Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Уроки о смысле жизни
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
11 февраля 2013 года, 13:36
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
В четвертых классах общеобразовательных учреждений Норильска в этом учебном году введен курс “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ). Нравится ли детям эта дисциплина, с какими сложностями пришлось столкнуться преподавателям, корреспонденту “ЗВ” рассказала учитель гимназии №4 Лариса НАРУШЕВИЧ.
– Наша гимназия в свое время стала экспериментальной площадкой для введения нового курса. Так что данную дисциплину мы читаем уже третий год. За это время родители гимназистов выбирали три модуля из шести: мировые религии (45%), православную культуру (25%) и светскую этику (30%). Знаю, что по городу в первый год эксперимента один ребенок выбрал буддизм и в школе №17 несколько детей изучают ислам.
– Лариса Станиславовна, вы преподаете модули “Основы мировых религий” и “Православная культура”. А что представляет собой раздел “Светская этика”?
– Он дает знания о нормах поведения, законах, по которым строится жизнь в обществе. На этих уроках рассматриваются такие понятия, как любовь, дружба, стыд, совесть, доброта. Рассказывается, как следует себя вести, как поступать в той или иной ситуации. Об этом каждый преподаватель говорит на классных часах, но на уроках основ светской этики эти понятия даются шире за счет, например, художественной литературы.
– Это совсем далеко от религий.
– Почему же? В модуле “Православная культура” рассматриваются эти же понятия, но в контексте православия, а в модуле “Мировые религии” – в контексте других вероисповеданий.
– Наши занятия построены на беседе, – продолжает Лариса Нарушевич. – Эта форма общения очень важна, как проповедь священника. Ведь какое зерно ты посеешь в душу, такой росток и взойдет. Пусть беседа продлится три-пять минут, но что-то должно измениться в сознании или в душе ребенка, чтобы он смог понять и принять другой народ, другое мировоззрение, другую религию, другого человека – своего соседа по парте – и без осуждения отнестись к его поступкам.
– На примере можете объяснить?
– Недавно был такой случай: ребенок держал очень тяжелую дверь и пропускал всех ребят класса. И все вышли, ребенок закрыл эту дверь и сказал: “Теперь я точно в рай попаду”. Это навело меня на мысль обсудить с ребятами, будет ли благо, сделанное небескорыстно, действительно благом? Очень порадовали их ответы, которые нельзя оценить как правильные и неправильные, но которые говорят о том, что дети самостоятельно анализируют поступки, явления и события, думают, что-то в их душе меняется. Хочется, чтобы они не просто были образованными людьми, но чтобы ум и знания помогали им жить.
 
Осознанный выбор
– С какими сложностями пришлось столкнуться, начиная курс “Основы религиозных культур и светской этики”?

– Прежде всего с нехваткой знаний. Хотя преподаватели прошли обучение на курсах повышения квалификации, но предмет абсолютно новый и охватывает очень большой культурный пласт, поэтому, чтобы подготовиться к одному уроку по основам религиозных культур и светской этики, приходится тратить больше времени, чем на все остальные предметы.
– Какие религии наиболее привлекают школьников, изучающих ОРКСЭ?
– Особенно детей интересует буддизм. Также их очень удивило и заинтересовало то, что христианство имеет несколько разветвлений, что есть католики, протестанты, православные. Для ребят было очень важно разобраться в том, почему мы отмечаем Рождество 7 января, а католики – 25 декабря. Меньше всего гимназисты интересуются исламом, наверное, потому, что у нас нет представителей этой культуры. Хотелось бы дать ребятам больше информации о традициях и религии коренных народов Севера, населяющих Таймыр, но в программе этого нет. И здесь все зависит от учителя. Мы, чтобы осветить эту тему, обращались в Музей НПР, где для ребят провели очень познавательную экскурсию.
– Как школа взаимодействует с церковнослужителями?
– Ежегодно на первое родительское собрание в четвертых классах мы приглашаем священнослужителя из православного храма. Он никого ни к чему не призывает, скорее, проводит нравственную беседу. А решение, какой из модулей выбрать в итоге, всегда остается за родителями. Я не могу сказать, что после таких встреч все папы и мамы останавливаются на изучении детьми православной культуры, но взрослые более осознано подходят к выбору модуля.
– Для своего ребенка вы какой бы модуль выбрали?
– “Основы православной культуры”. К сожалению, в период обучения моей дочери такого предмета не было, и я бы хотела восполнить этот пробел, чтобы ребенок, живущий в России, лучше знал традиции и культуру своей страны.
– Но другие родители предпочитают, чтобы их детям дали основы светской этики…
– Такое ощущение, что многие боятся выбирать курс “Основы православной культуры”, думая, что детей собираются вовлекать в религию. И только последнее время стали больше интересоваться православной культурой. Думаю, в этом сыграло свою роль и настроение в обществе, и желание приблизить детей к историческому наследию. В этом году, кстати, один класс полностью выбрал “Основы православной культуры”.
 
Не верим, но веруем
– Лариса Станиславовна, почему вы решили преподавать этот модуль?

– Я православная. В детстве меня крестили, бабушка соблюдала церковные каноны. И когда мы у нее гостили, то не садились за стол без молитвы на благословение пищи. К сожалению, родители эту культуру в семью не перенесли. Но для меня детский опыт остался ярким воспоминанием. Осознанно же я пришла в церковь уже в Норильске, года четыре назад. Через некоторое осмысление жизни, через некоторые ситуации. Я стала посещать православный храм, и, конечно, мне самой было интересно преподавание такого модуля.
– А ваши ученики в Бога верят?
– Когда я задала детям вопрос: “Кто из вас верит в Бога?” – то примерно сорок процентов класса подняли руки. А на вопрос: “Кто из вас крещеный” – практически весь класс ответил положительно, кроме девочки-мусульманки, которая тем не менее ходит на уроки православной культуры. Ее семья приехала из Дагестана, но родители решили, что дочь, живя здесь, должна знать культуру русского народа.
– Библия, наверное, есть в каждой семье?
– Отнюдь. Библию имеет не каждая семья. А у кого она есть – это, как правило, детская Библия. Причем красивые, подарочные издания, которые преподнес ребенку кто-нибудь из родственников, но сами они Библию не читали. Бывает, кто-то из ребят приносит ее в школу, но на вопрос, о чем эта книга, ответить не может. Чтобы пробудить интерес ребят к ней, мы читаем одну из глав, разбираем содержание на уроке. Знакомимся и с другой религиозной литературой, которая есть в семьях учащихся. Так мы узнали, что у кого-то дома есть псалтырь – одна из тех книг, по которой на Руси детей учили читать. Псалтырь был букварем для тех, кто не имел возможности получить светское образование.
 
Потомок обезьяны или божий человек?
– Устраивает ли вас учебник по основам православной культуры?

– Он сложный для детей. Поэтому приходится перерабатывать материал, обобщать, собирать из разных источников те сведения, которые будут понятны и интересны нашим детям.
Буквально на прошлом занятии один мальчик ушел под впечатлением от того, что Иисуса распяли на кресте. Я понимала, что не каждый сможет вынести, если им показать фрагмент фильма “Жизнь Иисуса Христа”, но тут даже рассказ так глубоко тронул душу. И ребенок никак не мог понять, ради чего Иисус так страдал, зачем нужна была эта жертва. Современным детям это трудно осознать.
– Как они относятся к христианским заповедям?
– Мне кажется, за полгода, что я веду эту дисциплину, взаимоотношения между ребятами поменялись. Они стали добрее, корректнее по отношению друг к другу. И если вначале позволяли некоторые вольности в общении, могли грубо ответить, посмеяться над слабостями другого, то сейчас у ребят закладываются христианские нормы. Родители, конечно, хотят, чтобы дети стали воспитанными людьми и превратились из сорванцов в пай-мальчиков и пай-девочек. Но чуда не произойдет, если ребенок не получит нравственные уроки, в том числе в семье.
– Какие вопросы вам задают учащиеся?
– Их интересует, от кого произошел человек: от бактерий, человекоподобной обезьяны или все-таки мы творение Бога. Я говорю, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Но вот какое мнение тебе ближе, то и выбери. Ты хочешь произойти от обезьяны, от бактерии либо быть подобием Бога?
– Урок предполагает включение в процесс обучения семью?
– Два месяца ребята готовят проект “Моя родословная”. Ведь, чтобы знать историю государства, необходимо начать с истории своей семьи. И эта работа объединяет всех домочадцев. В этом году одна семья так увлеклась составлением своего древа, что нашла родственников за границей.
– А учителя имеют возможность пополнять свои знания в области христианской культуры?
– Мы взаимодействуем через духовно-просветительский центр, который находится на базе кафедрального собора Всех Скорбящих Радость. Отец Дионисий собирает учителей, желающих повысить свои знания в области основ православной культуры. Это очень интересные лекции. Кроме того, центр делится с нами видеоматериалами о православных святых, проводит экскурсии для школьников. Есть идея создать цикл детских передач на базе русских сказок и после просмотра вместе с детьми обсуждать понятия добра, зла, справедливости, греховности.
– Нынешние четвероклассники уже были в храме?
– Дети ждут. Мы им пообещали, что на Пасху обязательно пойдем в церковь. Пока совершаем виртуальные экскурсии и готовимся к посещению храма. Думаю, это будет главное событие для детей, которые начали изучать православие.
 
Отличник и троечник равны
– Одного часа в неделю достаточно?

– Материал очень сжатый, очень объемный. Хочется рассказать больше. И сами дети хотели бы говорить о православии больше. Потому что они становятся соучастниками процесса и вместе со мной готовят занятия. Конечно, хотелось бы иметь хотя бы два часа ОРКСЭ в неделю. Ведь это же, по сути, история родного государства или других стран мира. Раньше в начальных классах у детей был предмет история, сейчас его нет. А курс “Окружающий мир” хотя и включает в себя некие исторические вехи, но они настолько малы, что дети, оканчивая начальную школу, практически ничего не знают. А с помощью основ религиозных культур и светской этики мы можем это компенсировать. Я использую много видео, отрывки из современных фильмов, сказок, которые помогают понять, почему православие было выбрано князем Владимиром и какие традиции сложились у русского народа за тысячелетие после Крещения Руси.
– Четвероклассники уже готовы воспринимать эту информацию?
– То, что предмет вводится именно в четвертом классе, я считаю правильным. Потому что в этом возрасте дети уже имеют свою точку зрения, у них сложилось некое мировоззрение. И если предмет будет вестись до девятого класса, как предполагает новый закон об образовании, это будет очень эффективное решение. И тогда мы сможем увидеть результаты своего труда – получилось или не получилось.
– А сегодня уже можно подвести какие-то итоги?
– Жалко, что дети, которых я обучаю, не бывают постоянно перед глазами, но от классных руководителей знаю, что ребята ждут этих занятий. Им интересно. К тому же это не урок, за который ставят оценки, а беседы, диспуты, виртуальные путешествия. Все здесь равны: и троечник, и отличник. Ведь наши занятия – по построению отношений, и их нельзя оценить в рамках пятибалльной или какой-либо другой системы.
Дети могут не записать домашнее задание в дневник, но всегда его выполняют. Мне очень нравится, что они научились работать со словарями, сами ищут ответы на многие вопросы. Значит, пища для размышлений есть.
На этих уроках говорят о любви и дружбе
Четвероклассники на все имеют свою точку зрения
0

Читайте также в этом номере:

Спасибо за свежий воздух (Татьяна РЫЧКОВА)
Обед под сенью пальм (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Десять спартанцев (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Свертки на миллионы (Андрей СОЛДАКОВ)
По следам первых (Иван ЗОТОВ)
Фильмы должны быть наши (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Книга без купюр (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА, председатель Союза писателей Таймыра)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск