Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В предлагаемых обстоятельствах
ВЕТЕРАНЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
19 мая 2016 года, 15:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Плавильщик шестого разряда Леонид ПОЛИКАРОВ имеет шанс остаться в истории как один из металлургов, получивших последние слитки огневого кобальта. С закрытием никелевого завода компания прекращает пирометаллургическое производство этого металла. Выпуск кобальта, но уже электролитного, согласно стратегии “Норильского никеля”, сконцентрируется на других площадках ГМК. Кадровый работник Заполярного филиала компании Леонид Николаевич Поликаров тоже выбирает новую площадку – город, в котором захочет жить его семья.
– В пятьдесят лет не получилось уехать, хотя были планы. В пятьдесят пять собирался… А сейчас все совпало: закрытие никелевого завода, мое участие в программе переселения, – делится Поликаров. – Пора возвращаться с Севера.
Выбрал свою профессию
До Норильска семья жила в Горловке, потом в Павлограде. В Днепропетровске Леонид учился на прокатчика-металлурга, поступил, как говорит, за компанию с товарищами, но окончил только первый курс: в 1978 году переехал вслед за родителями в Норильск. Посмотреть, шутит Леонид Николаевич, правду ли они написали, что снега намело по самую крышу.
– Отец рукодельный был, купил балок, достроил его: кухню сделал, ванную, туалет – на материке эти удобства не у всех были, – говорит мой собеседник. – Я прилетел в Норильск, добрался на электричке до города, затем на автовокзал в Талнахе. Мама меня встречала, поехали с ней в поселок Геологов. Из автобуса вышли, идем да идем. Прошли, кажется, все бараки, а как трубы начались, я за голову схватился: так далеко, что это за поселок. Сараи какие-то.  
Зато со всеми удобствами! В поселке Геологов Леонид Поликаров  прожил два года, до армии, пока учился в среднем профессионально-техническом училище №17 (СПТУ). Потом родители – оба уже работали на рудниках Правобережья – получили квартиру в пятом микрорайоне Талнаха. “Рукодельные” мужики Поликаровы сами обустраивали и это свое жилье.
– Леонид Николаевич все умеет делать: евроремонт – пожалуйста, что-то сработать из дерева и металла – пожалуйста. Мужчина – мечта любой женщины, – улыбается начальник плавильного отделения хлорно-кобальтового цеха Олег Калмыков.
– А в отделении женщины есть?
– Есть. Две крановщицы.
Сугубо мужской коллектив. На гидрометаллургическом участке или “на порошках” женщины всегда работали, а печи Грамолина исключительно для сильного пола придуманы. Леонид Поликаров впервые увидел это оборудование на практике после второго курса СПТУ. Направили паренька в хлорно-кобальтовый цех, в этом коллективе он и остался после получения диплома плавильщика. Никогда не жалел, что выбрал эту профессию.
Из состава “того” плавильного отделения до сегодняшнего дня вместе с Поликаровым трудится Виктор Викторович Лепешкин. И вообще из его группы в СПТУ-17 человек пять остались плавильщиками, остальные переквалифицировались в слесари или поменяли отрасль: тяжело в металлургии.
– Раньше я этого не замечал: молодой был, – говорит Леонид Николаевич, – но мне было интересно, иначе в металлургию не пошел бы. Каждый день, или даже каждая новая плавка, по-другому проходит. Я в техникум поступил, на механика хотел выучиться, а на работе за мужиками смотрел, как да что, и понял: не моя профессия.
Словом, выбор сделал окончательный, хотя пришлось молодому человеку преодолеть немало трудностей, даже в бытовом плане.
– Смена начиналась в шесть часов, первые автобусы из Талнаха выходили в то же время. Надо было ухитриться вовремя добраться до цеха, – вспоминает Леонид Николаевич. – На попутках ехал: водители сами останавливались, предлагали подвезти.
Приходилось вставать засветло: утренняя смена длилась с шести до двенадцати. Шесть дней в неделю – такой был график: шесть-один. Нарушать дисциплину не в правилах Леонида Поликарова. Сейчас сел бы он на свою вишневую “девятку”, а 35 лет назад такой возможности не было. Выкручивался, как умел, пока Изосим Алексеевич Чалкин не помог.
В нашем разговоре имя легендарного начальника хлорно-кобальтового цеха звучало не раз, Леонид Николаевич вспомнил несколько историй, связанных и с высоким профессионализмом, и с неуемным темпераментом Чалкина. В нынешнем году Изосиму Алексеевичу исполнилось бы 90 лет. Почетным гражданином Норильска он стал в 1986-м, тоже юбилей. Кавалер нескольких орденов, рационализатор, изобретатель, заслуженный металлург России. Человек, которого в городе знали и уважали. Поэтому не отказал Чалкину в просьбе помочь молодому металлургу заместитель директора Норильского комбината по быту Василий Васильевич Павлов. Только после его визы Леонид Поликаров попал в подшефное общежитие на улице Орджоникидзе: поселить в общагу человека с местной пропиской законом не разрешалось. Но Чалкин сумел найти разумный выход.
– Изосим Алексеевич приезжал в цех ранним утром, ходил по производству в фуфайке, в кирзовых сапогах и цигейковой шапке. Из-за этого немало курьезов случалось, – продолжает Поликаров. – С моим коллегой произошел такой случай. При поступлении на работу ему надо было подписать заявление у начальника цеха. В приемной говорят, Чалкин в гидрометаллургическое отделение пошел. Парень отправился на поиски. По дороге видит, мужик идет. К нему и обратился: “Не скажешь, где может быть начальник цеха?”
– Ну я начальник цеха, – отвечает мужик в фуфайке.
– Пошел ты, тоже мне начальник цеха, – произнес новичок и дальше искать. А когда вернулся в АБК, зашел в кабинет начальника, увидел, кто там сидит, растерялся. Объяснились, Чалкин все правильно понял, заулыбался.
…В те годы коллектив хлорно-кобальтового цеха славился на весь комбинат своими трудовыми делами. Первую елку по случаю досрочного окончания годового плана наряжали в ХКЦ, одними из первых лауреатами премии имени Завенягина стали кобальтщики,  дипломантами Выставки достижений народного хозяйства страны – они же. В числе участников ВДНХ была смена лауреата Государственной премии СССР Владимира Иванова, в которой трудовой путь начинал молодой рабочий Леонид Поликаров. Металлургам тогда вручили медали главной выставки страны.
Грамотных специалистов, работавших рядом с Леонидом Поликаровым, было немало на протяжении всех его “кобальтовых” лет. Мой собеседник тепло вспоминает старшего мастера  Владимира Ласточкина – “очень интересный был человек”, своего первого начальника плавильного отделения Сергея Воронова,  бывшего руководителя хлорно-кобальтового цеха Илью Сарычева:
– Илья Николаевич молодец: сумел асфальт сделать от автобусной остановки. Раньше, когда снег начинал таять или шел дождь, было ни пройти ни проехать. Теперь до работы спокойно дойти можно.
Цеховые истории от Поликарова продолжаются рассказами о бригадирах  Уткине, Малышеве. Леониду Николаевичу и самому неоднократно поручали исполнять обязанности мастера смены и бригадира участка. О его опыте и знании технологии говорит начальник плавильного участка ХКЦ Олег Калмыков:
– Леонид Николаевич – работник высшего класса, имеет шестой квалификационный разряд. Человек очень ответственный, требовательный к организации производственного процесса, умеет отстаивать свою позицию.
За большой личный вклад в производство кобальта имеет благодарность руководства компании. Награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ. В прошлом году, в дни празднования 80-летия компании “Норильский никель”, Леониду Поликарову присвоено звание  “Заслуженный металлург Российской Федерации”.  
Ленинского проспекта не хватает
Норильская биография моего героя заканчивается. Леонид Николаевич, как и многие его коллеги с никелевого завода, имеющие солидный производственный стаж, подписал соглашение на участие в программе “Ветераны металлургического производства”. Скорее всего, они с женой Анной Георгиевной переедут в Ставропольский край. Здесь, в Буденновске, живут их родственники. И сам город такой же компактный, как наш.
– После Норильска – все знакомые сходятся в этом мнении – большие города становятся в тягость. Хочется поселиться в маленьком, но цивилизованном городе, – размышляет Леонид Николаевич. – Мы много ездили по стране, присматривались в последнее время, что называется, с дальним умыслом: смогли бы жить здесь или здесь. И знаете, везде нам не хватает Ленинского проспекта. Чтобы можно было выйти, прогуляться, в кафе посидеть – и недалеко от дома. У нас по Ленинскому прошелся – на душе становится по-другому.
В Буденновске, как рассказывает мой собеседник, строят большой спортивно-развлекательный комплекс: два кинозала, бассейн, торговые точки, другие современные объекты. Жить можно. К тому же климат Леониду Николаевичу нравится: на Ставрополье тепло. Только морошка не растет. Это единственная ягода, которую в тундре любит собирать Поликаров. А грибник он азартный, говорит, что в его семье увлеченно собирают грибы и готовят их по фирменному рецепту.
На материке эти навыки, конечно же, пригодятся.  Как и все то, что приобретает человек в работе, в общении с людьми. Впрочем, в разговоре Леонид Поликаров не делил свою жизнь на сегодняшнюю и “после Норильска”. Меняются обстоятельства, и он готов это принять.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск