Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Молочный день
Специальный репортаж
13 апреля 2009 года, 13:34
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Пару лет назад в семье моих знакомых случился маленький скандал: муж ни за что не хотел пить норильское молоко, а жена убеждала, что только его и стоит употреблять. Аргументировала просто: разве может быть полезным привозное стерилизованное молоко, да еще со сроком годности полгода?! К соглашению мои знакомые не пришли, но муж стал покупать два пакета напитка, и каждый добавлял в утренний кофе «свое» молоко.
Какая разница, скажет иной читатель, если все молоко не из-под коровы? Разве что цена отличается. Так, да не совсем.
В прошлом году Государственная Дума приняла новый «продовольственный» закон, направленный на поддержку отечественного сельхозпроизводителя. Как написано в новом техническом регламенте на молоко и молочную продукцию, документ принят для  «защиты жизни и здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции».
 
Без стерилизации
Норильчане всегда пили восстановленное молоко, даже во времена, когда комбинат содержал коровник и норильские буренки давали до десяти тонн молока в сутки. В магазинах же продавали напиток, изготовленный из привозного сухого молока. На разлив, в бутылках, треугольных тетрапакетах, полиэтиленовой пленке. За полвека существования в Норильске молокозавода менялась упаковка, совершенствовалось оборудование, по иному, чем при советской власти, строились отношения с поставщиками. Но технологический процесс по сути своей оставался прежним: качественное сырье плюс вода… Ни стабилизаторов, ни консервантов, ни режима стерилизации – ничего, что ухудшало бы вкус изделий.
Продукцию Норильского молокозавода необходимо хранить от трех до семи дней при температуре не выше 6 градусов.
За последний год предприятие заметно увеличило объемы производства. Прошлой весной резко подорожала привозная продукция, но наше молоко держит отпускную цену неизменной уже почти полтора года. Летом на два процента дороже стали кефир, бифидок, мацони и сливки, что, правда, не повлияло на популярность местных напитков. Качество нашей «кисломолочки» проверено временем! Она, как утверждает начальник заводской лаборатории Людмила Левченко, производится путем сквашивания молока или сливок специальными заквасками живых микроорганизмов. Благодаря непродолжительному сроку реализации продукции полезные бактерии остаются живыми до конца хранения.
Людмила Родионовна уверят, что наш кефир очень полезен при малокровии, истощении, в профилактике онкологических заболеваний. А бифидок укрепляет иммунитет и помогает усвоению витаминов, незаменим при дисбактериозе, лучевой терапии и так далее.
Обыватель вряд ли задумывается о лечебных свойствах кисломолочной продукции. Для него важнее, что наши кефир да йогурт просто вкусные. К слову, если вам не хочется употреблять лишние калории, не покупайте шестипроцентный йогурт. Есть нежирный полуторапроцентный – в стаканчиках с коровкой.
… В цехе, где все смешанное, сквашенное, взбитое разливают и расфасовывают, почти стерильно и тихо – с поправкой на работающее оборудование. На каждом участке своя операция. Оператор Татьяна Ладошина нынче стоит на кефире. Финпак разливает и фасует, а оператор следит за процессом. Татьяна Павловна еще на старом заводе работала, вместе с коллегами принимала новое предприятие, запущенное к «золотому» юбилею Норильского комбината.
Тогда не делали йодированного молока, не использовали тетрапакеты с яркими картинками, но именно в советские времена предприятие выбрало процент жирности для своей продукции. Почти четверть века норильская ряженка – 4 процента, сливки – 10 процентов, кефир, мацони, бифидок, простокваша имеют 3,2 процента жирности. Как молоко.
 
Не сквасится такое никогда
Таким же оно останется, когда будет называться молочным напитком. Федеральный закон о техническом регламенте определяет молочный напиток как продукт, «произведенный из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды». Зимой, как утверждают специалисты, таким способом производят до 95 процентов российского молока. Получается, что почти всем предприятиям-изготовителям придется заказывать сезонную упаковку. Зимой страна употребляет молочный напиток, летом – молоко?
Впрочем, как вы понимаете, коровы не дают молоко жирностью 1,8 или 3,5 процента. Таковым его делают производители. А для нормализации содержания жира добавляют сухое молоко, разведенное водой. Есть, в том числе в норильских магазинах, продукция, на которой написано: «Произведено без добавления сухого молока». Стоит она, соответственно, не 45–48 рублей за литр. Хотя мне трудно поверить, что даже семидесятирублевое молоко – натуральное и полезно после стерилизации.  
В Норильске, повторюсь, продукцию не стерилизуют. Ее пастеризуют, сохраняя оптимальное содержание и почти идеальное соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Важно и то, что предприятие покупает проверенное сырье у производителей с хорошей репутацией.
– Из некачественного сухого молока невозможно сделать хорошую продукцию, – утверждает заместитель директора завода Вячеслав Алаторцев. – Грибки не обманешь: если в сырье обнаружатся антибиотики да растительные жиры, которые живая закваска не приемлет, ни кефира, ни творога, ни бифидока – ничего не получится. Сколько ни настаивай молоко на закваске – только зря добро переведешь.
В практике предприятия были случаи, когда пришлось возвращать сухое молоко поставщику. За счет самого поставщика, разумеется. Чтобы обезопасить себя, норильчане закупают сырье небольшими партиями у разных, но проверенных производителей – в том числе в Москве, во Всероссийском научно-исследовательском институте молочной промышленности. Работают они в Белоруссии и в Шушенском. Как говорит Вячеслав Алаторцев, белорусское сухое молоко дороже российского, но это не повод экономить деньги. В угоду качеству.
Качество норильской марки гарантирует производитель. Она востребована потребителем. В первом квартале нынешнего года  молока, снежка, творога, простокваши, майонеза и другой продукции продано на 15 процентов больше, чем в январе-марте прошлого года. И, как говорится, темпы сохраняются. Но как поведут себя покупатели, когда через месяц-другой увидят на прилавках не привычные пакеты с надписью «Молоко питьевое пастеризованное», а «Молочный напиток пастеризованный», – вопрос.
Впрочем, по сути, для нас ничего не изменится, только технический регламент. Формальность. Пищевая ценность в 100 граммах молока останется прежней: жира – 3,2 грамма, белка – 2,6, углеводов – 4,7 грамма. Калорийность 58 ккал. Срок годности, рекомендуемая температура хранения тоже не изменятся. Потому что технология на заводе традиционная, проверенная временем и людьми, поставщики – самые надежные.    
Молочный напиток – молочный продукт, произведенный из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды.
Кстати, своим знакомым, спорящим, какое молоко лучше  к утреннему кофе, я посоветовала покупать норильские сливки. Они не такие жирные, да и дешевле привозных. С этим точно не поспоришь.
Карусель для мороженого
Йогурт норильской марки
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск