Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Читайте, завидуйте: я – гражданин
На заметку
23 июня 2009 года, 14:53
Фото: Николай ЩИПКО
Работники норильского отдела управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю на днях отметили свой профессиональный праздник. Накануне даты об особенностях работы в этой системе «Заполярный вестник» попросил рассказать специалиста госслужбы ФМС Людмилу ПЕТРЕНКО.
Наши паспорта проходят через руки Людмилы  Петренко с 1985 года. Она работала паспортистом, затем в адресном бюро, ОВИРе, дослужилась до начальника паспортного стола 1-го ГОМ. После реструктуризации системы УВД вышла на пенсию и сейчас в статусе гражданского служащего занимается регистрацией,  пропиской и снятием с регистрационного учета живущих, приезжающих и выезжающих жителей НПР. Именно сюда, к заветной двери на Ленина, 40, где она трудится, мы приходим получать и менять паспорта. Эпоха перемен все перевернула с ног на голову, слова поэта о советском паспорте безнадежно устарели, отметка «гражданин СССР» несовместима с нормальной жизнью. А вот если там будет сказано «гражданин Российской Федерации», мы автоматически оказываемся под охраной всех законов родной страны.  
– Людмила Николаевна, журналистам приходится слышать много фантастических историй, связанных с отсутствием у людей российских паспортов. Вот, например, у человека есть только советский паспорт, гражданства нет. Еще во времена СССР приехал в Норильск из Узбекистана или Казахстана, жил на промысловой точке, все обмены пропустил. Один раз пришел в паспортный стол, ему якобы сказали: «Мы вас вывезем из Норильска». Поэтому он так и сидит на своей точке, боится, что вывезут. Кстати, куда?
– Никуда не вывезут. Ему надо пойти в нашу службу на Ленинградскую, 13а. Там  занимаются эмигрантами, гражданами разных стран, в том числе лицами без гражданства. Ему все разъяснят, сделают куда надо запросы.
– Много еще осталось людей с советскими паспортами? Кто они?
– Есть такие. Это бабушки, дедушки, которые уехали на материк, там получили паспорта, а здесь остались прописаны. Так они и «висят», а мы не можем никак их достать. Другие – это как раз  иностранцы с «эсеровскими» паспортами, лица без гражданства, которые не могут или не хотят его получить. Проблем-то никаких нет, просто лень. Сейчас спокойно, по записи, на Ленинградской, 13а, примут и 10, и 20 человек. Надо лишь в назначенное время сдать документы на получение гражданства.
– Часто ли норильчане теряют паспорта?
– У нас много «утратчиков». Как правило, это лица без определенного места жительства. Поспал, встал, пошел, паспорта нет в кармане – утрата обычно происходит так. Они занимают очередь с шести-семи утра. За день мы пропускаем 10–12 человек.
– Как поменять паспорт тем норильчанам, которым исполняется 20 лет и которые учатся в других городах?
– Если ребенок прописан здесь, паспорт можно получить и на материке. Выдадут и поставят норильскую прописку.
 
Рыдают и снимают двери
– Рассказывают, с выдачей российских паспортов в Норильске настоящий ажиотаж. Какая у вас система? Запись, талончики, как на получение загранпаспортов?
– У нас живая очередь. Ажиотаж начинается в феврале, когда горожане выясняют, что для того, чтобы отправить детей в лагерь или поступать в институт в другом городе, нужен паспорт. Иначе не продадут авиабилет. Некоторые родители рыдают здесь, когда накупят социальных и льготных билетов, которые не только невозможно сдать и получить обратно свои деньги, но еще и штраф придется заплатить. Нужно срочно паспорт менять, но быстро это не делается.
– Как люди себя ведут в такой ситуации? Говорят, недавно в паспортном столе даже дверь снесли, а ведь известно, что вам катастрофически не хватает работников и каждый трудится за двоих-троих.  
– Кто-то понимает ситуацию, а кто-то и слушать не хочет, кричит, бывает, мужчины приходят в нетрезвом виде. Пытаемся объяснять: «Граждане, поймите и нас».  
– Журналистские расследования о сложности получения  паспортов, как правило, упираются в федеральные стандарты: положено столько-то штатных единиц и все. Очереди неизбежны, всем тяжело: и народу, и работникам миграционной службы. В других городах так же? Или это связано с тем, что северяне много летают?
– Скорее всего. Такой миграции, как у нас, нет нигде. На материке люди в отпуске дома могут посидеть или на дачу уехать.
Хотя как-то включила телевизор, московскую программу. Депутаты подняли вопрос: страна забыла о россиянах, все переключились на иностранных мигрантов.
– Не жалеете, что выбрали такую работу? Дома что-то успеваете сделать?
– Она мне всегда нравилась. А дома ничего не успеваю, спасибо, муж помогает.  
– Ругать паспортистов за очереди ругают, а слова благодарности пишут?
– Случается, говорят спасибо, но чтобы кто-то написал, не помню такого случая. Жалобу – пожалуйста: хоть в прокуратуру, хоть куда.
– Людмила Николаевна, есть у вас праздничные пожелания коллегам?
– Терпения, крепкого здоровья,  удачи и расширения штатного расписания!
 
Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
0

Читайте также в этом номере:

Поклонимся до земли! (Андрей СОЛДАКОВ)
По медали и премия! (Иннокентий НЕФЕДОВ)
До юбилея всего год (Юрий ПРИБЫТКОВ)
Чистота в Норильске (Инна ШИМОЛИНА)
До основанья, а затем… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Город солнца? (Николай ЩИПКО)
Зажигая на трассе (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск