Малыш родился
Беседы с психологом
28 февраля 2013 года, 17:33 Текст: Ирина ГРОЗА, педагог-психолог высшей категории центра внешкольной работы г. Норильска, кандидат психологических наук
|
Сегодня “Заполярный вестник” открывает новую рубрику, которая наверняка окажется полезной нашим читателям. Любой вопрос, который приводит вас в состояние нервного напряжения, переживания, замешательства – касается ли он маленького ребенка, подростка или взрослого человека, – можно адресовать специалистам в рубрику “Беседы с психологом”. Первая публикация посвящена одному из важных периодов в жизни человека.
За первый год жизни малыш проходит огромный путь в развитии. Познает мир, учится ходить, говорить, пользоваться различными предметами, общаться с окружающими. Первые впечатления ребенка накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. И если малыш что-то недополучает до года, то в дальнейшем это невозможно компенсировать.
Ребенок полностью зависит от взрослых, он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности и поэтому плачет, давая понять, что его нужно накормить, напоить или переодеть. К сожалению, в молодых семьях существует дефицит знаний о воспитании маленьких детей. И конечно, у родителей возникает много вопросов: как правильно брать младенца на руки, как с ним общаться, что делать, если он плачет, что такое кризисы развития. Где получить ответы на все вопросы? Давайте попробуем разобраться. На консультацию обратилась Елена, 24 года, молодая мама двухнедельного Митеньки. Родители Елены настаивают на том, что ребенка не нужно часто брать на руки, потому что он избалуется, привыкнет к рукам. “Пусть лежит в кроватке, а ты в это время больше дел сделаешь”, – учат они. Елена с этим мнением не согласна. “Кто прав?” – задает она вопрос. Обязательно берите своего ребенка на руки, когда вы переодеваете его, купаете, ласкайте, нежно говорите с ним. Именно такое отношение к ребенку формирует у него базовое доверие к миру, уверенность в том, что родители любят его, что он им нужен. С этой уверенностью ребенок пройдет по жизни, она поможет ему преодолевать препятствия, которые встретятся на пути. Эта уверенность поможет сформировать чувство собственного достоинства. Если младенец получает все, что ему нужно, то окружающий мир он воспринимает положительно. Если же его потребности остаются неудовлетворенными, то окружающий мир воспринимается недоброжелательным. Самая важная потребность малыша – любовь и внимание. Она является фундаментальной, ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Жизнь младенца обедняется, если он все время лежит одиноко в кроватке. Вспомните, как относились к младенцу наши бабушки и прабабушки: ребенка качали в колыбели, пели ему песни, у многих народов было принято носить ребенка, привязывая к себе. Все это очень полезно для малыша, ведь он чувствует себя в безопасности рядом с родителем. И сейчас есть специальное приспособление, которое освободит руки мамы, – слинг. Это традиционная переноска для детей, обеспечивающая правильное физиологическое положение ребенка, такое же, как у мамы на руках, безвредное для неокрепшей спины и суставов ребенка. Если у вас есть специальное детское креслице, то берите малыша с собой в ванную комнату, на кухню. Мама сможет общаться с ребенком и делать домашние дела, а малыш с интересом будет рассматривать новую обстановку и наблюдать за мамой. Для гармоничного развития ребенку необходимо общение со взрослым. Он нуждается в постоянном звучании голоса родителей, обращенного к нему. Младенец предпочитает особую речь, так называемый беби-ток, с которой обычно все взрослые обращаются к маленькому ребенку. Это нежные, высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно адресованные малышу. Дети, с которыми подолгу разговаривают родители, с удовольствием гукают, вокализируют, то есть играют со звуками. Малыши, испытывающие дефицит общения, молчаливы, у них надолго задерживается появление настоящей речи. Признаки общения наблюдаются у ребенка с третьей недели. Увидев близких людей, он останавливает взгляд на лице мамы, смотрит в глаза, вскидывает ручки, двигает ножками, издает звуки и начинает улыбаться. Эта эмоциональная реакция называется комплексом оживления. Благодаря комплексу оживления устанавливается положительная эмоциональная связь ребенка со взрослыми, удовлетворяется его потребность в общении. Старайтесь чаще говорить с малышом, улыбаться ему, рассказывать стишки, сказки, целовать его, перебирать ему пальчики на руках. Отсутствие комплекса оживления в младенческом возрасте должно насторожить родителей, так как это может быть признаком задержки психического развития ребенка. На консультацию обратилась Светлана, 23 года, с вопросом: нормально ли то, что ее десятимесячный Сережа боится ходить сам, он держится за мамину руку? Это абсолютно нормально, ребенок еще недостаточно освоил навык ходьбы. Не торопите события, скоро ребенок пойдет, важно поддерживать его похвалой. Давайте разберемся, что должен уметь ребенок до года. В возрасте одного месяца малыш поднимает подбородок, его пальчики сжаты в кулак, руками он производит хаотичные движения. В два месяца малыш старается держать голову, поднимает грудь, удерживает вложенный в его руку предмет несколько секунд. В три месяца он тянется за предметом, движения его пальчиков не дифференцированы, он может удерживать вложенный в руку предмет до десяти секунд и уже тянет его в рот. В четыре месяца малыш сам переворачивается на бок, сидит с поддержкой. В пять месяцев переворачивается на живот, эта поза более предпочтительна для него, поскольку идет подготовка к ползанию. Большой пальчик противопоставляет другим. В возрасте шести-девяти месяцев ребенок активно ползает. В шесть-семь месяцев ребенок самостоятельно встает, ползает, размахивает игрушками, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку. Уже может сидеть без поддержки, а в восемь – встает, садится и ложится сам, берет мелкие предметы двумя пальчиками, большие же – всей ладонью. Показывает нос, глаза, умеет прощаться – машет рукой. В девять месяцев стоит и передвигается с поддержкой. В десять-одиннадцать месяцев может влезть самостоятельно на небольшой предмет и слезть с него, ползает, опираясь на колени и руки, ходит, держась двумя руками, пытается делать шаги без поддержки. Малыш уже правильно использует предметы – катает машинку, бросает мячик, подносит ко рту чашку с водой. В год уже умеет ходить, иногда держась одной рукой. Но поскольку каждый малыш индивидуален, что-то у него может получаться чуть раньше или позже. На консультацию обратились молодые родители Сергей и Анастасия. Их Вареньке три месяца. “Как и во что играть с ребенком? Какие можно использовать игрушки?” – спрашивают родители. С самых первых дней у ребенка в кроватке на расстоянии 50 сантиметров подвешивайте яркие игрушки, картинки, ленточки, можно на кровать посадить куклу. Меняйте игрушки время от времени. Часто ребенок берет игрушки в рот, это абсолютно нормально, так как рот служит важным органом познания, дающим ему богатую информацию о предмете. Очень важно, чтобы игрушки были безопасными: из экологически чистого материала, достаточно большими, чтобы ребенок не мог их проглотить. После трех месяцев ребенка полезно выкладывать на животик, в таком положении он сможет рассматривать все вокруг, а если рядом положить неваляшку, то он сможет толкать ее ножками и ручками, слыша при этом, как неваляшка “откликается” на его действия. Пяти-шестимесячный малыш любит гулять по квартире на руках у взрослого, рассматривать предметы: часы на стене, картины, цветы на подоконнике. Называйте эти предметы, рассказывайте, для чего они нужны, ребенок запомнит это и в следующий раз будет искать их глазами, если вы спросите: “Где часики – тик-так?”. Так закладываются основы понимания речи, усиливается интерес малыша к предметному окружению. Игры, которые можно использовать, – прятки (родитель закрывает лицо ладонями, приговаривая: “Ку-ку. А вот и я”), “Коза рогатая”, “Сорока-воровка”, “Подковали ножки” и так далее. Придумывайте сами эмоционально приятные для ребенка игры. В процессе этих игр интенсивно происходит подготовка к речи. Малыш следит за вашей артикуляцией, прислушивается к интонациям и учится им. Когда вы повторяете за младенцем его же собственные звуки, он стремится вновь воспроизвести их. Во втором полугодии ребенок старается переключить внимание взрослого на окружающие предметы, ему нравится наблюдать, как взрослый играет с игрушкой, катает мяч, крутит юлу. Затем он сам осваивает простейшие действия с предметами: пытается самостоятельно есть ложкой, причесываться расческой, баюкать куклу. Все это он осваивает к концу первого года. На консультацию обратилась Валерия: “Моей Наташе один год. Ребенок стал капризным, часто сердится, выражает эмоции недовольства. Что с ней происходит? Что с этим делать?” Причины капризов могут быть различными: ребенок болен, перегружен новыми впечатлениями, ему недостаточно родительского внимания. Еще одно объяснение такому поведению ребенка – кризисный возраст. Агрессивность, упрямство часто являются спутниками кризиса одного года. Он завершает этап личностного развития в младенческом возрасте. И все негативные проявления, которые упомянула Валерия, означают, что ребенок приобрел некоторую самостоятельность. Если ему не дают возможности ее проявлять, не дают свободу выбора действий, то в ответ он протестует, проявляет агрессию, недовольство. Позвольте своему малышу проявлять самостоятельность. Например, пусть он сам выбирает игрушку, с которой вы вместе будете играть. Или спросите: “Куда мы с тобой сейчас пойдем – смотреть часики или купать куклу?” Когда взрослые начинают учитывать свободу выбора и желаний ребенка, то данный кризис проявляется более спокойно: в новых умениях, в новом стиле поведения с окружающими людьми. Еще один способ борьбы с капризами – переключение внимания ребенка на что-то другое. Это может быть какой-то предмет, занятие, новое впечатление. Мы с вами, уважаемые молодые родители, рассмотрели младенческий этап жизни малыша. Следующая встреча будет посвящена теме “От года до трех”. Задавайте ваши вопросы. Если есть необходимость обратиться на консультацию к психологу, звоните 43-10-11. |
0 | Твитнуть |