Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Штучная профессия
К Дню машиностроителя
28 сентября 2012 года, 14:22
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В последнее воскресенье сентября норильские машиностроители, как и все их российские коллеги, отмечают профессиональный праздник. А работники цеха ремонта горного оборудования производственного объединения “Норильскремонт” ООО “Норильскникельремонт” в этом году отмечают еще и 65-летие своего предприятия.
Впрочем, название “цех по ремонту горного оборудования” не совсем правильное для новейшей истории. Так предприятие называлось в далеком 1947 году, когда ремонтниками работали заключенные, когда завершалось сооружение объектов по проекту первой очереди Норильского комбината и основными действующими производственными единицами были карьеры “Угольный ручей”, “Рудная гора” и шахты №11, 12, 13, 15. Рудный карьер “Медвежий ручей” еще был в стадии строительства, так же как и подземные рудники №7, 9. На базе этих рудников и сформировали цех по ремонту горного оборудования. В то время оно было самым примитивным, часто ломалось, да и вообще было в дефиците, поэтому ремонтный цех был комбинату необходим.
С началом промышленной добычи руды, ростом количества и мощности горного оборудования прибавлялось работы для ремонтников.
На сегодня цех по ремонту горного оборудования – это производство по ремонту горного оборудования, ремонтам основных производственных фондов завода строительных материалов и конструкций и предприятия “Единое складское хозяйство”.
От винтика и до болтика
Тридцать пять лет своей жизни отдал ремонту экскаваторов Игорь Вульфсон – старший механик производства. Его отец Хонон Вульфсон в далекие 50-е работал экскаваторщиком на “Медвежке”, а сейчас сын эту технику ремонтирует. Как рассказывает мой герой, шестнадцатилетним мальчишкой его отец был осужден за антисоветскую пропаганду и отправлен из Риги в норильские лагеря. До 1953 года был политзаключенным, затем, после реабилитации, как вольнонаемный работал на руднике “Медвежий ручей”. Мама трудилась на Нулевом пикете, она родом с Алтая, приехала по оргнабору. Вот так они и встретились, комсомолка и заключенный. Жили там же, на Медвежке, в балках. Маленький сын часто помогал отцу по работе, с детства любил возиться со всякими винтиками и болтиками. И как само собой разумеющееся было, что сын пошел по стопам отца. С 1977 года Игорь Вульфсон начал работать на руднике “Медвежий ручей” слесарем-электриком, своими руками собирал еще электромеханические экскаваторы. После окончания Норильского вечернего индустриального института был назначен начальником участка рудника “Медвежий ручей”, а теперь он старший механик производства по ремонту горного оборудования.
– Конечно, когда я только начинал работать на “Медвежке”, техника была совсем не та, что сейчас, – рассказывает Игорь Вульфсон. – В то время с “Медвежки” руду и платиноиды отправляли на БОФ, а для этого нужны были вскрышные работы. Экскаваторами вскрывали кровлю, порода шла на отвал, а руда – на переработку. Это так называемая многоступенчатая разработка. “Начинка” наших, отечественных, экскаваторов была электромеханическая, служила, можно сказать, вечно, но часто требовала ремонта, об импортном оборудовании даже и не мечтали. Ремонтники должны были знать и механику, и устройство редукторов. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего наставника Юрия Петровича Мамашева. Да его многие помнят, замечательный был человек и наставник от бога, скольким молодым дал путевку в жизнь.
Все, чему его научили старшие опытные коллеги, Игорь Вульфсон передал своим ученикам Алексею Барковскому, Игорю Чемодурову, Вадиму Сибирекову. Молодые люди из рабочих выросли в инженерно-технических работников, а Игорь Хононович продолжает обучать азам новичков. Сегодня на смену отечественным экскаваторам постепенно приходят немецкие Liebherr, так что знаний и умений необходимо гораздо больше. В подчинении у Вульфсона электрогазосварщики, слесари-ремонтники, электромеханики, которые занимаются капитальными ремонтами экскаваторов на всех переделах компании. Старший механик считает, что важно не только научить профессии, мастерству, умению работать в команде, но и воспитывать уважение к своему делу, ответственность. В канун праздника всем своим коллегам и ученикам Вульфсон желает прежде всего здоровья, благополучия и успехов в труде.
“Немка” хороша, 
но наша лучше
Импортное оборудование более мобильное, не завязанное на подключении к электроэнергии: самоход и гидравлика заметно отличаются от нашего. Их привозят узлами по морю, а собирают уже на месте норильские ремонтники под руководством шеф-монтажников фирмы-изготовителя. Поэтому современный ремонтник должен обладать не только профессиональными знаниями о гидравлике и электромеханике, но и иметь определенный опыт. Чтобы “откапиталить” экскаватор, работнику, обслуживающему машину, необходимо совмещать навыки слесаря-ремонтника и слесаря-гидравлиста, дизелиста и электрика, а не просто разобрать огромную машину, найти неисправность и по новой все собрать. И труд, и терпение, и знания, и умения – все необходимо применить. В среднем разборка, ремонт и сборка одного “больного” отечественного экскаватора занимает три-четыре месяца. И работают ремонтники, как скорая помощь, круглосуточно, без праздников и выходных.
…В Норильском промышленном районе 62 единицы карьерных экскаваторов, так называемые “восьмерки”, “десятки”, “четверки” и “пятерки”, название зависит от объема ковша. Парк очень изношенный, в основном все они уже “дедушки”. С прошлого века, не менее тридцати лет верой и правдой служат производству. В этом, конечно же, огромная заслуга ремонтников, которые не дают технике окончательно развалиться. Ее постепенно меняют на импортные Liebherr и обновленные отечественные ЭКГ (экскаватор карьерный горный). Как поясняют мастера, это машины с другим менталитетом. Безусловно, импортные качественнее и надежнее наших, более совершенные, или, как шутят спецы, с человеческим лицом. Но импортное оборудование рассчитано на определенный срок работы, с последующей полной заменой того же экскаватора, то есть их вообще не должны ремонтировать. Наши же ЭКГэшки сделаны фактически с бессрочной надежностью и при бережной эксплуатации и качественном ремонте могут служить и служить.
Труд ремонтников из разряда вечных профессий: пока существуют механизмы, они будут требовать ремонта, а значит, эта профессия будет востребована. И, конечно же, всегда будут востребованы терпение, мастерство, знания и опыт ремонтников.
Тридцать пять лет Игорь Вульфсон ремонтирует экскаваторы
У “немки” сложная “натура”
Современный ремонтник знает и гидравлику, и электромеханику
0

Читайте также в этом номере:

Когда деревья станут большими (Елена ПАВЛИЧЕНКО, и.о. начальника управления промышленной экологии ЗФ)
Сделано в Норильске (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Галерейная эпопея (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Создатели мира детства (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В воде как дома (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск