Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хэйро в поместье хаски
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
18 января 2012 года, 6:24
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
В канун старого Нового года мы отправились на Норильскую Рублевку, чтобы увидеть лучи первого в этом году солнца и пообщаться с руководителем центра ездового спорта Таймыра Геннадием Полторыхиным.
До турбазы “Скиф” едем на машине. Дальше дорогу не чистят, так что приходится покинуть теплый салон и отправиться пешком. На улице за 30 градусов, отвыкли уже от холодов, погода нынче нас баловала. Погреться по пути негде – нет на Норильской Рублевке ни бутиков, ни салонов красоты. Снег скрипит под ногами, ресницы покрываются инеем, а взору открывается необыкновенной красоты зарево.
Целью нашего приезда в “поместье хаски” стало окончание полярной ночи. Накануне мы разговаривали с Полторыхиным (руководителем центра ездового спорта на Таймыре и хозяином “поместья”) по телефону. Гена говорил, что не празднует Новый год с 31 декабря на 1 января, потому что в это время продолжается рождественский пост. В отличие от католиков, у которых все подчинено логической цепочке: пост – разговение в Рождество – Новый год, у нас все перепутано.
– А вот 13-е – это и канун старого Нового года, и окончание полярной ночи – настоящий праздник! Приезжайте ко мне, чтобы встретить первое в этом году солнце, – пригласил Геннадий. Мы не отказались.
Не собачья жизнь
Как все изменилось с тех пор, когда я была здесь. Перестроен вход в дом, во дворе – слепленный друзьями снеговик, залита небольшая горка. Несмотря на то что добираться до Полторыхина приходится своим ходом, его дом не пустует. Не проходит ни одного выходного, чтобы Гена был один. Приходят друзья и друзья друзей. Одни сами по себе, другие с детьми, третьи с собаками. Такими же хаски, которым нужно много-много двигаться.
Хаски при центре ездового спорта живут своей жизнью. Человека не тронут, но вот со своими сородичами у них разговор особый. Хотя на вопрос: “Кто тут у них главный?” – Геннадий неизменно отвечает: “Вожак – Юкон, а главный тут я”. Гость из семейства собачьих должен понимать, кто есть кто и какие правила нужно соблюдать. Были среди гостей те, кто прессинга не вынес и теперь вынужден находиться в доме для людей, другие, более молодые, податливые, учатся быть в коллективе. Кажется, что городские хаски немного завидуют своим сородичам, воспитанным на природе, не боящимся ни морозов, ни труда.
Ощущение счастья
Заливистый лай хаски мы услышали издалека. Как оказалось, собачки приветствовали вовсе не сотрудников “ЗВ”, а обед, которому как раз настало время.
– Оленина и гречка, – говорит Гена, – в полярную ночь подкармливаю витаминами. Хороший сухой корм для ездовых собак в Россию практически не привозят, а другие плохо сказываются на здоровье тузиков и барсиков.
Заходим в вольер, тузики (довольно увесистые создания кило по 25) прыгают, встают передними лапами на плечи, лижут лицо. И несмотря на то что белый пуховик явно придется стирать и не упасть в снег под натиском “малышей” весьма проблематично, приходит ощущение какого-то настоящего детского счастья. Поэтому именно на хаски пал выбор педагогов из детского реабилитационного центра “Виктория”, когда они решили заняться канистерапией – лечением при помощи собак. Дети, страдающие различными заболеваниями – от ДЦП до аутизма, охотно шли на контакт с питомцами Полторыхина.
– Этот мальчик настолько неконтактен, что для нас было большой проблемой даже просто вывести его из комнаты, чтобы он увидел эту собаку, и, конечно, стало полной неожиданностью то, что он стал ее обнимать, гладить, – потом вспоминала одна из сотрудниц центра “Виктория”.
Других детей привозили в центр на автобусе. Многие из них вначале были насторожены – родители и педагоги напугали рассказами, что “собака бывает кусачей”. Но, видимо, у хаски жизнь вовсе не собачья, и уже через пятнадцать минут дети гладили питомцев, кормили их печеньем и позволяли лизать себе щеки.
Каюры выдохлись
Щенок маламута – другой северной породы собак, более крупных, чем хаски, подарок дудинского товарища – вымахал в большого пушистого пса, но на самом деле он еще малыш, вот и прыгает и носится, как маленький. Подросли и другие щенки. В этом году они уже встали в свою первую упряжку.
В прошлом году Геннадий открыл при клубе ездового спорта секцию юных каюров. По осени в клуб приходило около 15 подростков, обучались управлять собачьей упряжкой и разным другим кинологическим премудростям. К Новому году остались только двое. Остальным оказалось не под силу. Глядя со стороны, как катится упряжка, а собаки послушно выполняют команды каюра “вправо, влево, тише…”, непонятно, что за всем этим стоит большой труд. Не только физический. Начиная с того, что каждый выходной необходимо подняться с утра пораньше и поехать куда-то в тундру. Да и собак нужно не только гладить и обнимать, но и заниматься с ними.
– Ребята должны были поехать на Всероссийские соревнования каюров, но в связи с тем, что зима в средней полосе нынче выдалась теплая и бесснежная, их перенесли на неопределенный срок, – рассказывает Геннадий.
В Норильске же со снегом все в порядке. Правда, в холода ниже минус 30 градусов он становится слишком жестким и кататься на собаках нельзя.
Планов громадье
– Об итогах прошлого года говорить рано: у меня, как у нганасана, в году два года – зимний и летний. Вот когда снег начнет таять, тогда и подведем. А что касается запланированных проектов, то, как говорят, хочешь посмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Их громадье. Теперь главное – осуществить, – говорит Полторыхин.
Геннадий живет здесь постоянно, выезжая в город только по необходимости. Не с кем оставить питомцев, да и работы невпроворот. Даже в зимнее время. Дров надо нарубить, печку натопить, за водой сходить, поесть приготовить, собак накормить, с собаками погулять и так далее. А в планах еще достройка гостевого домика, строительство бани, расширение вольера. Однако в одиночку с этим не справиться. Но гости в основном приезжают подышать свежим воздухом, потискать собачек и погреться у теплой печки, наворачивая гречневую кашу в горшочке, приготовленную хозяином.
– Мы с детьми часто приезжаем к Гене, стараемся привезти мяса для собак. Потому что то, что делает Полторыхин, – это благое дело, на которое ничего не жалко. К тому же я понимаю, что без поддержки очень сложно сегодня выжить, а просить Гена не будет, – говорит Наталья, давняя знакомая Полторыхина.
Да, это точно, думаю я, просить Полторыхин никогда не будет. И от помощи, если она не от добрых помыслов, откажется.
Не все покупается
– Хочу такого щенка! – говорит гость.
– Щенки не продаются.
Гость смотрит недоуменно:
– Я готов хорошо заплатить.
– Щенки не продаются, – спокойно повторяет хозяин.
Гость спешно достает портмоне, отдает помощнику:
– Пересчитай.
– Пятьдесят, – говорит тот.
– Пятьдесят тысяч. За этого щенка.
– Нет.
– Мало? Сколько ты хочешь? Шестьдесят, семьдесят?
– Я же сказал: щенки не продаются!
Гостям пришлось уехать ни с чем. Удивленными и разочарованными тем, что, оказывается, не все в мире продается и покупается. Пушистый голубоглазый щенок прыгал и тявкал, не догадываясь о том, что только что решилась его судьба. Остаться в клубе ездового спорта, спать на улице, тащить нарты, возможно, оспаривать место вожака...
Тундру осветили лучи первого в этом году солнца
Дров наруби, печку истопи, за водой сходи, собак накорми – и спи, отдыхай...
0

Читайте также в этом номере:

Подытожили то, что прожито (Лариса ФЕДИШИНА)
Мужская профессия (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Возможно, брызнет. И скоро (Татьяна РЫЧКОВА)
Лауреатов или торговая? (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мушкетерам – равняться (Александр СЕМЧЕНКОВ)
У каждого свое озеро (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск