Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В нулевой системе координат
К Дню Воздушного флота
18 августа 2008 года, 15:39
Фото: Архив авиакомпании "Таймыр"
17 августа – День воздушного флота. Славу полярных летчиков на территории поддерживает авиакомпания «Таймыр», созданная шесть лет назад на базе Норильского авиапредприятия. На карте в кабинете  первого заместителя генерального директора авиакомпании Василия Куропятника в районе Северного полюса пришпилено несколько флажков. В этих географических точках самые опытные экипажи и инженеры авиапредприятия каждую весну строят  дрейфующий аэродром «Барнео». На него приземляются туристы-экстремалы из разных стран.  
  – Василий Михайлович, считают ли себя летчики авиакомпании «Таймыр» преемниками первых полярных асов?
– Конечно, считаем, поскольку полеты приходится выполнять в Арктическом бассейне. Наша работа в данном регионе началась в 70-е годы, когда осуществлялось регулярное обслуживание высокоширотных экспедиций. Она продолжается и по сегодняшний день – с перерывом в десять лет, который пришелся на перестройку.
– Чем раньше манил людей Северный полюс? Что они ищут там сейчас?  
– В те годы происходило изучение рельефа дна, глубин океана по заявкам Министерства обороны. Освоение Арктики шло очень активно. Сопровождение экспедиций было нашей основной работой. Летчики авиаотряда работали на льдинах по два-три месяца. Наш вид деятельности там сегодня носит несколько иной характер. Недавно, в конце мая, мы закончили 4-ю экспедицию на Северный полюс. Занимаемся авиационным обслуживанием экспедиционного центра Арктики и Антарктики «Полюс» и агентства «ВИКААР». Они специализируются на экстремальном туризме на полюс. На нас лежит ответственность за организацию и строительство ледового дрейфующего аэродрома «Барнео». Этому предшествует долгая кропотливая работа по выполнению полетов в данном регионе, которая заключается в координации действий между заказчиком и авиацией. Все должно быть четко просчитано.
 
Аэропорт  меняет курсы
– Пожалуйста, про дрейфующий аэродром подробнее. Почему туда нужно лететь весной, а не летом?  
– Подготовка начинается с начала года. Мы  выбираем наилучшие погодные условия. Самыми благоприятными в этом отношении в Арктике считаются март, апрель и май. Как правило, на этот период и планируется работа. Обустройство аэродрома и осуществление всех экспедиций на Северный полюс происходит под руководством опытнейшего пилота, профессионала с большой буквы, командира воздушного судна Александра Плёнкина. Учитывая, что в Арктике  невозможно получить помощь с материка, технический состав на борту – самые опытные наши инженеры.  
– С чего все начинается?
– Из Норильска мы парой вертолетов летим из аэропорта Валек на Диксон, далее – на остров Средний архипелага Северная Земля. Здесь вертолеты максимально заправляются топливом, и экипажи уходят на максимальное расстояние в сторону Северного полюса. До него остается километров 400. Там они находят подходящую «точку в море», как мы ее называем. Наши заказчики дали ей другое название – «Жалюзи».  Это временная база для строительства ледового дрейфующего аэродрома «Барнео».
– Что дальше?
– По спутниковой связи экипажи связываются с Мурманском, там дежурит самолет ИЛ-76, который по нашим   координатам находит «точку в море» и десантирует сюда топливо. Экипажи заправляются и уходят в район Северного полюса. Осуществляют там ледовую разведку с целью поиска льдины для строительства аэродрома. Как правило, найти  подходящую льдину сложно. Только опыт и навыки могут здесь помочь. Главная задача экипажей – отыскать льдину, максимально приближенную к Северному полюсу. Когда находится льдина нужных размеров и толщины, экипажи сообщают ее координаты в Мурманск. Оттуда вылетает ИЛ-76 и десантирует топливо, оборудование, трактор на парашютах. Начинается расчистка от снега, торосов, готовится техническая полоса для самолета. По окончании строительства технический рейс доставляет оборудование, палаточные модули, обслуживающий персонал.
– Довольно быстро все происходит?
– Работа занимает примерно неделю.
– А почему все флажки на вашей карте в двух шагах от полюса, но в самой-самой точке – нет?  
– Опыт и практика показывают, что для строительства дрейфующих аэродромов крайне сложно найти льдину подходящей толщины и размеров.  На самой макушке Земли, в этом районе, большая вероятность частых подвижек и торошений, которые, как правило, ломают льдины. Самый оптимальный вариант строительства – в среднем на удалении 100 км от полюса.  
 
Шампанское  ложками
– Что делают туристы на полюсе?
– Туристы-экстремалы стремятся засвидетельствовать  свое пребывание здесь и запечатлевают себя в нулевой системе координат с помощью спутниковой системы навигации. Многие приземляются на Северный полюс на парашютах. В марте этого года температура на полюсе была минус 20–30, поэтому иногда им приходилось употреблять переохлажденное шампанское. Его не пьют, а едят ложками. Там организовывались футбольные матчи среди туристов, концерты артистов эстрады. Однажды мы сопровождали полет на Северный полюс  воздушного шара «Святая Русь». Он проходил под патронажем компании «Метрополь».
– Кого из известных людей вы возили на полюс?
– С помощью авиакомпании «Таймыр» свою мечту побывать на Северном полюсе осуществили представители многих стран. В том числе принц Монако Альберт II. Он 100 километров от «Барнео» до Северного полюса прошел на собачьих упряжках. Сопровождение у него было, конечно, довольно крутое. Посещали Северный полюс и представители Правительства и Государственной Думы, силовых структур. Мы осуществляем также заброску и поддержку туристов, которые идут к Северному  полюсу на лыжах с мыса Арктического.
Нужно особо отметить: осуществление экспедиций было бы проблематично без инициативы и прямой поддержки выдающегося ученого, полярника, вице-спикера Госдумы Артура   Челенгарова.
– Это не коммерческая тайна, сколько стоит побывать на полюсе?
– Нет, любой желающий может осуществить свою мечту. В этом году стоимость путевки составила приблизительно 15 тысяч евро.
– Василий Михайлович, что-нибудь хотите пожелать коллегам накануне праздника?
– Основа основ – это здоровье. Желаю здоровья всем нашим пилотам и пассажирам. И традиционное авиационное пожелание: во всем и везде летной погоды и мягкой посадки!
 
Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
Кому в Париж, кому в Торонто...
На Северном полюсе работают самые опытные летчики
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск