Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Паровоз переехал
В НОМЕР!
24 июня 2010 года, 11:28
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Екатерина СТЕПАНОВА
Вчера демонтировали стоявший на берегу реки Амбарной памятник строителям первых узкоколеек Норильского промрайона – паровоз Г-274. Раритет в тот же день был установлен около административного здания Норильской железной дороги.
Не все проезжающие по трассе Норильск –  Алыкель знают историю мемориального паровоза на реке Амбарной. В музее НЖД готовы восполнить этот пробел.
Сотрудники музея рассказывают: самая первая железная дорога в Норильском промрайоне была построена в 1937 году в авральном режиме. В основном силами норильлаговцев. Первые поезда проходили 114-километровый участок примерно за неделю. Потом этот срок удалось сократить до двух-трех дней. Однако растущие потребности Норильского комбината узкоколейка обеспечить не могла, и в 1947 году было принято решение о строительстве железной дороги нормальной колеи (1524 мм). К 1952 году работы были в основном закончены. Тогда же начался демонтаж старой узкоколейки. Разбирали дорогу настолько тщательно, что, когда руководство комбината решило воздвигнуть памятник строителям и эксплуатационщикам старого пути, выяснилось: в Норильске не осталось даже самой захудалой вагонетки.
В музее ссылаются на воспоминания начальника Норильской железной дороги в 1986–1994 годах Александра Мороза.
– Привести мост в порядок обещали красноярские мостовики, документы о строителях дороги постепенно скапливались. Но возник вопрос: где взять паровоз? По документам значилось, что, когда в Норильске закончилась эра узкоколеек, оставшуюся технику передали другим предприятиям страны. И вот в 1988 году я командировал нескольких своих работников на поиски, надеясь найти хотя бы однотипный паровоз. Повезло ревизору по безопасности движения Петру Шинкарчуку, – рассказывал Мороз.
 
Был металлолом, стал памятником
Шинкарчук обнаружил такой паровоз в Гайворонском локомотивном депо в Украине. Забытый всеми, заросший травой. Пусть не “норильчанин”, но 1950 года выпуска. Несмотря на весьма запущенное состояние “старичка”, начальство Одесской железной дороги, к которой относилось депо, отказалось отдавать паровоз. Пришлось подключать связи в Министерстве цветной металлургии. За паровоз норильчане тогда не только заплатили как за металлолом. Пришлось еще откупиться трактором “Беларусь”. После чего 28-тонную покупку погрузили на платформу, и она отправилась в Мурманск, а оттуда – в Дудинку. К Дню железнодорожника, 29 июля 1992 года, отремонтированный паровоз установили на мосту у речки Амбарной.
– К сожалению, в последующие годы нам приходилось сталкиваться со случаями, когда на мемориальном паровозе оставляли надписи, – рассказал “ЗВ” заместитель директора НЖД по общим вопросам Алексей Черный. – Поэтому было принято решение о демонтаже паровоза и установке его возле административного здания НЖД. Так нам будет проще осуществлять контроль за сохранностью уникального памятника.
Паровоз на Амбарной останется только на фотографиях
0

Читайте также в этом номере:

Старт в сентябре (Ален БУРНАШЕВ)
Очередь за водой (Татьяна РЫЧКОВА)
Посвященный юбилею (Юлия КОСТИКОВА)
Берегите головы (Алена БУРНАШЕВА)
Осталась неделя (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск