Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Всегда со мной та память об Афгане...
ДАТА
12 февраля 2015 года, 16:31
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, в нашей стране отмечают День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС. Официальная версия – предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. Ввод советских войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 года и шел по трем направлениям: Кушка – Шинданд – Кандагар, Термез – Кундуз – Кабул, Хорог – Файзабад. Десять лет длилась эта война, о которой долгое время не принято было говорить, а тех, кто там погиб или остался инвалидом, – вспоминать.
Через войну в Афганистане прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. Убиты, умерли от ран и болезней почти 15 тысяч человек, ранены – более 50 тысяч человек, стали инвалидами – 10 тысяч человек. По официальным данным, 287 советских военнослужащих остались в плену после вывода войск из Афганистана. По данным Красноярского военного комиссариата, в этом конфликте погиб 91 красноярец, двое пропали без вести.
Эта война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. И лишь 15 февраля 1989 года завершился окончательный вывод советских войск из Афганистана. В этот день в 16.21 через мост Дружбы пограничной реки Амударья под Термезом перешел последний советский солдат.
Сегодня День памяти, который отмечается в России с 2011 года и объединяет военнослужащих, участвовавших более чем в 30 локальных войнах и вооруженных конфликтах, проходивших за пределами страны.
В Норильске в этот день у “Черного тюльпана”, несмотря на мороз, также соберутся воины-интернационалисты вместе с горожанами почтить память не вернувшихся с войн, которых “не было”.
“Там остался жизни кусок”
Для норильчанина Сергея Куценко 15 февраля тоже не просто день. Он не очень охотно вспоминает об Афганистане, старается думать о сегодняшнем дне, о работе, о детях:
– Я обыкновенный рядовой Советской армии, служащий автобата. На срочную службу меня призвали весной 1979-го, уходил служить в Забайкальский военный округ, а вернулся из Афгана. Интересно так получилось, что увозили наш призыв именно 9 Мая, как знак какой-то.
В Забайкалье, в Читинской области, мы строили автодорогу Москва – Владивосток, правда, так ни разу в жизни проехать мне по ней не удалось. Возили скалу для отсыпки, щебень и другой стройматериал, никаких военных наук нам не преподавали, автомат просто видели, а во время присяги нам их давали лишь подержать. Ну еще примерно знали, как собрать-разобрать, и немножко – как заряжать.
 
В январе 1980-го неожиданно поступил приказ собраться и выдвинуться в неизвестном направлении. Нас, таких “везунчиков”, было всего 30 человек из всей бригады, а бригада – это восемь автобатальонов и десять батальонов стройбата. Выдали нам новую амуницию, но без оружия, и куда-то повезли. Очутились аж на границе Узбекистана, на железнодорожной станции Учкызыл, а зачем, так нам никто и не сказал. Высадили в чистом поле: столбы, обтянутые колючей проволокой, – выдали палатку и приказали обустраиваться. Вот так и началась моя война.
 
Пока Куценко и товарищи обустраивали чисто поле, подтянулась техника, на которой им предстояло возить военные грузы в Афганистан.
Сейчас свой первый бой он вспоминает с улыбкой, но тогда ему, безусому 19-летнему мальчишке, и его командиру, который был немногим старше, было не до смеха:
– Грузы мы возили колоннами – сто машин в каждой. На границе СССР и Афганистана получали автоматы, а возвращаясь в Союз, вновь их сдавали. И вот однажды наша колонна пошла, а нам с командиром приказано было захватить еще попутный груз, и мы отстали от своих. Границу с Афганом пересекли позже, но уже без оружия, оно ушло в той колонне. И вот катим мы через перевалы, буквально на авось, до базы оставалось совсем немного, как вижу: бегут нам наперерез душманы. Увидел, что у одного английская винтовка, которая БТР насквозь пробивает, а у другого – автомат. Командир орет: “Дави на газ!” Прилег я на руль – и как в той песне: “Мчится мой ЗИЛ, надрывая кардан”. Машина-то – груженная по максимуму, не меньше 25 тонн. Как прорвались – сам не знаю, но их лица на всю жизнь запомнил, кажется, и сейчас бы узнал. Потом не раз бывали переделки, мы всегда старались до точки добраться засветло, знали, что можем не вернуться. Всяко бывало, нас обстреливали, мы отстреливались, в засады попадали, груз отбивали. Но судьба меня хранила: ни ранений, ни контузий, из медалей – юбилейные. Доводилось бывать и в Кабуле, и на Кандагар возили грузы. Когда от Кабула груз везли дальше, обязательно было военное сопровождение, а на Кандагар шли – так еще и “вертушки” прикрывали.
Когда в Кабуле был, доводилось мне видеть и дворец Амина, то, что от него осталось, но все равно видно, что красивый.
 
С местными приходилось общаться, с теми, кто нас вроде бы поддерживал. Посмотришь – нормальные люди, а за что воевали, зачем столько парней погибло – непонятно.
 
В нашей части в Афгане нас, норильчан, было человек 18–20, но не все вернулись, а со Славой Возисовым и Сашей Бушуевым мы даже вместе потом работали в ПО “Норильскремонт”. Со многими до сих пор переписываемся, всегда добром вспоминаем нашего ротного – капитана Веселкина, зампотеха батальона капитана Зайчука, отвечавшего за состояние техники. Жесткий был мужик, но зато техника вся работала как часы, а в нашем случае техническое состояние автомобиля – вопрос жизни и смерти, не дай бог в чистом поле заглохнуть, без головы можно было остаться. А вот мой товарищ Радик Замалиев тоже вернулся живой, но не смог приспособиться к мирной жизни, погиб глупо – под колесами машины здесь, в Норильске.
Для меня служба в армии  вообще отдельная жизнь, эта ее часть навсегда осталась там, но это также и большая школа, опыт, закалка характера. Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не Афган, но однозначно по-другому.
Мама, я вернулся, я живой
Вся жизнь Сергея Куценко связана с Норильском, в двухлетнем возрасте его на Север привезли родители, приехавшие по оргнабору строить город. Отец всю жизнь отработал на буровой мастером, а мама – на “Медвежке”.
С Норильском Куценко расставался только на время службы в армии. После Афгана вернулся домой, работал водителем на КрАЗах и БелАЗах. Как переживали родители, как радовались, что сын вернулся живой, – это отдельная история. Из армии Сергея девчонка не ждала, как-то не было времени на серьезные отношения. Женился уже после дембеля на бывшей однокласснице. Смеется, что сам не знает, как так получилось: вроде бы в школе и не замечали друг друга. Воспитывал двух дочерей, потихоньку пришел к пониманию, что нужно двигаться дальше, и поступил в институт.
В 1989-м окончил Воронежский инженерно-строительный институт, стал инженером-строителем. Долгое время работал на производстве, на обогатительных фабриках, НОФ и ТОФ, на “Таймырском”, а сегодня он заместитель начальника технического отдела в ремонтно-строительном тресте ООО “Норильскникельремонт”.
– Разрабатываем проекты производства работ, сейчас вот для Таймырской обогатительной фабрики привязываем к местности проект монтажа трубопровода. Сам проект разработан институтом “Норильскпроект”, а мы занимаемся реализацией его в жизнь. Прежде чем устанавливать или смонтировать какие-либо металлоконструкции, необходимо продумать способы монтажа, привязать к существующему производственному процессу, разработать технический регламент. Выяснить, например, какая марка крана необходима для этой работы, в каком месте установить этот кран и так далее, разобраться с деталями металлоконструкций эстакад. Я курирую монтаж металлоконструкций трубопроводов и эстакад. Работа интересная, нужная, мне всегда была интересна физика металла, поэтому могу сказать, что занимаюсь любимым делом. И город свой люблю, а лучший отпуск для меня – это походы в тундру, охота и рыбалка. Как раз сейчас собираюсь в отпуск, надеюсь, погода не помешает. А Афган, служба в армии мне на всю жизнь преподали уроки, там ведь как было: дружба, товарищество, взаимовыручка не пустые слова, они – сама жизнь. Но это нужно и в мирное время: уметь подставить плечо, делать, выполнять свой долг перед родителями, семьей, товарищами. У меня уже внучка растет. А когда войну вспоминаю… Да главное, что живой вернулся.
Им было по девятнадцать
0

Читайте также в этом номере:

Племенное дело: возрождение (Екатерина БАРКОВА)
Объективно о ТБ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правильные смыслы (Ален БУРНАШЕВ)
Препятствия на старте (Лариса ФЕДИШИНА)
Остаются солдатами (Екатерина БАРКОВА)
Список Полякова (Лариса ФЕДИШИНА)
Счетчик рубль бережет (Лариса ФЕДИШИНА)
Растут понемногу (Лариса ФЕДИШИНА)
Школа производства (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Зрит в корень ученик (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Своими силами (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Культурный вопрос к вам (Лариса ФЕДИШИНА)
Небо танцует (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Футбол возвращается (Екатерина СТЕПАНОВА)
Мобильный взлом (Лариса МИХАЙЛОВА)
Работать станет легче (Екатерина БАРКОВА)
Большие шансы (Екатерина БАРКОВА)
Спорт в массы! (Николай ЩИПКО)
Сказки тоже наука (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск