Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И счастье, и сладкая боль
Театральный хронограф
25 февраля 2011 года, 11:55
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“ЗВ” продолжает публикацию театральной летописи, посвященной 70-му, юбилейному сезону в Норильском Заполярном театре драмы имени Вл.Маяковского.
Успешный “Татарин”
6 февраля 2004 года на норильской сцене состоялась премьера спектакля, поставленного по выбору актеров, сыгравших в нем главные роли. “Татарин маленький” по пьесе Алексея Пояркова получился, по мнению критиков и зрителей, очень стильным и гармоничным. Режиссер Александр Зыков, художник Михаил Мокров, балетмейстер Николай Реутов в команде с Лаврентием Сорокиным, Сергеем Ребрием, Анной Титовой и Владимиром Тягичевым создали один из самых успешных спектаклей сезона-2003/04. Наряду с актерской игрой потрясающее впечатление производило сценическое оформление. Объемная полупрозрачная конструкция, где некуда спрятаться маленькому человеку. Да и куда можно спрятаться от самого себя…
Спектакль был назван лучшим в Сибири на межрегиональном театральном фестивале “Сибирский транзит”, а Лаврентий Сорокин, исполнитель роли маленького человека Коляй Коляича, получил специальную премию “за глубокое психологическое раскрытие образа”.
 
Телеграмма из Малого
7 февраля 1955 года в Норильске отметили 35-летие сценической деятельности Михаила Шелагина, приглашенного во Второй Заполярный театр из Игарки в 1944 году. Среди приветственных адресов была телеграмма и от народной артистки СССР, актрисы Малого театра Веры Пашенной.
...Москвич Михаил Шелагин в начале 20-х учился в Высшем литературно-художественном институте имени Брюсова. До игарского театра, организованного Пашенной в 1936 году, успел поработать режиссером и актером в театрах средней полосы России, на Урале. В Норильск из Игарки Шелагин приехал вместе с женой, актрисой Еленой Юровской. На сцене Второго Заполярного играл, как правило, профессоров и академиков, начиная с Воронцова в симоновской пьесе “Так и будет” и кончая Серебряковым в “Дяде Ване” по Чехову. Известно, что Шелагин в Норильске был награжден орденом “Знак Почета”, а Юровская удостоилась, первой из норильчан, звания заслуженной артистки РСФСР. Вскоре после юбилея актерская чета простилась с театром и северным городом.
 
Звезда сибирской сцены
14 февраля 2011 года отметила 90-летие народная артистка России, бывшая актриса Норильского Заполярного Екатерина Мокиенко. Юбилейные торжества по этому случаю прошли на сцене краевой драмы, где Мокиенко работает с 1973 года, после отъезда из Норильска. В следующем году долгожительница сцены может при желании отметить 70-летие своей творческой деятельности.
В 1942-м Екатерина Мокиенко была принята артисткой в новосибирский “Красный факел”, где служила до 1960 года. В Норильск Мокиенко приехала на два сезона в начале 1960-х и вернулась в 1968-м еще на пять лет. По воспоминаниям норильчан и оценке ее сегодняшних партнеров по сцене, во всех спектаклях актриса всегда органична, правдива и потрясающе энергична. Событием на норильской сцене стал спектакль “Грушенька”, где Мокиенко сыграла в паре с приглашенным в Норильск Николаем Сличенко. Режиссер Владимир Гурфинкель, в эти дни репетирующий новый спектакль в Норильске, много ставил на Мокиенко и с Мокиенко в краевой драме. Именно он слетал на юбилейные торжества в Красноярск, чтобы поздравить юбиляршу от себя и Норильского Заполярного театра.
 
“Спускаешься с горы Рудной…”
19 февраля 1942 года какое-то время считалось официальной датой основания Норильского драматического, вернее Второго Заполярного театра. В феврале норильчане отмечали и первые свои юбилеи, ведя отсчет от 1942 года, когда появился так и не обнаруженный до сих пор указ.
О том, чем был театр для первых норильчан, нетрудно догадаться. “Если театр – гордость и достоинство любого города, если он – украшение столиц, то что же он значил для утонувшего в снегах поселка? Счастье и сладкая боль сердечная, и восторг до слез – вот что такое был Норильский театр в то далекое время...
Спускаешься с горы Рудной или по ущелью Угольного ручья, в снегу по пояс, после смены на руднике, света не видно, порывы ветра с ног валят (об автобусах тогда еще и не думали) – только бы не опоздать! Прибежишь к зданию клуба, что на углу Заводской и Горной, недалеко от Нулевого пикета, отдышишься, снег из карманов вытряхнешь, телогрейку с плащом гардеробщице сунешь, оглядишься – бог ты мой! Кругом свет сияет, зрители заполняют фойе, звонок, гаснут лампы, раздвигается занавес... И ты уже в новой, неведомой, таинственной жизни...” У автора этих строк, бывшего норильлаговца Сергея Щеглова (Норильского), в этом году тоже юбилей. Автор “Сталинской премии” и множества других произведений о Норильске, давно живущий в Туле, старше театра ровно на 20 лет.
 
Двойная премьера
27 февраля 1987 года Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского открыл 46-й творческий сезон в новом здании на Ленинском проспекте. В этот день и до конца сезона в новом зрительном зале не было свободных мест. Соскучившиеся норильчане шли и на новые спектакли, и чтобы просто посмотреть новые интерьеры. Да и пьеса, специально написанная бывшим норильским тележурналистом Виктором Левашовым к двойной премьере, была о Норильске и норильчанах. За 45 лет театр во второй раз обратился к истории своего города. (Впервые это было в 1970-е годы в спектакле по пьесе Игнатия Дворецкого “Проводы”, в котором прототипом главного героя стал начальник Норильскснаба Владимир Всесвятский.)
Спектакль “Особое назначение” бурно обсуждали не только в главной газете города, но и в многотиражках того времени и, конечно, на единственной студии телевидения. Сегодня в пьесе и спектакле многое покажется наивным и конъюнктурным, но не Юрий Цурило в роли Завенягина. Известно, что режиссер предпочел тогда еще малоизвестного театрального актера звезде норильской сцены Юрию Гребню, и он не мог поступить иначе. Цурило обладал поразительным  внешним сходством с легендарным начальником Норильского комбината. И тем, кто видел его в этой роли, трудно представить себе другого Завенягина. Кстати, близкие Авраамия Павловича, его жена, сын и дочь, помогавшие драматургу материалами, признавались, что пьеса принесла им радость узнавания, радость встречи с тем человеком, каким и был Авраамий Завенягин.
 
Театральные чтения
27 февраля 2011 года на малой сцене нашего театра пройдет моноспектакль Алевтины Александровой из серии “Читаем сказку вместе”. Режиссер программы – заслуженный артист России Валерий Оника. Проект для детей является продолжением просветительской работы, которую актерский дуэт успешно осуществляет уже не один год. После “Девицы-березницы” Алевтина Михайловна, отмечающая завтра день рождения, будет читать носовского “Незнайку и его друзей”. Между прочим, актриса, окончившая школу-студию МХАТ, служит в Норильском театре больше четверти века, точнее – 28 лет. Театралы помнят и любят сыгранные Алевтиной Александровой роли в спектаклях последних лет: леди Статфильд (“Веер леди Уиндермир” Уайльда), Бурыкину (“Шут Балакирев” Горина), председательшу (“Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил” Кима), жену пастора (“Поллианна” Портер), Доротею (“Ночь ошибок” Голдсмита), миссис Уотсон (“Пенелопа” Моэма), Эмму Эдуардовну (“Два вечера в веселом доме” Вербина) и, конечно, Лидию Васильевну из “Старомодной комедии” Арбузова. Напомним, что первый режиссерский опыт Валерия Оники, где артист сыграл вместе с женой, удостоился двух фестивальных наград.
...и газета “За металл” с рецензией и рисунками репрессированного известинца Михаила Арцыбушева
Екатерина Мокиенко с Николаем Сличенко в “Грушеньке”
В театре на улице Горной начинался творческий путь гениального Смоктуновского. Сцена из спектакля “Дети Ванюшина”. 1947 г.
Бывший актер Норильского Заполярного Юрий Цурило очень похож на легендарного начальника Норильского комбината
Миссис Уотсон в моэмовской “Пенелопе”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск