Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Любимые учителя рассказывают…
МЕДИАШКОЛА
24 марта 2016 года, 16:12
Фото: Николай ЩИПКО
Вот и закончились весенние каникулы. Для многих старшеклассников – студентов MediaШколы в Норильске они станут последними в их школьной жизни. Придется прощаться с детством, привычным укладом и с замечательными учителями, которые вложили в них столько правильного, вечного, светлого… Но пока до этого волнующего момента еще есть время, ребята попросили своих самых любимых наставников сказать несколько слов о профессии, учениках, проблемах и победах, о самых памятных эпизодах их богатой трудовой биографии.
Светлана Владиславовна КУКЛИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №7:
– Помню, в нашем дворе было очень много маленьких ребятишек. Вечерами они дружно рассаживалась на скамейки, становясь прилежными учениками, а я, конечно же, была учительницей. Поэтому вопрос о моей будущей профессии не стоял. Поскольку я преуспевала в русском языке и литературе, сразу поняла, что хочу быть филологом. Тогда мама сказала фразу, которую я запомнила на всю жизнь: “Утонешь в тетрадях”. Как ни странно, меня это не испугало, и вообще тетради никогда не вызывали у меня панического ужаса.
За 38 лет мне не раз удалось побывать в роли классного руководителя. Все свои классы я “носила” как медальон на груди. Мой первый выпуск стал моей первой любовью, той, которая никогда не забывается и остается с тобой на всю жизнь. С ребятами мы часто собирались у меня дома, пили чай, отмечали дни рождения, разрабатывали мероприятия. А однажды произошла история, которая заставила меня понять, насколько храбры и самостоятельны мои ученики.
Мы с классом отправились кататься на лыжах на гору Шмидтиху. С рюкзаками, с едой поднялись на вершину. Кататься-то накатались, а как пришло время спускаться, поняли, что заблудились. Первой моей естественной реакцией был испуг. Детям я напрямую сказала: “Я не знаю, куда нам идти. Я боюсь, поэтому мы с вами сейчас просто спускаемся вниз”. Однако ребята в этой ситуации повели себя крайне неожиданно. Они решили, что меня надо морально поддержать, начали развлекать, рассказывать анекдоты и никоим образом не показывали, что им страшно. Так мы шли и, к нашему огромному счастью, встретили группу геологов. Бросились к ним с криками “ура!”. Тогда, наверное, первый раз в жизни я испытала очень сильный страх. Не представляю, что могло с нами случиться, если бы не посланные Богом геологи: видимо, пришлось бы тихо и гордо замерзнуть.
Многие дети после окончания школы стали моими хорошими друзьями. Сейчас это состоятельные, успешные люди. Ближе всех я общаюсь с моей любимой ученицей Еленой Галеевой. Она стала другом на всю жизнь. На самом деле я никогда не была ее учительницей. Познакомились мы в трудовом лагере для старшеклассников под Новороссийском. Она была озорной пятнадцатилетней девчонкой, а я – молодой и обаятельной двадцативосьмилетней женщиной. За время лагеря Леночка очень сильно привязалась ко мне, так и стали подругами. С ней у нас есть много интересных историй, которые мы сейчас вспоминаем с улыбками на лицах.
В 1987 году я возила детей на экскурсию в Ташкент, а заодно должна была отвезти передачку одному из своих учеников, который там служил в армии. Лена вызвалась поехать со мной, чтобы мне не было скучно; она на тот момент училась в десятом классе. Мы приехали в воинскую часть, разговорились с учеником, а когда пришло время возвращаться к ребятам, поняли, что опоздали на рейсовый автобус. Время позднее. В десять утра самолет домой. Мы в панике. Но, видимо, Бог пожалел нас. Мимо проезжал какой-то совершенно непонятный автобус – и нас подобрал. Вез он почему-то дрова. Но делать нечего, пришлось всю ночь спать между этими дровами. Вернулись ранним утром все в синяках, побитые. Это было, конечно, жутко, но зато есть что вспомнить.
Еще был жутковатый случай, произошедший в 2000 году. Решили мы с Леночкой свозить детей в красавицу Прагу. Я и раньше бывала в Чехии, но уж очень сильно хотелось показать ее ребятам.
Мы возвращались с пешеходной экскурсии, уже подходили к месту общего сбора, а когда начали пересчитывать детей, то недосчитались двух девочек. Такого ужаса я не испытывала никогда! Чужая страна, языка мы не знаем. Единственное, что я смогла сказать в той ситуации: “Пока мы их не найдем, из Праги не уедем!” Но тут один из ребят говорит: “Светлана Владиславовна, по-моему, девочки не ходили на экскурсию, остались в автобусе”. Я не помню, как добежала до этого злосчастного автобуса. Залетаю в него, а они там спят. Гора с плеч свалилась.
Я по сей день учу детей с большим удовольствием и с пониманием высокой учительской миссии. Усталости никогда не чувствовала, с уверенностью могу сказать, что у меня счастливая учительская судьба.
Записала Арина БАБЫКИНА
 
Марина Валерьевна ИЛЛАРИОНОВА,  преподаватель русского языка и литературы средней школы №28:
– Когда в 1997 году я окончила филологический факультет Томского государственного университета, неожиданно столкнулась с проблемой: оказывается, я до сих пор толком не знаю, кем хочу быть. Поработала на томском радио – рассказывала о погоде, в книжном издательстве – корректором, в лицее – учителем. И выяснилось, что место, где я получила максимум удовольствия, много импровизировала, по-настоящему творила, – школа!
Возможно, выбор зависит еще и от твоих преподавателей. Помню, поступив в школу юного журналиста при ТГУ, я мечтала писать статьи, брать интервью… Казалось, это так классно! Но педагоги оказались скучными. Результат: я не журналист, я – учитель. И это замечательно!
Когда я пришла работать в школу, мне было 20 лет, а первым моим ученикам – 17! Да еще попались спорт-
смены-шутники. Проверяли меня на прочность. Я тогда очень активно использовала видеотехнологии, показывала отрывки из произведений. Однажды все на перемене приготовила, а потом мальчишки тихонько фильм поменяли на другой – очень, как бы это сказать, пикантного содержания. Понятно, что в качестве реакции ожидалась истерика, докладная директору... Но я себя в обиду не дала! Прозвенел звонок, включили, смотрим. Пять минут, десять, ситуация перестает быть смешной, им самим уже неловко становится.
Извинились передо мной – и урок продолжился. Этот прием называется “ломка сценария”. Теперь я его использую достаточно часто.
Еще был случай. Мальчишка учился в 23-й школе, а я работала в 12-й. Он услышал, что я провожу интересные уроки. А парнишка был с творческой жилкой. С трудом, но перевелся в нашу школу. У нас был лингвистический класс, и брали туда по конкурсу. Он по нему не прошел, но каким-то образом ему удалось обаять администрацию, и все-таки его в этот класс взяли. Мальчишка картавил, плохая память никак не выдавала в нем человека, который мог бы стать, например, актером. Но в десятом классе он себя проявил – стал читать намного больше, чем все остальные. И доказал, что достоин, чтобы с ним занимались больше, чем с другими. Увлекся театром и в конце десятого класса заявил мне, что будет поступать в Москве на творческий факультет. Я его заставила заниматься с логопедами, мы очень долго с ним выучивали отрывки из произведений, потому что в театральную студию он не ходил. В итоге он поступил в самый главный театральный институт в нашей стране – ГИТИС! Я ему говорила: “Артем, первым делом я хочу тебя увидеть в главной роли в каком-нибудь военном фильме! И вот однажды звонит моя подруга и говорит: “Марина, Артема Федотова убили!” – “Как убили?!” – “Ну по второму каналу, в кино убили!” Я быстро переключаю, а он там действительно в роли военного летчика, умирает! Роль ему отлично удалась, впрочем, как и роль лучшего друга Валерия Харламова в “Легенде №17” (на фото справа). И я очень счастлива, что возилась с ним не зря!
Сегодня у меня новое увлечение – растить малышей с пятого класса. Старшеклассников уже сложно “переучить под себя”, они уже сформировались, и ты просто даешь знания. А с малышами можно творить что хочешь! И когда ты в речи детей, в телодвижениях вдруг видишь свое отражение – это так интересно! Ты их начинаешь воспринимать как собственных детей. Не могу представить, как буду с ними прощаться.
Записал Даниил ФЕДОРОВ
 
Белла Станиславовна ЗАВОРИНА, преподаватель изобразительного искусства средней школы №43:
– В детстве я мечтала стать художником. Из небольшого сибирского городка поехала поступать в Ленинградское художественно-реставрационное училище. Но судьба распорядилась так, что попала я в Иваново и поступила в училище, которое оказалось педагогическим. На практике я была в малокомплектной школе. Там в одном классе учились ребята из разных параллелей. Например, на первом ряду сидел один первоклассник, на втором ряду – два второклассника, а на третьем – несколько третьеклассников. И нужно было провести урок одновременно для детей из нескольких классов и параллелей, а работу построить так, чтобы интересно было каждому! И вот тогда я поняла, что очень хочу работать именно в школе и каждый день видеть эти замечательные, полные любопытства детские глаза.
Самый ценный опыт работы с детьми я получила, когда мне, совсем молодому педагогу, доверили классное руководство в пятом классе. Там были добрые и хорошие ребятишки, но они регулярно преподносили разные сюрпризы. И мы (шесть девочек и я) боролись с нашими неугомонными мальчишками: они всегда что-нибудь придумывали, а мы старательно исправляли их ошибки. Как-то прихожу я в школу, а меня встречает директор и говорит: “Зайдите в свой класс и наведите там порядок”. Я открыла дверь – и обомлела. Тогда в моде была прическа под названием “площадка”. Но моим мальчикам было мало просто прически, они хотели еще как-то выделиться... Такого разнообразия красок для волос, как сейчас, раньше не было, и они покрасили свои волосы в разные цвета художественной тушью и зеленкой! Я не нашла другого выхода, как построить всех и отвести в ближайшую парикмахерскую. После того как подстригли первую тройку, раздался громкий смех. Волосы-то сбрили, а вот головы остались именно такого цвета, какого была “площадка”! На следующий день 20 мальчиков пришли в школу лысые и с цветными головами: красные, желтые, синие, зеленые. Вот такие они – веселые пацаны из “З” класса.
Еще одна история произошла по мотивам спектакля “Гуманоид в небе мчится”, на который мы с классом ходили в театр. Сюжет про мальчика, который выдавал за своего отца постороннего мужчину. В итоге один из моих учеников поступил точно так же. Привел соседа, который сыграл роль строгого отца... И каково же было мое удивление, когда через пару недель пришел настоящий отец! Впрочем, он был поражен не меньше. Это был трудный, но любимый класс, который дал мне такую закалку, что я теперь могу спокойно найти подход к любому ученику, даже самому проблемному.
Свою педагогическую деятельность я начинала с учителя начальных классов и старшей вожатой, сегодня я заместитель директора по воспитательной работе и преподаю изобразительное искусство. И пусть я не стала художником, зато учу детей рисовать и понимать искусство, помогаю им определиться в жизни. Что может быть лучше?
Записала Мария СУХИНА
 
Людмила Аркадьевна КОТОВА, преподаватель английского языка гимназии №7:
– Я с пяти лет у кукол в тетрадках рисовала красной пастой тройки, пятерки, исправляла ошибки. И по сей день занимаюсь тем же самым – более 30 лет! И ни разу не пожалела, что стала педагогом. Я многому училась у своих учеников, делала выводы. Однажды в классе нужно было провести генеральную уборку. Мы отобрали по пять свободных девчонок и парней, распределили обязанности и принялись за дело. Девочки шумели, веселились. Вскоре меня вызвали к директору. “Ребята, скоро вернусь, и мы с вами продолжим”, – говорю я и ухожу. Возвращаюсь минут через 15, захожу в класс. Тишина. Девчонок нет, ни одной. Мальчишки старательно оттирают кабинет. “А где девчонки?!” – спрашиваю я. “А они сразу убежали, как только вы ушли…” – скромно ответили мальчики и вернулись к работе. Отмыли окна, парты, пол, прополоскали все тряпочки, встали солдатиками и спросили: “Вам еще чем-нибудь помочь?” В тот день я поняла, что на моих парней можно положиться, в отличие от девиц.
Бывали, конечно, и острые ситуации, из которых нужно было выкручиваться. Когда я помимо английского языка преподавала еще и немецкий, учился у меня один сложный класс. И однажды они решили меня проверить. На перемене написали на листочке: hure, что в переводе значит “сука”, и листочек положили мне на стол. Зайдя в класс и прочитав надпись, я на пару минут задумалась, как себя вести, отнести ли это слово к себе и что вообще делать? Я была еще неопытна, но сообразила и говорю: “Как здорово, ребята, что вы умеете находить слова. Но хочу вам сказать, что это по отношению к животным имеет то же значение, что и женский род – к людям”. “А слово, слово-то как переводится?” – не унимались ребята. “Ну, переводится-то как «сука»”, – невозмутимо ответила я. Ученики одобрительно загалдели: “Знает! Наш человек…” С этим классом конфликтов у меня с тех пор никогда не было.
Вообще я всегда старалась ставить себя на место школьников, искала с ними взаимопонимание, чтобы лучше разобраться в ситуации и понять, почему произошло так, а не иначе. И все проблемы я решала только с детьми, не затрагивая их родителей. Однажды ребята, которых я учила уже семь лет, пришли ко мне, выстроились в ряд с серьезными лицами, поклонились в пояс и сказали: “Большое спасибо, Людмила Аркадьевна, что вы не трясли наших родителей и все пытались разрешить с нами. Мы должны думать над своим поведением самостоятельно”. Думаю, это дорогого стоит.
Записала Полина ЗЕЛИНА
0

Читайте также в этом номере:

Ответ на пять (Виктор ЦАРЕВ)
По лондонским стандартам (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Город – это мы (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Еще и правнукам останется (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
На финишной прямой (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Обвязали “Надежду” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Майский круг Болотова (Лариса ФЕДИШИНА)
Всюду нужен он (Лариса ФЕДИШИНА)
Они мыслят эпохами (Татьяна РЫЧКОВА)
До чего дошел прогресс (Марина БУШУЕВА)
Страна невымученных уроков (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Нам НАНО технологии (Марина БУШУЕВА)
Гормоны счастья (Татьяна РЫЧКОВА)
Не изменяя традиции (Валентина ВАЧАЕВА)
Заморить червячка (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск