Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В воде как дома
Есть такая служба
28 сентября 2012 года, 14:19
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В один из последних солнечных дней сентября “Заполярный вестник” наблюдал на озере Хараелах за работой водолазов из отряда 
подводно-технических работ ремонтно-монтажного специализированного треста “Норильскэнергоремонт” ООО “Норильскникельремонт”.  
За комментариями мы обратились к командиру отряда Анатолию Буласову.
Командира мы нашли в его рабочем кабинете в здании “Норильск-
энергоремонта” на Вальковском шоссе. Главное украшение кабинета – огромный штурвал от старинного парохода. Специально водолазы НЭР клады не ищут, но что-нибудь интересное обязательно находят. Главная же задача отряда подводно-технических работ –  обследование гидротехнических сооружений НПР. Ищут повреждения и разрушения, которые по большей части сами и ремонтируют.
– Анатолий, чем занимались ваши люди на озере за рудником “Октябрьский”?
– На озере Хараелах находится головное сооружение ТЭЦ-2 – насосная береговая станция,  та, которая непосредственно вбирает воду на охлаждение на ТЭЦ-2, а потом она уже идет в город и на предприятия. Головное сооружение держит уровень воды, мы работаем там на глубине 18 метров. Задача – поддерживать в рабочем состоянии водоканалы, расположенные на глубине, содержание в чистоте всех сороудерживающих заградительных решеток.  
Чтобы информация лучше воспринималась, Анатолий берет лист и набрасывает на нем простенькую схему. Вот насосная станция – длинный прямоугольник, большая часть которого под водой. На самой насосной станции стоят большие насосы, они качают воду. Объекты работ водолазов –  на глубине.
– Наша самая главная задача – обследование на разрушение бетонных оснований, металлических направляющих, решеток, подводной конструкции насосной станции, – объясняет Анатолий. – Также обследуем на разрушение подводную часть каналов, грунт, смотрим, намело или не намело ила после паводка, когда лед прошел. Словом, много всяких нюансов.
– Ил тоже вы убираете?
– Конечно. Водолаз спустился на глубину, установил агрегат – грунтоуборочный инжектор, подача воды идет с насосной станции, мы размываем ил и убираем его, он уходит вдоль по течению, и мы полностью освобождаем канал от всяких вредных примесей, а также от затонувших предметов.
– Много у вас объектов в городе?
– На каждой ТЭЦ по две своих насосных станции. ТЭЦ-2 – как раз на озере Хараелах, это головной сброс и насосная береговая, которая потребляет воду, а затем доставляет на ТЭЦ-2 в Талнахе. В Кайеркане ТЭЦ-3, там свои брызгальные бассейны, где вода охлаждается, их все видят, когда едут в сторону Алыкеля. Это фонтаны с правой стороны. Разбрызгивается вода, собирается в водоприемники уже охлажденная,  опять насосами закачивается на насосную станцию и – на переработку на ТЭЦ-3. В ведении УТВГС непосредственно береговые станции на реке Норилке, которые питают нас и металлургию водой.
Турбины обследуют 
ночью
Водолаз – профессия штучная. В Норильске вместе с Анатолием водолазов восемь. Еще одна бригада из шести человек живет и работает в Дудинке. Как раз сейчас, в конце сентября, она заканчивает ежегодное обследование гидротехнических сооружений Усть-Хантайской ГЭС.
Чтобы доходчивее объяснить, что водолазы делают на гидроэлектростанции, энергией которой питается Норильский промрайон, Анатолий снова берет ручку и рисует условные скалу, озеро, турбины. Объясняет: чтобы не случилось таких неприятностей, как на Саяно-Шушенской ГЭС, где вырвало колесо, потому что расслабились шпильки, которые держали турбину, на Усть-Хантайской ГЭС агрегаты ремонтируют по очереди.  
– Чтобы вывести одну турбину в ремонт, приглашают нас.  Мы закрываем вертикальные 90-тонные затворы для того, чтобы предотвратить попадание воды в сам цех, где находится турбина. У них  семь машин стоят, четыре турбины справляются. Работаем мы там по большому счету только ночью, так как в это время НПР потребляет меньше энергии. Они согласовывают с Норильском остановку турбины, выведенной в ремонт, и соседней турбины, чтобы нас туда не засосало. Агрегаты же мощные. Две турбины гасятся, электричество в НПР поступает в малых количествах, но достаточных для того, чтобы комбинат работал.
Главная задача дудинской бригады – 
поддержание в порядке причальных стенок морского порта, рассказывает Анатолий:
– Они должны запустить навигацию вовремя: сдать все причалы, чтобы к ним могли подходить и разгружаться суда после того, когда лед прошел. Ни один корабль без нашего заключения, что причал готов к приему судов, к нему не подойдет.  
Через Дудинский морской порт отгружается продукция “Норильского никеля”, поступает новейшее оборудование для рудников и заводов, продовольствие для северян. Жителям Таймыра не нужно объяснять всю важность поддержания Дудинского порта в рабочем состоянии. Как и не надо объяснять жителям Диксона важность их порта. Кстати, в прошлом году норильских водолазов пригласили работать и в Диксонский порт.
– Когда уходил лед, штормом разбило единственный причал, от которого полностью зависит Диксон, – рассказывает Анатолий Буласов.  – Единственный кран типа “ганса” накренился, все работы по разгрузке были остановлены. Нас попросили приехать и посмотреть, в чем дело. Мы самые близкие к Диксону водолазы, живем на одной земле. Мы поехали, поныряли, определились с повреждениями. Кроме нас работала питерская водолазная организация. Они уже на основании нашего обследования  составляли отчет на  проектную документацию.
Этим летом норильские водолазы полностью почистили два озера на Вальке, а также озера на турбазе “Солнечная”.
Дыши, не бойся
Они делают под водой и сварку, и резку, и бетонирование.
– У меня каждый водолаз имеет несколько смежных профессий:  он и стропальщик, и сварщик, и резчик, и компрессорщик, – говорит Анатолий. – Водолаз под воду спустился, за ним стропальщик, электрик, сварщик не спустится же. Профессия сложная, опасная, у нас первый список, всегда под давлением, всегда есть моменты риска. Людей, которые готовы встретиться с водной стихией, непривычным миром и еще выполнять в нем какие-то работы, мало. Единицы. Их выискиваем по России, приглашаем, обучаем, привлекаем молодежь. Кто-то остается, кто-то уходит, не выдерживает.  Порой в бассейне начинаешь тренировать людей, смотришь, они в акваланге, а затаили дыхание, как будто не могут дышать. Говорю: “Да ты дыши”. Он: “Я боюсь”. Да это же специальная аппаратура! Понимаю – инстинкт самосохранения. Для того чтобы правильно научиться дышать и выполнять какие бы то ни было работы, нужны долгие тренировки. Промышленного водолаза готовят от семи до десяти лет, чтобы он стал профессионалом и выполнял все виды работ под водой. Все это время он учится, повышает свой уровень.
– Интересная, – говорит про свою работу Анатолий Буласов. И добавляет: – Главное – грамотно к ней подходить. Каждый спуск продумывается до мелочей. Это не так, что дали задание, и ты сразу пошел. Предварительно проверяется оборудование, качество водолазного снаряжения. Его осматривает водолаз, который будет работать, за ним проверяет старшина, потом я. Все фиксируется письменно. Жесткий у нас контроль, согласно нашим правилам. Мы их не нарушаем, и никому я не позволю нарушать. Если нужно проверить, то нужно проверить несколько раз, потому что  человеческая жизнь не сравнится ни с какими деньгами или планами.
– Вас привлекает в профессии экстрим?
– Это мы уже прошли и ощущаем себя как рыба в воде. Там мы чувствуем себя как дома.
Их привлекает другое: география и бренд предприятия.
– Я 15 лет работаю на комбинате водолазом, хотя много было предложений со всей России, но “Норильскникель-
ремонт” я не могу променять ни на что, – говорит Анатолий.
Николай ЩИПКО
0

Читайте также в этом номере:

Когда деревья станут большими (Елена ПАВЛИЧЕНКО, и.о. начальника управления промышленной экологии ЗФ)
Сделано в Норильске (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Галерейная эпопея (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Создатели мира детства (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Штучная профессия (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск