Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кого слушаются большие машины
ЮБИЛЕИ
1 ноября 2012 года, 15:38
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Автотранспортное объединение “ЦАТК” празднует 75-летие. С каким настроением норильские водители встречают юбилей, рассказал начальник отдела эксплуатации АТО “ЦАТК” Андрей ВЕРХОЛЁЗОВ.
– Юбилей встречаем с радостью. Есть повод – за последние два года существенно обновился парк нашего предприятия: пришел 21 новый самосвал и немало другой современной техники. На смену уже устаревшим БелАЗам – “Катерпиллары”. До конца года ожидаем еще 18 машин. При парке в 72 большегрузных автомобиля более половины составят импортные. Эти машины имеют большую грузоподъемность. Если у БелАЗов максимум 45 и 80 тонн, то у “Катерпилларов” это 55 и 90 тонн для разных моделей. В итоге за один рейс мы привозим больше груза, а значит, растет производительность труда.
 
Время становления
– Сколько у вас всего машин?

– Наш автомобильный парк насчитывает 409 единиц. А вообще, программа обновления техники АТО “ЦАТК”, разработанная управлением совершенствования производственной деятельности ЗФ совместно со специалистами автотранспортного объединения и одобренная директором Заполярного филиала Евгением Муравьевым, рассчитана до 2015 года и предполагает более четырех миллиардов рублей материальных вложений.
– А было время, когда вместо “Катерпилларов” ЦАТК имел парк… лошадей.
– Действительно, 7 июня 1937 года после успешного выполнения работ по транспортировке грузов в зимних условиях с Пясинского каравана приказом по “Норильскстрою” была создана транспортная контора, в которую вошли гараж, авиапорт, служба погрузочно-разгрузочных работ и конбаза. Это было одно из первых предприятий, созданных на Норильской земле, от этой даты мы и ведем отсчет возраста нашего объединения.
Становление автотракторного парка происходило очень тяжело. Отсутствие гаражей, дорог, водителей, слесарей, тепла создавало неимоверные трудности для немногочисленного тогда коллектива. В 1938 году на автобазе было 23 машины и 24 трактора. В основном автомашины ЗИС-5, ЗИС-6 и трактора ЧТЗ “Сталинец”.
– Как развивался автопарк?
– В 1940 году в автопарке уже 81 автомобиль со средней грузоподъемностью три тонны. Правда, во время войны большая их часть вышла из строя. Из-за недостатка в горючем часть машин была переведена на газогенераторы, другая часть работала на смеси бензина с лигроином, а 26 машин пришлось полностью перевести на тяжелое топливо, что отрицательно сказалось на техническом состоянии машин – их части быстро изнашивались и ломались. К счастью, в навигацию 1944 года автотранспортники получили подкрепление: американские машины “Студебеккер”, “Шевроле”, “Мак”, отечественные самосвалы. Работникам предприятия приходилось своими руками собирать кузова для этих автомобилей, изготавливать запчасти. Помимо этого, ремонтная служба снабжала норильчан самодельными кастрюлями и резиновыми детскими мячами.
 
Грузы всякие важны
– Какой период вы бы назвали началом подъема предприятия?

– 80-е годы прошлого века. Тогда ЦАТК совершил мощный рывок в своем развитии под руководством замечательного человека и великолепного руководителя Валентина Константиновича Полякова. К сожалению, его уже нет с нами. Немало было сделано по совершенствованию производства и социально-бытовой базы предприятия и в последующие годы, такими директорами ЦАТК, как Григорий Гаврилович Клок и Николай Степанович Насонов, которые, кстати, приглашены к нам на юбилей. С 1995 года коллективом АТО “ЦАТК” руководит Владимир Васильевич Букаткин, который, я считаю, достойно продолжает традиции руководителей, названных мною ранее.
– В 50-е автотранспортная контора перевозила пять миллионов тонн грузов в год, что составляло 64 процента всех грузов комбината. Значительно ли выросли объемы с тех пор?
– Если в процентном соотношении, цифра практически не изменилась – мы осуществляем около 70 процентов всех перевозок Заполярного филиала, а вот объемы выросли значительно: до 90 тысяч тонн в сутки и 29 миллионов тонн в год. А в связи с расширением производства в плане на 2013 год уже 31,5 миллиона тонн.
В Норильске мы перевозим руду из карьера рудника “Заполярный” на бункера НОФ и породу на отсыпку дамбы хвостохранилища №1 – это один из экологических проектов Заполярного филиала. В Кайеркане работают большегрузные машины – 45, 55 и 90 тонн, они перевозят вскрышную породу карьера рудника “Кайерканский” и полезные ископаемые: песчаник для отгрузки на металлургические предприятия и известняк для цементного завода, уголь для металлургических заводов и таймырских поселков. В Талнахе машины ЦАТК перевозят руду от скиповых стволов рудников на ТОФ, щебень – на закладочные комплексы. Всю номенклатуру перечислить невозможно, она насчитывает около сотни наименований грузов как для Заполярного филиала, так и для дочерних и зависимых обществ.
Кроме парка автомобильной техники у нас имеется две колонны бульдозеров и погрузчиков. Они работают в карьерах, на рудниках, перемещают породу на отвалах рудников, руду на складах, обслуживают дороги в карьерах и прочее. Колонна экскаваторов  работает на заводских территориях на отгрузке металлургического шлака, а также на рудном дворе Нулевого пикета. И еще одна колонна занимается перевозкой опасных грузов – перевозит взрывчатые вещества со склада на рудники и технологические растворы между предприятиями ЗФ.
– Очистку дорог от снега также ведет автотранспортное объединение?
– Этим занимается наше подразделение – управление автомобильных дорог и снегоборьбы (УАДиС). Летом УАДиС ведет ямочный ремонт дорог и укладку асфальта, а зимой чистит снег – как на дорогах НПР, подведомственных Заполярному филиалу, так и в карьерах и на трассе Норильск – Алыкель. Там работает колесная снегоочистительная техника, пескоразбрасыватели, которые устраняют гололедицу, колесные и гусеничные бульдозеры. Есть даже полосатый “Мерседес”, который одновременно и пылесос, и пескоразбрасыватель, и снегоочиститель, и даже бульдозер.
 
Без женщин
– Андрей Анатольевич, на кадровый голод предприятие не жалуется?

– Объединение укомплектовано необходимым персоналом на 96 процентов. Чтобы управлять БелАЗами, необходимо иметь высокую квалификацию и как минимум три года поработать на автомобилях меньшей грузоподъемности. Здесь кадров достаточно. Парк тяжелых бульдозеров также практически укомплектован машинистами. Есть вопросы по малым бульдозерам. На них меньший разряд, соответственно, выплачивается меньшая зарплата. Поэтому люди обучаются, отрабатывают положенное время и переходят работать на тяжелые  бульдозеры и большие погрузчики. Есть проблемы комплектования машинистами строительно-дорожной техники.
– Охотно к вам идет молодежь?
– Если говорить о возрасте работников, то в основном у нас трудится как раз молодежь, а также люди предпенсионного и пенсионного возраста. А вот 30–40-летних немного, в силу того что в 90-е годы многие ушли с предприятия или покинули город. Чтобы привлечь новые кадры, нынешним летом мы  совместно с Корпоративным университетом “Норильский никель” обучили 20 безработных молодых людей по профессии “машинист бульдозера”, 17 из них были приняты на работу. Еще одна группа соискателей проходит обучение в настоящее время,  набрана группа для обучения  в декабре. В дальнейшем мы продолжим эту практику.
Если человек хочет стать бульдозеристом, то он должен иметь корочки тракториста и быть обученным азам профессии. А для водителей большегрузных автомобилей необходимо как минимум иметь водительское удостоверение с открытой категорией С.
– Есть ли в ЦАТК женщины-водители?
– Ни одной, потому что на большегрузный самосвал женщины сами не пойдут, на опасных грузах машины поменьше, но там необходима высокая квалификация и дополнительное обучение. Я вообще считаю, что женщине не место на грузовике. Потому что тут нужен определенный склад характера, а женщины в критической ситуации часто просто бросают педали. Сам был свидетелем, и не раз.
– К вам приезжают рабочие с материка. Сложные условия их не пугают?
– Приезжим водителям у нас сложнее ровно настолько, насколько сложнее жить в Норильске. Если на материке зима три месяца и мороз до 20 градусов, то у нас большую часть времени водитель работает знаете в каких погодных условиях – практически девять месяцев идет снег, заносятся карьеры. Гололедица, метель, полярная ночь – все это усложняет работу.  
Когда нет видимости, транспорт не выходит. Ограничения по температуре есть для погрузочной техники. Это связано с тем, что металл на морозе ниже 40 градусов слабеет и быстрее выходит из строя. В прошлом году зима была относительно теплой, редко мело, поэтому в целом мы простояли по погоде две-три смены. Но зимы по-разному складываются, иногда и тяжелее приходится.
 
Труд и отдых
– Что лично вас привело на автотранспортное предприятие?

– Родился в Омской области, в селе Новопокровка. Отец 43 года работал шофером, и я с детства мечтал пойти по его стопам. Но до восьмого класса был отличником, поэтому решил учиться дальше и поступил в Сибирский автодорожный институт в Омске. В 1986 году по окончании вуза было распределение. Я долго не выбирал, посмотрел, где 120 рублей зарплата, где 140, а в Норильске – 260. Но было всего одно место, так что я решил: если не попаду в Норильск, то вообще не буду распределяться, поеду к родственникам работать на Усть-Илимский ЛПК. Но волею судьбы прошел по баллам и в итоге оказался здесь. По приезде устроился в ЦАТК, работал механиком. Через три года стал начальником отдела снабжения, потом начальником отдела эксплуатации. Вот уже 26 лет на одном предприятии.
– Большие машины не надоедают?
– Нет. Любовь к технике, притом любой, не проходящая, все время хочется освоить что-то новое. К тому же я сам не работал на этих машинах, но за рулем бывал, и не раз. Машина хотя и большая, но “мягкая”. Конечно, требуется определенный навык вождения, но наши опытные водители одинаково ездят как на своих легковых автомобилях, так и на большегрузных машинах.
– Однако не одной работой жив человек…
– У нас есть турбазы на озере Лама, реке Норилке, имеется небольшой речной флот, благодаря чему работники предприятия имеют возможность полноценно отдохнуть, выехать за грибами и ягодами.
Нельзя не отметить участие наших работников в спортивных мероприятиях, проводимых между подразделениями ЦАТК, а также в спартакиаде ЗФ по таким видам спорта, как волейбол, баскетбол, мини-футбол, теннис, плавание, шахматы, шашки.
– Что хотелось бы пожелать коллегам в связи с юбилеем?
– Желаю каждому члену нашего коллектива здоровья, благосостояния, которого достойны люди, живущие и работающие в сложных условиях Заполярья, а всему коллективу в целом, как единому организму, желаю хорошей работы как минимум еще 75 лет!
Новая техника – подарок к юбилею
Ремонт в руках квалифицированных специалистов
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск