Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Человек за открытой дверью
7 июня 2008 года, 14:37
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Она единственный  заслуженный работник социальной защиты в городе. Поэтому, когда зашел разговор о героине материала к профессиональному празднику, начальник управления социальной политики Людмила Комарова была непреклонна: «Елена Михайловна Нуждина». К ней и направил свои стопы «Заполярный вестник».
Сегодня ее должность звучит серьезно: заведующая отделом социальных выплат, а начинала она 32 года назад  инспектором службы, которую в народе именовали собесом. Служба в основном занималась назначением пенсий. Малообеспеченного гражданина 30 лет назад в Норильске нельзя было найти днем с огнем. Елена Михайловна вспоминает единственный случай:
– Это была молодая женщина, одинокая мама с ребенком, инвалид. Мы оказывали ей помощь в размере 12 рублей.
Служба соцобеспечения немного помогала участникам войны и их вдовам, но, в принципе, в особой помощи никто из пожилых людей не нуждался.
– Пенсия тогда была 120 рублей. Пенсионеры имели возможность обуться-одеться, могли позволить себе слетать на материк. Потом они стали нищать и изнашиваться. Уровень сегодняшних пенсий не дает достатка. Программ для пожилых людей много, но участие в них зависит от величины прожиточного минимума. Его определяют в крае, для пенсионеров он составляет 6173 рубля. А пенсии в Норильске почти у всех больше этой суммы.
 
Подайте женщине в норковой шубе
30 лет назад социальные работники в Норильске ничего не знали про бомжей.
– Не было таких, – говорит Елена Михайловна.
Сейчас бомжами в городе занимается специальная служба, которая расположена на Лауреатов, 58. Помогают бездомным восстановить документы, переселяют их на материк.
– Как вы считаете, что выталкивает этих людей на обочину жизни?
– Слабость. Уволили с работы, запил, возникли проблемы в семье… Иногда полное отсутствие юридической грамотности: обманули при покупке или продаже жилья. А характер такой, что не смог справиться с трудностями.
В службу срочной социальной помощи обращаются не только бездомные.
– Есть такие люди, которые просто не хотят устраиваться на работу, – рассказывает Елена Михайловна. – Бывает, предоставляют фиктивные документы для получения субсидий. Иногда приходят «одинокие» мамочки в норковых шубах и говорят: «Нечем кормить ребенка». И папы вроде при них, но не хотят регистрировать брак, а мы работаем согласно документам.
Разговор заходит о Комплексном центре социальной защиты населения, что на Маслова, 4. Елена Михайловна считает, что это очень нужное учреждение. Здесь находят приют и одинокие старики, и убежавшие из дома дети.
– Раньше не бегали, – говорит она, – а сейчас по всей России пять миллионов беспризорных детей.
А уж нищих стариков сколько!
 
Пенсий должно быть много
Бездомные дети появляются тогда, когда «ломаются» взрослые. Такое часто случается на стыке двух эпох. Приспособиться к переменам могут не все. Задача социального работника – помочь и детям, и взрослым, и старикам.
У начальника отдела социальных выплат функции больше экономические, это раньше она занималась работой с населением. Но и сейчас не гонит никого, кто заглядывает в ее всегда открытые двери.
– Можно спросить? – интересуются проходящие мимо старички.
Она всегда их слушает. Считает, что терпение, выдержка и отзывчивость – качества для соцработника обязательные. Часто, выговорившись, старички уходят повеселевшие, забыв о своих проблемах.
Жаль, у них не было такого шанса – обеспечить свою старость. Сейчас он есть у всех. Еще в те времена, когда пенсиями занимались сотрудники собеса, она поняла, что делать.
– Я про это и своим девочкам говорю: «Задумайтесь о своей старости». Сама уже десять лет назад вступила в Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка. Буду получать еще и негосударственную пенсию. Одна из наших работниц ее уже получает. Считаю, что будущее – за негосударственными пенсионными фондами.
Идею со второй пенсией подала сотрудница Сбербанка, которая десять лет назад пришла агитировать соцработников за достойную старость. Четверо темой прониклись. Хорошо, если проникнутся все норильчане. Тогда у социальных работников работы будет гораздо меньше.  
 
«Нас больше ругают»
– Елена Михайловна, в профессиональный праздник
подопечные поздравляют соцработников?
– Нечасто. В основном поздравляют те, кто находится на надомном обслуживании. Больше нас ругают, спрашивают: «Куда вы дели наши деньги? Наверное, вы их прокрутили?» Люди не понимают, что льготные выплаты из краевого бюджета идут к нам долго, и на самом деле мы работаем достаточно оперативно. Слова благодарности мы слышим крайне редко.  
Есть люди, которые оценивают их труд объективно. Норильское управление соцполитики занимает первое место в крае среди Северных регионов. Елена Михайловна вспоминает материковских коллег, которые однажды потрясли ее своей неприветливостью. Она наблюдала, как бабушки и дедушки тряслись от страха, заходя в кабинет, чтобы что-то спросить.
Она с удовольствием рассказывает про своих коллег. Льготный отдел, например, чуть ли не ночует на работе, принимая документы на получение удостоверения ветерана края. Уже повесили специальный ящик, чтобы люди не стояли в очереди. Но 300 заявлений в неделю должны еще просмотреть и проверить люди. Прибавилось работы по оформлению детских пособий: рождаемость повысилась… В общем, работы все время прибавляется. Льготников много, а соцработников мало.
– Елена Михайловна, а вас не раздражает, что люди не могут сами решить свои проблемы?
–  Не раздражает. Некоторым нужно просто подсказать, куда пойти, что сделать. И они потихоньку начинают ходить и делать.
 
Компьютер – лучший друг
Через руки начальника отдела социальных выплат проходят тысячи людей, которым положены льготные выплаты. Поэтому она наполовину экономист, наполовину бухгалтер.
30 лет назад главным орудием производства были счеты. Потом калькулятор. Теперь – компьютер. На работе это ее лучший друг.
– Программное обеспечение разработано в Красноярске. Московская программа гораздо хуже, а наша позволяет выявить, куда идет каждая копейка. Нужно добавить новые функции – звоню в Красноярск: «Мне надо подправить то-то и то-то». Тут же подправляют.
Компьютер сам подсказывает: такой-то персоне через два месяца нужна будет такая-то справка, позволяет быстро уточнить любые нюансы. Чтобы вникнуть в эти нюансы, нужно быть еще и немного юристом. Знать законы, которые все время меняются. Она в теме. Поэтому в кабинет часто заглядывают менее опытные работники и спрашивают, протягивая какой-нибудь отчет:
– Ты не посмотришь?
Здорово, когда рядом есть человек, который всегда подскажет,  если что-то не так. Консультируются, даже когда она уезжает в отпуск. По телефону. В отпуске Елена Михайловна по дедушкам и бабушкам, которые заглядывают в дверь, скучает. Но на пенсии на материке работать не собирается. Это решение может изменить лишь желание разгадать загадку: почему сотрудники социальной службы на материке такие сердитые? В Норильске они другие. Добрые, отзывчивые, терпеливые – такие, как Елена Михайловна Нуждина.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск