Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вершины Бориса Вершинина
Любимому норильчанами композитору исполняется 70 лет
29 июля 2008 года, 14:24
Фото: из архива "ЗВ"
Текст: Владимир БАРАНОВ
Многогранный талант. Как еще можно охарактеризовать человека, который, будучи потомственным технарем, играл с самим Смоктуновским, в совершенстве освоил несколько музыкальных инструментов, пишет музыку для всех и картины маслом – для себя?
Божья искра
Если с его песней «Норильские сны», неизменно венчающей программу местного телевидения на протяжении почти 40 лет, выросло несколько поколений норильчан, то о картинах Вершинина мало кто знает. Но все, кто видел вышедшие из-под его кисти пейзажи и портреты, охотно подтвердят: эту вершину он покорил. А тот факт, что художественные творения Бориса Александровича до сих пор не удостаивались выставок, можно объяснить исключительно скромностью самого автора, который признается: «Пишу только то, что мне близко, и опять же для близких мне людей, не более того».
Кто бы спорил, многие так в живописи начинали. Но в данном случае есть два серьезных отличия. Во-первых, начинающим художником Вершинина  не назовешь: маслом он рисует практически с детства. Во-вторых, он к своему увлечению с годами не охладел. И по сей день может проводить за мольбертом часы, находя в этом занятии, как сам любит повторять, истинное наслаждение и отдохновение.
В этих его словах нет ни доли лукавства. Очень уж картины у него получаются живые. Такие никогда не удаются ремесленнику, пусть даже нахватавшемуся верхушек профессионального мастерства. Здесь надо, чтобы твоей рукой водили, а разумом управляли какие-то высшие силы. И Вершинин не может пожаловаться на равнодушие этих самых сил к своей персоне. Кажется, за что бы он ни взялся, в нем всегда будет гореть искра Божья, позволяющая достичь желанных высот…
 
«Будем расширять репертуар»
На Таймыр он прибыл в пятилетнем возрасте, переехав, по сути, с Севера на Север. Шла война, и отца командировали из Мончегорска, чтобы Александр Александрович наладил водоснабжение только-только разворачивающихся в поселке Норильск металлургических предприятий. Очень ценили Вершинина-старшего как специалиста: одних изобретений на его счету было больше сотни. Так что техническая жилка у Бориса Александровича – от него. Вершинин-младший, работая позже в Норильском индустриальном институте, будет порой выполнять спускаемый от комбината план по рационализаторским предложениям за весь преподавательский состав. И уже в свой актив запишет более 50 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Это, согласитесь, очень серьезная высота, недоступная многим.
А увлечение музыкой – тоже от отца. Однажды он привез из  Красноярска итальянский аккордеон, купленный по случаю у фронтовика на рынке. Перламутровое чудо, стоившее немалых денег, водрузили высоко на шкафу, чтобы кто-нибудь по неосторожности его не попортил. Но, как известно, запретный плод сладок… Словом, когда Александр Александрович наконец решил дать сыну хотя бы подержаться за ревностно хранимый в семье инструмент, чадо, ошеломив родителей, лихо отбарабанило по клавишам вальс «На сопках Маньчжурии». Отец только спросил: «Больше ничего не можешь? Что ж, будем расширять репертуар».
 
Как Смоктуновский
Среди заключенных нашлись отличные учителя. И вскоре юное музыкальное дарование возили с концертами по всему Норильлагу, его слава зашкаливала за облака. Например, ему выпал случай играть с самим Смоктуновским.
Будущий великий артист никогда не был зэка и в заполярный драмтеатр попал в качестве вольнонаемного. Так вот, в одном из спектаклей по отведенной роли Смоктуновский должен был периодически наигрывать на аккордеоне, чего в жизни никогда не делал. Ему, конечно, дали бутафорский инструмент, но спасительной фонограммы тогда еще и в помине не было. В музыкальные дублеры пригласили школьника Борю Вершинина. Сидя за кулисой, он вступал по команде в нужные моменты, и зритель ни разу даже не заподозрил в прекрасном актере, что тот совершенно не владеет инструментом.
Не хочу обидеть обожателей киноартиста, увенчанного всенародной славой, но отмечу, что популярность у Вершинина, пусть и в рамках диаспоры северян, сегодня ничуть не меньше. Нет, в лицо его, конечно, узнают не многие. Однако его песни у норильчан настолько на слуху, что при личном общении, как только Борис Александрович произносит свою фамилию, у совершенно незнакомых ему людей (сам свидетель) невольно вырывается: «Неужели вы тот самый Вершинин?!» И согласитесь, что восторженное «тот самый» звучит в данном случае нисколько не хуже, чем «народный артист».
 
Музыкальный язык любви
Или вот еще пример. Нашу беседу с ним в очередную встречу прерывает звонок по межгороду. Борис Александрович что-то объясняет далекому абоненту, а потом, уже опустив трубку, еще некоторое время сидит озадаченный.
– Что-то случилось?
– Звонили из Норильска. У них там телевикторина. И попался вопрос: в каком году Вершинин написал песню «Голубые озера»? Представляешь, а я и сам навскидку не вспомнил...
Немудрено, ведь сейчас в репертуаре композитора свыше ста песен. Большая часть, естественно, посвящена Северу. Потому что норильчан он проникновенно любит, только умеет  выражать это своим, музыкальным языком. И ему отвечают взаимностью.
– Вчера звонили из Липецка, – стряхивает с лица озабоченность Борис Александрович, видимо, отказавшись от намерения немедленно искать в личном архиве дату рождения «Голубых озер», и расплывается в довольной улыбке. – Там бывшие горняки «Медвежки» собрались с семьями по какому-то случаю, вспоминали Норильск, слушали мои песни. Говорят: они по-прежнему сближают нас, спасибо вам за это и пишите еще. Признаюсь, мне очень лестно, что таких звонков много, причем из разных мест.
Да уж, географию распространения песенной нориллиады Вершинина теперь не отследишь. Ведь его произведения разошлись на грампластинках фирмы «Мелодия», видеокассетах и дисках фирмы «Союз», на других музыкальных носителях буквально по всему свету. И Борис Александрович не намерен останавливаться  в своем творчестве, явно считая эту вершину не до конца покоренной. Став членом Российского авторского общества композиторов, он теперь открывает совместные проекты с известными поэтами-песенниками Кареном Кавалеряном и Константином Арсеновым. Так что мы еще услышим его новые песни и наверняка еще больше будем гордиться таким земляком.
Кстати, по случаю юбилея самое время вспомнить, что Вершинина перед его отъездом на материк представляли к присвоению звания «Почетный гражданин Норильска». Только ходатайство безнадежно затерялось где-то в долгих чиновничьих ящиках. Бюрократ – он и на Севере бюрократ, хотя чего ему там не хватило, так крючкотворной тайной и останется. Не обижайтесь на формалистов, Борис Александрович. В отличие от них, мы все вас искренне любим, поверьте. И живите долго, маэстро!
С музыкой по жизни
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск