Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Александр МАРТЫНОВ: «Российской экономике пора срочно менять свой экологический имидж»
Актуальное интервью
10 ноября 2008 года, 10:41
Фото: Иван СТВОЛОВ
Текст: Виктор ЦАРЕВ
Проходивший в Дудинке международный семинар «Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике и координация работы по их ликвидации, включая экологические последствия», организованный Арктическим советом совместно с МЧС России, стал ярким событием. При поддержке «Норильского никеля» данный форум дал старт многим важным проектам. В частности, представители Арктического совета (Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия) выступили с предложениями по развитию систем обеспечения безопасности в Арктике при реализации инфраструктурных и экономических проектов.
В «Заполярном вестнике» форуму был посвящен ряд публикаций. В них поднимались животрепещущие для региона и всего мира проблемы сохранения Арктики, акцентировалось внимание на безопасности, в том числе экологической. В продолжение темы – беседа с директором Независимого экологического рейтингового агентства (АНО «НЭРА») кандидатом биологических наук Александром Мартыновым.
 
Из «плохишей» в «хорошисты»
– Появление в медиа-пространстве разрабатываемых вашим агентством экологических рейтингов вызвало у российского бизнеса вполне понятную озабоченность. Сталкиваясь с множеством проблем, бизнес в нашей стране и без того несет немало дополнительных обременений, не свойственных нормально функционирующим рынкам. Или у вас иное мнение на этот счет?
– На современном этапе развития российские бизнес-сообщества пока не ощущают себя корпоративной группой с едиными интересами. Противоречия и конкурентные отношения оказываются сильнее необходимости решения тех общих проблем, в том числе экологических, которые встают перед бизнесом в целом.
В первую очередь это касается «экологического портрета национальной экономики», являющегося в нынешних условиях важнейшим фактором международной экономической конкуренции. Это наглядно прослеживается в Арктике, которая является без всякого преувеличения последним регионом мира, где еще могут быть сделаны открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа – крови современной экономики.
Мир вступает в эпоху жестких ограничений и находится на пороге эпохи ресурсных войн. «Горячая война» за нефть уже началась и идет в Ираке, который должен заместить для США быстро истощающиеся ресурсы Саудовской Аравии. В мире, как выяснилось, запасов нефти существенно меньше, чем об этом заявляют. Колин Кемпбелл, работавший геологом и консультантом почти во всех ведущих нефтяных компаниях, нарушил корпоративный уговор и публично заявил о том, что нефтяные компании завышают свои запасы в целях поддержания высоких котировок, а примерно 46% ресурсов, заявленных как имеющиеся в наличие у стран ОПЕК, являются «дутыми». Подтверждением его слов в январе 2004 года стало объявление компанией «Шелл» о переоценке ее ресурсов в месторождениях Северного моря и пересмотре общих разведанных данных: они оказались на 20% ниже, нежели считалось ранее. «Планета изрыта сверху донизу, – считает Колин Кемпбелл, – и геологические знания достигли такого уровня, что практически исключена возможность открытия новых крупных месторождений».
Вопроса об Арктике, о нашей борьбе за арктический шельф мы коснулись для того, чтобы представить всю меру напряженности на ресурсных рынках в ближайшем будущем и остроту предстоящей конкуренции на международной арене. Одним из главных инструментов в борьбе за право доступа к природным ресурсам будет экологическое реноме, «экологический портрет» бизнеса.
В сложившихся условиях российской экономике необходимо срочно менять свой экологический имидж. Пора выбиваться из «плохишей» в «хорошисты» и помнить, что у компаний в этой сфере общая судьба – вырвавшихся вперед будет упорно тянуть на дно реноме национальной экономики. И задача лидеров – не только «подтянуться» самим, но и заставить подтягиваться до приемлемого уровня остальных.
 
«Бизнесмены не экологи»
– В связи с этим вспоминается недавняя неожиданная атака, которой подвергся «Норильский никель» со стороны «Русала». Его руководитель Александр Булыгин направил открытое письмо с обвинениями в экологической несостоятельности своего партнера и даже предложил разработать программу решения экологических проблем Норильска. Это готовность одной компании «подтянуть», используя ваше выражение, других до своего уровня? Действительно ли ОК «РУСАЛ» экологически более успешен?
– Из письма Александра Булыгина складывается впечатление, что «РУСАЛ» в самом деле экологически безупречен, и на этом основании может обсуждать проблемы «Норильского никеля» в менторской тональности. Но существует сухая и беспристрастная статистика, которая все ставит на свои места.
В рассчитанном нашим агентством рейтинге экологической ответственности ста ведущих компаний России («Топ 100») за 2007 год ОАО «ГМК «Норильский никель» занимает 45-е место, а ОК «РУСАЛ» – 57-е. По уровню экологической прозрачности «Норильский никель» занимает 22-е место, «Русал» – 61-е. При этом у «Норильского никеля» белые страницы рейтинга, то есть экологическая отчетность открыта для общественности, у «Русала» – серые, что говорит о закрытости компании.
Что касается динамики изменений интенсивности воздействия на окружающую среду, то в последний период (2005–2006 годы), «Норильский никель» поднялся на 14-е место, что можно интерпретировать как свидетельство эффективности реализуемой компанией новой экологической программы. «Русал» в этой номинации занимает 28-е место.
 
Подробную информацию о рейтингах и методике их расчета можно найти на сайте независимого агентства: http://nera.biodat.ru/ratings/2007/about.php.
 
Надо признать, что оценки экологической ответственности лучше оставить профессионалам – специалистам госорганов и экологических общественных организаций. Схватки между бизнесменами на этой площадке только ухудшают имидж российского бизнеса в целом. Бизнесмены не экологи и в азарте борьбы могут дойти до совершенно неприемлемых обвинений.
– По вашему мнению, экологи, осуществляя давление на бизнес, руководствуются общенациональным экономическим интересом вкупе с далеким геополитическим прицелом?
– Не могу поручиться за каждого персонально, но в целом экологическое сообщество представлено здравомыслящими и порядочными людьми, отнюдь не лишенными патриотизма. Они действительно заботятся о Родине и прекрасно понимают, что экономическое развитие невозможно без одного из непременных условий – экологичности. Это тоже аспект экономики, так как накопленный ущерб – не что иное, как отсроченные экологические платежи. Их можно уподобить кредиту, взятому у будущего под колоссальный процент. Причем, если ранее подразумевалось, что расплачиваться придется не скоро, то теперь сроки «экологического кредита» сжимаются, как шагреневая кожа, и платить огромные проценты придется тем, кто до этого стремился экономить на проблемах экологии.
Примером ответственного подхода к проблемам экономического развития являются экологические рейтинги ведущих российских производителей, разрабатываемые Международным социально-экологическим союзом (МСоЭС) и АНО «НЭРА» уже пять лет при поддержке Российского представительства Всемирного банка, Минэкономразвития и Минприроды РФ, Ассоциации коммуникационных агентств России. Рейтинги не просто делят предприятия на категории А, В, С («хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), а создают ординацию компаний относительно друг друга, дают возможность увидеть собственный «экологический портрет» на фоне национального бизнеса. При этом не определяется, где конкретно завершается «хорошо» и начинается «плохо».
 
Пора объединиться
– И как выглядит экологический портрет «Норильского никеля» – наиболее крупной компании, представленной в Арктике?
– «Экологический портрет» предприятия – ответственный и деликатный вопрос. Его необходимо рассматривать как на фоне других, так и ситуации в целом, обязательно касаясь при этом, коль речь идет о такой компании, как «Норильский никель», и ситуации в Арктике вообще. В противном случае портрет, лишенный объективности, превратится в инструмент информационных манипуляций.
Начнем с того, что «Норильскому никелю», как и многим другим компаниям, досталось очень тяжелое наследство. А потому было бы наивно ожидать, что унаследованные с советских времен проблемы могут быть исчерпаны в считаные годы. Слишком велики масштабы производства и инерционность технологических цепочек. В то же время в компании прекрасно понимают, что нельзя бездействовать, и, насколько можно судить по объявляемым капиталовложениям, работа осуществляется значительная. Но при колоссальных масштабах производства большие по абсолютным величинам изменения в процентном отношении к общему могут выглядеть не слишком впечатляюще.
Во-вторых, информационная открытость играет все более значимую роль. Раскрытие экологической отчетности предприятий «Североникель» и «Печенганикель» привело к заметному росту их рейтингов. Так, в рейтинге по изменению удельных экологических издержек за 2004 год  «Печенганикель» занимал 449-ю строчку, а «Североникель» – 448-ю (из 717 предприятий и компаний). В 2005 году уже среди 790 предприятий и компаний динамика сокращения экологических издержек оценивалась как позитивная – 285-е место у «Печенганикеля» и 360-е у «Североникеля». Подъем в этом рейтинговом листе составил 174 позиции для «Печенганикеля» и 88 – для «Североникеля». Это значимый прорыв.
Существенное замечание: в масштабах Арктики главную роль играют загрязнения, разносимые воздушными потоками. В выбросах «Норильского никеля» в соответствии с отчетностью, размещенной в открытом доступе, значимыми являются диоксид серы (основной загрязнитель), оксид углерода и диоксид азота. А на вышеобозначенной территории, согласно материалам Арктической программы мониторинга и оценки Арктического совета (АМАП), загрязнение воздушного бассейна перечисленными веществами невелико: основные выбрасываемые предприятиями «Норильского никеля» загрязнители в процессе осаждения из атмосферы Арктики превращаются в соответствующие кислоты. Попав на поверхностный субстрат, кислоты взаимодействуют с подстилающими породами и образуют соли, как правило, нейтральные для организма человека. Таковы особенности этих загрязнителей.
Гораздо большую опасность для арктической природы и населения представляют те загрязняющие вещества, которые после осаждения из атмосферы продолжают активно действовать на природные компоненты, встраиваться в пищевые цепи и в конечном счете накапливаться в организме человека. Это так называемые стойкие органические загрязнители (СОЗ) и тяжелые металлы – в первую очередь, ртуть, свинец и кадмий, загрязненность которыми представляет серьезную угрозу для природной среды Арктики. Они достаточно подвижны и легко мигрируют не только в водной, но и в воздушной среде. Их химические формы достаточно активны в биологической среде, а токсическое влияние на людей, животных и растения доказано. Основными источниками этих загрязняющих веществ являются не предприятия «Норильского никеля» и даже не экономика России. Они распространены в Арктике повсеместно, и наибольшие концентрации выявлены не на нашей территории.
 
В масштабах Арктики, о чем свидетельствуют материалы АМАП, главными источниками загрязнений являются самые крупные макрорегиональные экономики, в частности, Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Российская экономика в сравнении с этими тяжеловесами мала, и при всей нашей экологической расхлябанности, «пачкать» в таких же объемах не способна физически.
 
Возвращаясь к началу разговора, отмечу, что экологические постулаты все явственнее выдвигаются на лидирующие позиции в вопросах доступа к природным ресурсам и права на экономическую активность. Это значимые факторы конкуренции, в том числе на уровне национальных экономик. Хозяйствующие субъекты в лидирующих экономиках давно это поняли и прилагают немалые усилия для наступления по всем направлениям. В том числе в информационном. Мало навести глянец в непосредственной близости от собственного дома, необходимо предметно объяснить, почему столько «грязи» продолжает разноситься по планете (в том числе выноситься в Арктику). Нужны «плохиши», на которых можно указать пальцем. Российская экономика – очень удобный для этого объект, так как наши хозяйствующие субъекты не осознают себя в должной мере членами единого национального экономического организма и продолжают противостоять экологическому сообществу.
В развитых же странах производители и экологи давно научились продуктивно взаимодействовать, значительные конфликты там достаточно редки. Пора уже российским компаниям продемонстрировать свою способность объединиться для решения какого бы то ни было значимого общественно полезного дела, экологического в том числе, и довести его до конца. Лишь тогда российская экономика перестанет быть легкой добычей для конкурентов.
В Дудинку съехались все заинтересованные лица
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск