Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Документальный рассказ
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
26 марта 2015 года, 15:48
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Презентацией архивных фондов, связанных с Норильским горно-металлургическим комбинатом имени Завенягина, норильские хранители исторических документов отметили профессиональный праздник – День архивов. Встреча посвящалась приближающемуся юбилею компании – 80-летию флагмана отрасли.
История Норильского комбината отражена в нескольких архивных фондах, которые представили гостям праздника: это документы, касающиеся работы никелевого и медного заводов, Дудинского морского порта, управления строительства и других подразделений – всего более 115 тысяч единиц хранения.
Доили Норилку и Гейшу
Основные документы, как сказала главный специалист городского архива, кандидат исторических наук Евгения Сидорук, это производственные приказы по основной деятельности, по личному составу, годовые планы предприятий, техническая документация, бухгалтерские отчеты. К оформлению последних, надо заметить, в предвоенные годы подходили очень творчески: отчеты сопровождали рисунками, иногда у доморощенных художников получались настоящие картины. Самый важный материал выделяли шрифтами. В таланте и выдумке оформителей этих документов гости смогли убедиться, посмотрев представленные на стенде образцы – отчет Дудинского отделения о навигации 1941 года, производственный рапорт о проходке горных выработок в 1942–1943 годах, “Основные итоги работы Норильского совхоза за 1937–1946 годы” и другие.
Так, из документов мы узнали, что урожай белокочанной капусты “Слава 1305” в 1945 году составил 22 тонны с гектара, год спустя – 18 тонн. Почти такие же показатели: 22 и 17,8 тонны дал сорт “Номер первый”. Редьки “Грайворонская” в 1945 году собрали шесть тонн, данных за первый послевоенный год не приведено. Всего же, как написано в отчете, овощей на закрытом грунте получено: 16 центнеров в 1938 году, через год после организации совхоза “Норильский”; в 1940-м – 440 центнеров, в первый год войны – 365, а в 1946 году удалось собрать 160 центнеров плодоовощной продукции.
Поскольку свежие овощи, мясо, молоко в условиях Крайнего Севера “имеют значение не только как продукты питания, но и как средство предотвращения от заболевания цинги и других видов авитаминозов”, в отчете очень подробно рассказывается о надоях от каждой имевшейся в совхозе коровы: Шумовки, Дудинки, Норилки, Гейши, Баварии, Шалуньи, Грозы, Чудной. Например, Гейша, в отчете указано, что она родилась в 1940 году, дала в 1946 году 4079 литров молока. От трехлетней буренки по кличке Шалунья в 1939 году надоили 3407 литров молока, в 1946 году – 2248 литров.
К слову о здоровом питании. Евгения Сидорук показала отчет врача Степанова о его работе в Норильске в 1930–1932 годах. На десяти страницах убористым почерком доктор пишет о становлении медицинской службы, о первой импровизированной больнице, которая работала в “Норильскстрое”. Дает анализ местного климата, влияния географических условий на приезжее население. В отчете Степанова впервые говорится, что не родившимся здесь людям, а приехавшим с Большой земли трудно, а иногда и невозможно адаптироваться в условиях Крайнего Севера. Врач советует питаться местными продуктами, пишет об авитаминозах и путях лечения заболевания. Обозначает, как проводить витаминизацию населения.
Один из примеров массовой витаминизации норильчан общеизвестен: в начале Великой Отечественной войны на озере Лама построили “витаминку”, чтобы наладить выпуск противоцинготного средства из лиственничной хвои. В день получалось примерно четыреста литров “хвойного кваса”.
С заботой о лошадях
Фонд Норильского комбината – один из самых востребованных, хотя на сегодня собрание документов НГМК является непополняемым. Фонд насчитывает 5189 единиц хранения. Значительная часть бумаг, связанных с Норильским комбинатом, долгое время имела гриф “Совершенно секретно”, теперь они выдаются исследователям в читальном зале городского архива.
Самые ранние документы из фонда, как сказала Евгения Сидорук, относятся к началу 1930-х годов. Среди них договор Норильского медно-никелевого комбината с Гипроцветметом о продолжении геологических изысканий на территории, чтобы выявить запасы руды и просчитать экономическую целесообразность строительства комбината.
Докладная записка на имя Ивана Зарембо, начальника экспедиционно-промысловой конторы (“Норильскстроя”), от сотрудника экспедиции, который предлагает не отправлять на работу неподкованную лошадь, иначе “она убьется на льду”, и отвечать никто не будет.
Вот радиограмма, присланная в 1931 году в Дудинский порт Доронину: “Семьи рабочих (указаны их фамилии) отправлены в Норильск зимним аргишом. У жен рабочих, прибывших ранее, обязательно проверить документы, т.к. некоторые рабочие оставили своих жен в Красноярске. А по дороге взяли других женщин, даже с детьми, предложив этим женщинам немедленно выехать”.
Интересно было рассматривать на презентации фотографии первых промышленных объектов Норильска: кирпичного завода, рудника “Угольный ручей”, узнать, что в профессиональное соревнование за звание лучшего были вовлечены не только крепильщики, бурильщики, но и коногоны. Это люди, управлявшие лошадью, которая по рельсам везла вагонетки с углем и рудой. Чтобы стать лучшим в профессии, коногон должен был перевыполнять норму, соблюдать правила езды, не допускать схода вагонов, содержать лошадь в хорошем состоянии.
Тему продолжили сообщением о создании 1 февраля 1939 года гужевой санной помощи, которая обслуживала и вольнонаемных, и заключенных. Из воспоминаний врача Зои Ильинской, в конце 1940-х годов работавшей в Норильске: “У меня в распоряжении была лошадь, кучер Вася и валенки. Так и ездила по поселкам, приходила в балки и бараки и оказывала медицинскую помощь”. Вася даже спасал Зою Петровну от нападения бродячих собак.
В том же 1939 году на работу в заполярный поселок приглашен молодой ленинградский архитектор Витольд Непокойчицкий. Он “принял поселок”, в котором стояли 22 деревянных дома, 29 каменных, два гипсовых жилых здания. Но уже получили название первые норильские улицы: в ноябре 1938 года были узаконены Горная, Заводская, Пясинская, Мельниченко, последняя была названа в честь сотрудника ВОХР, застрелившего заключенного при попытке к бегству. Через год после приезда архитектор Витольд Непокойчицкий возглавил работу над генеральным планом Норильска. Место под строительство многоэтажного города он выбрал с подачи начальника комбината Авраамия Завенягина.
В городском архиве немало документов, связанных с именем и этого выдающегося норильчанина. Но наше внимание обратили на приказ №235 от 14 мая 1938 года, которым Завенягин “в целях решительного укрепления руководства строительством и эксплуатацией комбината” утвердил организационную структуру предприятия. В основном она сохранилась до начала 90-х годов, менялись лишь названия подразделений. Авраамий Завенягин приказывает создать проектно-сметный, геологический, плановый отделы, управление лагеря и управление строительства, отдел пожарной охраны, торговый, санитарный и культурно-воспитательный отделы, административно-хозяйственную часть.
Секретари Авраамия Павловича отмечали скрупулезную работу своего шефа над документами. Он серьезно их правил, делал пометки синим, зеленым и красным карандашами. В архивные дела подшиты черновики и чистовая копия приказов Завенягина.
Написанному верить
– Я позавидовала некоторым документам, хранящимся в городском архиве, например, имеющим отношение к начальнику кобальтового завода (завода №25) Владимиру Алексеевичу Дарьяльскому, – сказала руководитель музея никелевого завода Людмила Реннер. – Когда находишь документальное подтверждение твоим изысканиям, радуешься как ребенок, если разочаровываешься в том, в чем был уверен, становится печально, – поделилась Людмила Эдуардовна. – Человеческой памяти свойственно забывать многие события, упускать детали. А документам можно верить.
Собрание норильского архива востребовано многими исследователями-краеведами, в том числе и уехавшими из города. Недавно новую книгу выпустил Михаил Важнов. В историческом исследовании “Судьба” о Владимире Матвееве, первом от НКВД начальнике строительства комбината, использованы материалы норильского архива.
Документальный рассказ о нашем городе и комбинате продолжили гости праздника. Им предложили участие в фотовикторине. На большой экран вывели снимки норильских магазинов. Нужно было узнать объект и сказать, сохранился ли он. Собравшиеся – в основном женщины – без труда определили, что на этом фото очередь за детскими шубками в магазине “Детская одежда” (теперь это “Престиж”), на другом – детское кафе “От двух до пяти”, оформленное неповторимыми изразцами Наили и Рагима Сейфулаевых. Далеко не все были уверены, что светящиеся колонны – это ростомеры в магазине “Мальчиш-Кибальчиш”. Никто не вспомнил магазин “Юный техник”. Зато все узнали интерьер ресторана “Таймыр” и после викторины с удовольствием рассматривали фотоальбом, рассказывающий об участии лучшего предприятия управления торговли НГМК в Выставке достижений народного хозяйства страны в 1969 году. Это тоже история, которую сохранили для нас специалисты городского архива.
Норильск не каждому открытый... Экскурсия в хранилище документов
Это же художественно-производственное издание!
Людмила Реннер заинтересовалась книгой почета норильчан
0

Читайте также в этом номере:

SAP и грейды – это в тренде (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Здесь будет новый участок (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Подземный девайс (Екатерина БАРКОВА)
Лучший мастер – это она (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Практический подход (Лариса ФЕДИШИНА)
Спасибо, люди! (Татьяна РЫЧКОВА)
Тот самый орден (Яна АНДРЕЕВА)
Его любила даже кинокамера (Валентина ВАЧАЕВА)
Сразились за ТБ (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Уникальное и безобразное (Лариса ФЕДИШИНА)
Грудное восПитание (Татьяна РЫЧКОВА)
Оптимизировали время (Екатерина БАРКОВА)
Традиция делать добро (Татьяна РЫЧКОВА)
Кукловидение (Лариса ФЕДИШИНА)
А это оттепель… (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск