан сходить или позаниматься спортом – туда. А как же Ленинский проспект?
– Новый центр на улице Комсомольской и задумывался, чтобы разгрузить центральную магистраль, – говорит Станислав Стрючков. – Дойдя строительством до улицы Советской, архитекторы поняли, что варианта развития Ленинского проспекта два. Первый: мы идем на площадь Конституции (впоследствии площадь Металлургов) и потом решаем, что на ней строить.
Второй вариант: напрямую без всяких поворотов выходить на площадку медного завода. Для этого Ленинский проспект поворачивается чуть-чуть, под углом 27 градусов, и уходит на медный завод, на выезд из города,  без вот этих дорожных развязок. Что по тем временам было хорошо обосновано экономически.
То, что мы имеем сейчас – два поворота, – для градостроительства не очень хорошо,  объясняет Станислав, потому что подразумевает сложный перекресток у площади Металлургов, кроме того, сложный круговой перекресток на улице Красноярской. И эта проблема для движения существует до сих пор.
А мы, жители  улицы Комсомольской,  к тому же имеем безобразный и опасный пустырь, оставшийся со времени великих неосуществленных планов, его хорошо видно из окон редакции “Заполярного вестника”.
Рядом находится 29-й квартал, улица Завенягина, состоящая из пяти дворов замкнутого контура. Каждый дом здесь – это здание разной архитектуры. Судя по документам, в этой части Норильска изначально планировались дома-гнезда, которые перекрывались бы куполом. А это создавало бы всепогодную зону. Та самая идея домов-комплексов, которую продвигали Екаб Трушиньш и Александр Шипков, но талантливым архитекторам не дали осуществить мечту.
Жилые здания на улице Завенягина строили в разное время, поэтому получилось так, что в этой части города находятся сталинки, хрущевки, но шестиэтажные – к слову, уникальные объекты. Рядом так называемые “гей-славяне” (сталинки с низкими потолками), общежития коридорного типа (сталинского) и общежития хрущевского типа – на шестом этаже обычного жилого дома. Что еще добавить? Что такие безобразные объекты, как 29-й квартал, получались, когда начинались ожесточенные споры архитекторских групп, и побеждал не здравый смысл, а амбиции.
 
Цикл “Архитектурные прогулки” иллюстрируют фотоматериалы городского архива, собрания архивного отдела Заполярного филиала ГМК “Норильский никель”, института “Норильскпроект”, личного архива Станислава Стрючкова, а также открытых источников.
История этого медведя закончится на Гвардейской площади
Один из городских праздников. Возможно, норильчане возвращаются с водного представления в бассейне
Вот оно какое наше лето в парке
0

Читайте также в этом номере:

SAP и грейды – это в тренде (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Здесь будет новый участок (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Подземный девайс (Екатерина БАРКОВА)
Лучший мастер – это она (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Практический подход (Лариса ФЕДИШИНА)
Спасибо, люди! (Татьяна РЫЧКОВА)
Тот самый орден (Яна АНДРЕЕВА)
Его любила даже кинокамера (Валентина ВАЧАЕВА)
Документальный рассказ (Лариса ФЕДИШИНА)
Сразились за ТБ (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Грудное восПитание (Татьяна РЫЧКОВА)
Оптимизировали время (Екатерина БАРКОВА)
Традиция делать добро (Татьяна РЫЧКОВА)
Кукловидение (Лариса ФЕДИШИНА)
А это оттепель… (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск