Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Есть место идее
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
28 августа 2014 года, 14:59
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Екатерина БАРКОВА
Сегодня большая стройка в Норильске начинается с завода строительных материалов и конструкций. Здесь могут сделать все, что нужно для ремонта и возведения новых объектов. На заводе говорят, что у хорошей детали есть своя формула: ручная работа плюс рационализаторство. И те, кто такими навыками обладает, на вес золота.
Приверженец созидательного труда
С виду мужчина средних лет, Евгений Буров, как оказалось, уже почти 20 лет работает слесарем по сборке металлоконструкций на производстве “ТИСМА”, на участке по производству минераловатных изделий, электродов и профилированию металла завода строительных материалов и конструкций ООО “Норильский обеспечивающий комплекс”. Профессия подразумевает под собой однообразие и монотонность. Но Евгений так не считает.
– Мы работаем на всех переделах, то есть мы и сборщики, и вальцовщики, и жестянщики. Допустим, сегодня собираем трехслойные металлические панели, завтра – электроды для электрофильтров печей. Слесарь по сборке металлоконструкций всегда пытается усовершенствовать то, что уже придумано, рациональнее сделать ту или иную операцию, – говорит мой собеседник. – Рационализаторские предложения у нас возникают постоянно, но мы не считаем их чем-то особенным. Главное, чтобы получилось качественно и прослужило долго.
На данный момент бригада Бурова, в которой трудятся 20 человек, собирает трехслойные металлические панели для строительства цехов. Это полностью ручной труд. Панель состоит из каркаса, внутри минеральная вата, с одной стороны рубероид, с другой – пленка и профилированный лист. Это все сверлится и клепается вручную. Бывает, за восемь часов рабочего дня один человек должен просверлить около тысячи отверстий. Даже в этом деле нашлось место рационализаторской идее.
– При сверлении дрелью можно поцарапать лакокрасочное покрытие. Тогда металл начнет ржаветь, – объясняет Евгений Буров. – Мы придумали наставлять на сверла небольшие шайбочки из полиэтилена, чтобы при сверлении не протирать поверхность. В последующем в этом месте не будет коррозии. Мелочь, но она увеличивает срок жизни панели. Я приверженец созидательного труда, когда видишь плоды сделанной работы. За 20 лет через мои руки прошло много панелей. Когда еду по производственным площадкам и вижу их, мне очень приятно и я горжусь своей работой.
Мастерство и опыт Евгения Бурова – результат мощной школы, которую он прошел у своих учителей, плюс природная любознательность. Однажды отправили нашего героя на механический завод. За месяц работы Евгений освоил механизмы, технологии и сварку, говорит, что не мог устоять перед новыми и интересными знаниями. Возможно, благодаря этой черте характера начинающий слесарь смог быстро впитать опыт наставников: бригадира Николая Калинина, научившего азам профессии, сборщика Василия Баландина, раскрывшего тонкости дела.
Евгений Буров и постигал науку с нуля, и учился жить по-новому в Норильске. Родители его привезли из Кингисеппа одиннадцатилетним мальчиком в 1981 году. После школы Евгений поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации на диспетчера. На втором курсе ушел в армию, вернулся в Кингисепп и решил идти работать. Женился, родилась дочь Александра. Это было уже в лихих 1990-х. Молодая семья устала от нестабильной жизни, решила уехать в Норильск и не пожалела. Евгений в конце сентября 1995 года пришел на ТИСМу. Жена Ольга тоже нашла работу. У семьи появился постоянный заработок и уверенность в завтрашнем дне. Родилась вторая дочь Серафима. Сейчас обе дочки учатся в петербургском политехе. Пока не планируют возвращаться в Норильск. Правда, Евгений считает, что со временем, когда дочки повзрослеют, все-таки могут передумать.
– Как и многие, мы собираемся уезжать из Норильска, но это будет нескоро, думаю, лет через десять соберемся. У нас квартира в Кингисеппе. За 50 км от нас строится нефтепереливной терминал. Думаю, продолжу работать там. Руки не могут без дела, – улыбается Евгений. – Честно говоря, я корнями врос в этот город. Люблю работу, тундру, охоту, рыбалку. Норильск притягивает, как магнит. Главное – переломить первое впечатление о нем, потом уже не захочешь отсюда уезжать.
Начальница бетона
Все, что связано с железобетоном и растворами, обычно ассоциируется с мужской профессией. Представить, что руководить процессами изготовления и розлива сложных веществ может женщина, трудно. Но на норильских предприятиях такое случается. Коренная норильчанка Людмила Бобкова работает начальником смены участка железобетонных изделий, бетонов и растворов завода строительных материалов и конструкций ООО “НОК”. Путь длиною в 28 лет выбрала случайно.
Людмила Бобкова шесть лет трудилась портнихой в ателье “Силуэт”. В 1990-х, когда все закрывалось, поняла, что надо учиться и менять профессию. По мнению нашей героини, в Норильске два основных направления работы: металлургия и строительство. Первое Людмила даже не рассматривала, считала однозначно мужской профессией. По совету знакомой, штукатура-маляра, выбрала строительство. Училась на вечернем отделении в строительном техникуме и, как сама говорит, рожала детей. Диплом защищала с годовалым третьим ребенком. Дети подросли, пошли в садик, и мама занялась карьерой.
Техник-строитель обратилась в центр занятости. Ей предложили идти работать в ЖЭК или на завод. Подруга посоветовала завод, где более прогрессивное строительство.
– Так как у меня техническое образование, то сразу взяли контролером отдела технического контроля в лабораторию. Опытная наставница Наталья Фомичева в течение месяца всему научила, – рассказывает Людмила Григорьевна. – Я не боялась, было интересно. Не могу сидеть на месте и медленно ходить. Брала чертежи, читала их, шла и смотрела формы. Сначала казалось, груда металла лежит, а потом освоилась и без чертежей могла все каркасы проверить: какие размеры, допуски. В пределах разумного относилась к контролю, за мной значился ОТК-50. Многие изделия на лестницу к мемориалу “Черный тюльпан” мною “отэкованы”. Все строго по ГОСТу. Я принимала многие панельные дома, в их числе построенные и брошенные дома в Алыкеле.
Сейчас Людмила Бобкова отвечает за бетон. Как большой начальник следит за обеспечением выполнения производственного задания в смене: формовщики должны выполнить формовку, арматурщики должны предоставить каркасы в необходимом количестве, лаборатория должна контролировать качество работ. Наша героиня не только может следить за ходом процесса, но и всегда готова прийти на помощь подчиненным. Может сама выполнить необходимые операции, в случае поломки оборудования поставить диагноз до прихода мастера по ремонту.
Есть в биографии Людмилы Бобковой символичный момент.
– Внучке и внуку рассказываю, что в изготовлении креста, который установили на Купце, бабушка принимала участие, – объясняет собеседница. – Так получалось, что все основные работы по изготовлению и транспортировке креста приходились на мои смены. Когда каркас ставили в опалубку, пришел батюшка и освятил нас. На заливку очень много кубов бетона ушло, контролировала, сколько пластичного, сколько жесткого надо. После того как бетон схватился, в мою смену в два часа ночи его вывозили. Можно сказать, этот крест создан моими руками.
Людмила Григорьевна из тех современных женщин, которые стремятся вперед. Она начала осваивать Интернет. Правда, говорит, в Норильске из-за низкой скорости терпения не хватает. Четыре года назад получила водительские права с перспективой сесть за руль, когда переедет с семьей на материк. Бобковы выбрали Минусинск. Муж Владимир, отработавший 40 лет в хлорно-кобальтовом цехе никелевого завода, уже три года на пенсии, ждет, когда супруга решится на переезд.
– Мы с мужем норильчане. Любим город сердцем. Вот он такой страшный, некрасивый бывает, но мы его все равно любим. Через сердце проходило разрушение домов на Севастопольской, где я в детстве гуляла, ходила в детский сад. По крупицам собираем и пытаемся сохранить память о Норильске, которую увезем с собой, – говорит наша героиня.
Недавно Людмилу Бобкову отметили наградой за профессиональное мастерство. “Мне очень приятно, что я вложила в родной город частичку своего труда, своей души”, – говорит норильчанка.
– Я случайный человек в строительстве, я просто ответственная. Считаю, что эта черта – самая важная в жизни и в работе. Если взялся за дело, вникай во все, – советует наша героиня. – Чтобы быть сильным характером и духом, человек должен быть оптимистом. И не обращать внимания на то, кто и что о тебе думает. Я сама знаю, кто я и чего стою. Мой девиз: безвыходных положений не бывает. Человек должен быть уверен, что способен преодолеть любые неприятности, и дальше все будет по-другому.
Руками Людмилы Бобковой создан крест, который установлен на Купце
0

Читайте также в этом номере:

Время создавать ТОР (Вера КАЛАБЕКОВА)
Сервис под дождем (Татьяна РЫЧКОВА)
Чисто мужская работа (Татьяна РЫЧКОВА)
Ровесник “Надежды” (Валентина ВАЧАЕВА)
Чуть подросли (Екатерина БАРКОВА)
Карты в помощь (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Аукцион на прощание (Лариса МИХАЙЛОВА)
Люди и экспонаты (Лариса ФЕДИШИНА)
Лариса с книгами и без (Лариса ФЕДИШИНА)
Пар и магия (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск