Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Это нужно увидеть
ПЕРСОНА
19 октября 2017 года, 14:25
Фото: Николай ЩИПКО, Владислав ШУКШИН
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В Норильск по приглашению “Норникеля” и при поддержке медиакомпании “Северный город” на четыре дня приезжал известный российский режиссер Александр СОКУРОВ. Для киноманов фигура культовая. Частью его пребывания в городе стали кинопоказ и творческая встреча со зрителями.
В фойе кинотеатра “Родина” было не протолкнуться. Это приятно удивило, ведь обычно авторское кино, зачастую сложное для неподготовленного восприятия, не собирает толпы зрителей. Да и имя Сокурова больше известно в Европе, чем в России. Тем не менее народу пришло много.
Картину “Одинокий голос человека” залу представила научный руководитель гуманитарных проектов “Норникеля” Юлия Кантор:
– Так сложилось, что мы с Александром Николаевичем знакомы больше десяти лет как два человека, которые были и остаются связаны с музейной деятельностью. Я долгое время работала в Государственном Эрмитаже, к которому и “Норникель” имеет не последнее отношение – Владимир Потанин возглавляет попечительский совет музея.
Рассказывать о художественных фильмах, тем более о таких, как фильмы Сокурова, – это все равно что пересказывать музыку. Лучше посмотреть. У картины особая история. Это первый фильм режиссера, запрещенный к показу в Советском Союзе. Пролежавший на полках не год, не два и не пять лет, чудом вынесенный со студии путем подмены пленок, кусками, и сохраненный до того времени, когда его стало можно показывать.
Вне политики
“Одинокий голос человека” – первая полнометражная работа  Сокурова в игровом кино, снятая в 1978 году и реконструированная в 1987-м на “Ленфильме” при содействии Союза кинематографистов.
Лишь перестройка и фестивальные награды восстановили официальный статус этой долгие годы запрещенной в СССР ленты. После того как фильм вышел в прокат в 1987-м, автор посвятил его Андрею Тарковскому, с которым его связывала дружба. Мэтр, в отличие от советских цензоров, высоко оценил молодого режиссера и поддержал его морально и профессионально в период борьбы за картину.
В основу ее сюжета легли произведения Андрея Платонова “Река Потудань” и “Происхождение мастера”. “Голос” – история об одиночестве, в которое погружают героев Гражданская война и предшествующая ей революция, и при этом – о любви. Главной декорацией служит полное отсутствие быта, нарочито гипертрофированное и этим добавляющее драматических красок. Хотя пересказывать действительно бессмысленно – это надо видеть.
– Время идет, мои фильмы, снятые на пленку, нуждаются в восстановлении и переводе на другие носители. А перевести на электронный носитель – это целая процедура, которая стоит довольно дорого, – рассказал после кинопоказа Александр Сокуров, отвечая на вопрос, почему привезли именно эту ленту. – Когда мы решали, что показать в Норильске, выбор пал на “Одинокий голос человека”, потому что нам удалось собрать деньги и отреставрировать этот фильм. Версию, которую вы увидели, мы показали только в Локарно и Риме, больше нигде.  И потом, мне не стыдно за эту картину. Она локальная, она вне политической истерии и политической актуальности.
Разговор со зрителями шел полтора часа, а потом продолжился за пределами кинозала. Вопросы режиссеру задавали не только про кино. Ответы на некоторые из них мы опубликовали в этом номере “Вестника”.
Человеческие связи
По словам режиссера, когда его пригласили в Норильск, он с удовольствием согласился:
– У меня никогда не было никаких человеческих связей с этим городом, не было друзей на севере России. Хотя я бывал в Мурманске, бывал в Северодвинске, у меня есть фильм “Повинность”, снятый на Северном флоте. Такая полуфантастика из жизни военных. Он хорошо известен за пределами России, но не показывался здесь.
Сокуров много ездит по стране, но не любит посещать “простые” города – предпочитает те, где кроме парадной витрины, кроме внешнего слоя есть еще другой. И для него было  принципиально важно, чтобы программа норильской поездки не была “витринной”.
– Это место намолено слезами, бедами и горем. Никогда не будет создано адекватное художественное произведение, которое передаст всю ту горечь и безнадежность, которые перенесли люди, построившие этот город, – считает он.
На медном заводе гостю показали плавильный и электролизный цеха, склад готовой продукции. Рассказали о технологии производства металла.
Еще одним пунктом посещения стала Дудинка. Там Александр Сокуров довольно много времени провел на одном из судов Арктического флота “Норникеля” – дизель-электроходе “Заполярный”. Пообщался с экипажем, расспросил о том, какие обязанности у команды и как устроено судно.
Гостя сопроводили на капитанский мостик, откуда открывается красивейший вид на Енисей, и в машинное отделение, показали камбуз и каюты. После экскурсии беседовали уже за чаем и расстались очень тепло: сфотографировались на память, режиссер подарил команде диск с двумя своими фильмами, а бравые ребята попросили еще подписать для них фото дизель-электрохода. Теперь в одном из помещений судна будет висеть в рамке изображение с автографом Сокурова и надписью “Экипажу “Заполярного” с поклонами и благодарностью за служение”.
Есть у Александра Сокурова и еще одно, неоднократно озвученное им, убеждение: настоящие градообразующие предприятия – это университеты, музеи и библиотеки. Поэтому в программе посещения были еще норильская Публичная библиотека, где режиссер  встретился и поговорил с активными читателями,  а также Музей Норильска и Таймырский краеведческий музей.
– Музеи – моя давняя гражданская и человеческая страсть. В нашей стране очень много блестящих музейных коллективов. Но мне кажется, экспозиционная работа должна быть более активной как с точки зрения подачи материала, так и с точки зрения смены экспозиций. Было бы хорошо продумать систему постоянного общероссийского обмена выставками. Это нужно как кровообращение, чтобы музейное дело не умирало и не превращалось в формальность, – считает режиссер.
 
СПРАВКА
Александр Сокуров – российский кинорежиссер, сценарист и оператор художественных и документальных фильмов. Заслуженный деятель искусств и народный артист России.
Создал порядка 20 художественных работ, переведенных на несколько иностранных языков, снял около 40 документальных фильмов и отмечен полусотней различных премий. Он трижды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Организации Объединенных Наций, премии Святого престола “Человек третьего тысячелетия” (Ватикан), Государственной премии Италии имени Витторио де Сика, премии “Триумф”, обладатель главного приза Веницианского кинофестиваля, восьмикратный лауреат премии ФИПРЕССИ, четырех премий “Ника”, трижды лауреат премии ТЭФИ.
Пятикратный участник программы Каннского фестиваля и почетный гражданин Венеции и Неаполя.
Член попечительского совета Государственного Эрмитажа.
Член Общественной палаты Санкт-Петербурга.
Член Совета по культуре и искусству при президенте РФ.
По решению Европейской киноакадемии, принятому к 100-летию кинематографа, Александр Сокуров вошел в число ста лучших режиссеров мира.
Инструктаж по ТБ на медном заводе
Таймырский краеведческий музей впечатлил режиссера своей фундаментальностью
Капитан дизель-электрохода “Заполярный” Илья Угорец с гордостью показал Александру Сокурову судно
0

Читайте также в этом номере:

Достигнут баланса (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Газ под прикрытием (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И блоху подкуют (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Как водится? (Елена ПОПОВА)
Лови волну (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Теперь с сертификатом (Лариса ФЕДИШИНА)
Свидетели времени (Лариса ФЕДИШИНА)
К пенсии готовиться надо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Брать или ждать? (Анна САРАФАНОВА)
Везите всё (Анна САРАФАНОВА)
Турнир для своих (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск