Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как водится?
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
19 октября 2017 года, 14:49
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
На следующей неделе одно из старейших норильских предприятий – автотранспортное объединение “ЦАТК” отметит День автомобилиста и свой 80-летний юбилей. В канун праздника “Вестник” побывал в первой колонне, пообщался с опытными водителями и узнал, что в этой профессии случайных людей не бывает.
Название карьера “Медвежий ручей” давно кануло в Лету, а между тем среди водителей, кажется, навсегда укоренилось слово “Медвежка”. Именно здесь базируется первая колонна – одно из подразделений ЦАТК, которые расположены сегодня в разных районах НПР.
– В прежние годы мы обеспечивали перевозку горной массы из карьера и с Нулевого пикета на бункера Норильской обогатительной фабрики, породы в отвал и на дамбу хвостохранилища №1, – рассказывает начальник колонны Вячеслав Кравченков. – Учитывая, что объемы производства на этих переделах Заполярного филиала снизились и наши маршруты изменились, теперь мы занимаемся перевозкой грузов карьера рудника “Заполярный”, цементного и медного заводов… Объектов сейчас много.  
В парке первой колонны работают большегрузные автомобили – четыре 45-тонных БелАЗа и 15 карьерных автосамосвалов Caterpillar-773E грузоподъемностью 55 тонн.
– Техника с каждым годом совершенствуется. А в прежние годы, наверное, тяжелее было работать?
– Это как посмотреть… – рассуждает начальник колонны. – Сложнее было, потому что количество транспорта и объемы грузоперевозок были совсем другие. В карьере раньше работало до 50 единиц техники, а сегодня – три-четыре самосвала. Несопоставимые цифры. Помимо этого еще и по объектам наши автомобили грузы перевозили. А сейчас другая проблема – из-за снижения объемов производства мы вынуждены подстраиваться под существующие условия, перераспределять силы на другие объекты. К примеру, командируем большегрузные машины на перевозку серы на “Надежде”, выполняем сезонные работы и так далее. А постоянные объекты для нас – шлакоотвалы медного завода и НОФ, дамба на “Лебяжке”. Тем не менее мы надеемся, что карьер все-таки будет развиваться, объемы добычи вырастут… Несмотря на то что на этом объекте довольно непростые спуски-подъемы и работать зачастую приходится в сложных погодных условиях, для наших водителей сложностей нет. Коллектив у нас опытный. Хотелось бы его сохранить.
 
За рулем – только мужчины
Поверить в то, что стаж работы в ЦАТК у Вячеслава Владимировича 39 лет, сложно. Начальник первой колонны моложав, энергичен и бодр. Уроженец подмосковного Можайска коротко рассказывает о себе: служил в автобатальоне в Норильске, а после демобилизации решил остаться на Севере, устроился работать в ЦАТК.  
– Начинал, как и многие в то время, слесарем по ремонту автомобилей. Потом недолго поработал водителем. Стал механиком смены, старшим механиком, начальником колонны на основной площадке… – перечисляет основные вехи своей карьеры Вячеслав Владимирович. – В парке у нас были тогда в основном КраАЗы и “Магирусы”. А в начале 80-х я перевелся на “Медвежку”. Стаж некоторых водителей, с которыми я начинал работать, был, наверное, лет по сорок. Очень интересно рассказывали они про ЦАТК в послевоенное время. Про комсомольский десант в 1956 году, когда в Норильск приехало много молодых парней и девушек.
– А были здесь когда-нибудь женщины-водители?
– Были в автохозяйстве “Норильскторга”, которое в 90-х годах вошло в составе второй колонны в структуру ЦАТК. И даже сегодня в муниципальном НПОПАТ можно увидеть за рулем представительниц прекрасного пола. Что же касается нашего предприятия, то здесь работают только мужчины.
– Хотя за рубежом не делают исключений – там даже на большегрузной технике трудятся женщины.
– Все так, – соглашается Вячеслав Кравченков. – Но при этом ремонтом и техническим обслуживанием они не занимаются. И должность там называется не “водитель”, а “оператор большегрузных машин”. Думаю, что мы к этому еще не скоро придем… Тем более в наших климатических условиях. С другой стороны, и мы понемногу уходим от установленного в прежние годы порядка, когда на плечах водителя было абсолютно все. Сегодня ремонтом и обслуживанием наших машин занимаются подрядчики: одно из подразделений “Норильскникельремонта” – ПО “Норильсктрансремонт”, “Рударемонт”, а также официальный дилер самосвалов Caterpillar – компания “Восточная техника”.
 
Что в имени тебе моем
Большегрузные самосвалы Caterpillar, что и говорить, производят впечатление! Грузоподъемность каждого 55 тонн, а если добавить к этому еще и собственный вес машины, получается около 100 тонн… Примерно столько же, сколько весит самолет Ил-76. И наверное, человеку, который управляет такой махиной, непросто приходится. Ответить на этот вопрос начальник первой колонны предлагает водителю большегрузного автомобиля Владимиру Дьяченко.
– Конечно, когда непогода, а тем более гололед, непросто – сцепление колес с дорожным покрытием становится хуже, и здесь вообще нужен глаз да глаз, – признается один из самых опытных работников первой колонны – в ЦАТК Владимир Дьяченко устроился в 1995 году.
– Основную сложность создают прежде всего неблагоприятные метеоусловия, – подтверждает Вячеслав Кравченков. – Режим работы у нашего предприятия круглосуточный. Актировок нет. При этом водители несут ответственность не только за себя и за вверенную им технику, но и за всех участников транспортного движения. А если еще учесть ужесточившиеся за последние годы федеральные законы и требования, стандарты безопасности… – начальник колонны показывает на многочисленные пухлые папки на своем столе.
Я прошу Владимира Дьяченко немного рассказать о себе. Он немногословен: в Норильск приехал вместе с родителями из Белоруссии в 1984 году. После службы в армии вернулся на Север.
– Начинал работать на КамАЗах, КрАЗах, БелАЗах, а сейчас вожу Caterpillar-773E. Хорошая машина. Комфортная. Шума в кабине почти не слышно. И производительность у нее высокая – за один и тот же отрезок времени можно выполнить больший объем работ в сравнении с БелАЗами.
– Импортные машины требуют ремонта?
– Как и любая техника, – пожимает плечами норильчанин. – Самосвалы Caterpillar поступили к нам в 2011 году и эксплуатировались с того времени в круглосуточном режиме.
– Вы столько лет работаете на “Медвежке”. Наверное, уже с закрытыми глазами можете доехать до места?
– С закрытыми как проедешь? – смеется Владимир и уже серьезно: – Конечно, нюансы дороги за годы работы уже изучил, все уклоны знаю, так же как и “повадки” своей машины.
– Есть у вас традиция давать имена автомобилям?
Владимир качает головой. А его руководитель вносит ясность в это вопрос: в прежние годы на “козырьках” БелАЗов действительно можно было увидеть названия городов, откуда были родом водители, – иногда в одном экипаже собиралась “диаспора”. Ну а если работники колонны были местные, то появлялась надпись “Норильск”.
– Но сегодня мы уже отошли от этой практики – только наш логотип можно увидеть на самосвалах.
– Вне работы водите машину? – еще один вопрос Владимиру.
– Да. Хотя, мне кажется, в городе тяжелее ездить, чем на технологических трассах. Здесь, на предприятии, уже все и вся знаешь от а до я.
 
Большое событие
Большегрузный автомобиль, конечно, не лайнер. И тем не менее новичок за руль такой махины не сядет, подчеркивает начальник колонны. Требования к водителям карьерных самосвалов достаточно жесткие. И несмотря на то что четыре года назад коллектив колонны заметно обновился, все работники сегодня с техникой на “ты”. Вячеслав Владимирович не называет отдельных фамилий, как сказали бы в советское время – “передовиков производства”. И это понятно:  выбрать из 60 человек самых достойных сложно. Грядущий праздник – 80-летие автотранспортного объединения – большое событие абсолютно для всех. И в первую очередь для него самого, отдавшего столько лет родному предприятию и городу.
– На материк не собираетесь? – задаю вопрос энергичному норильчанину, уже заранее предполагая, каков будет ответ.
– Привык к Северу – холода не замечаю. Меня сейчас скорее жара больше пугает. Поэтому на материк не рвусь… Как отдыхаю? В своей избушке на озере Глубоком. И отпуск там провожу, и выходные – зимой и летом. Рыбачим вместе с женой. Она меня во всем поддерживает. Причем у супруги улов бывает даже более внушительный, чем у меня, – смеется Кравченков. – А мой самый большой трофей – налим весом примерно десять кило.
– Что пожелаете своему коллективу в канун юбилея ЦАТК?
– Прежде всего здоровья. Счастья в личной жизни, производственных успехов. Безаварийной работы. Ну и конечно же, всех-всех благ.
Большегрузные “Катерпиллары” – основа парка техники первой колонны
За годы работы в ЦАТК Владимир Дьяченко изучил все дороги от а до я
Карьер рудника “Заполярный” – непростой объект даже для опытного работника
0

Читайте также в этом номере:

Это нужно увидеть (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Достигнут баланса (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Газ под прикрытием (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И блоху подкуют (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лови волну (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Теперь с сертификатом (Лариса ФЕДИШИНА)
Свидетели времени (Лариса ФЕДИШИНА)
К пенсии готовиться надо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Брать или ждать? (Анна САРАФАНОВА)
Везите всё (Анна САРАФАНОВА)
Турнир для своих (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск