Уроки о смысле жизни
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
11 февраля 2013 года, 13:36 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Марина БУШУЕВА
|
В четвертых классах общеобразовательных учреждений Норильска в этом учебном году введен курс “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ). Нравится ли детям эта дисциплина, с какими сложностями пришлось столкнуться преподавателям, корреспонденту “ЗВ” рассказала учитель гимназии №4 Лариса НАРУШЕВИЧ.
– Наша гимназия в свое время стала экспериментальной площадкой для введения нового курса. Так что данную дисциплину мы читаем уже третий год. За это время родители гимназистов выбирали три модуля из шести: мировые религии (45%), православную культуру (25%) и светскую этику (30%). Знаю, что по городу в первый год эксперимента один ребенок выбрал буддизм и в школе №17 несколько детей изучают ислам. – Лариса Станиславовна, вы преподаете модули “Основы мировых религий” и “Православная культура”. А что представляет собой раздел “Светская этика”? – Он дает знания о нормах поведения, законах, по которым строится жизнь в обществе. На этих уроках рассматриваются такие понятия, как любовь, дружба, стыд, совесть, доброта. Рассказывается, как следует себя вести, как поступать в той или иной ситуации. Об этом каждый преподаватель говорит на классных часах, но на уроках основ светской этики эти понятия даются шире за счет, например, художественной литературы. – Это совсем далеко от религий. – Почему же? В модуле “Православная культура” рассматриваются эти же понятия, но в контексте православия, а в модуле “Мировые религии” – в контексте других вероисповеданий. – Наши занятия построены на беседе, – продолжает Лариса Нарушевич. – Эта форма общения очень важна, как проповедь священника. Ведь какое зерно ты посеешь в душу, такой росток и взойдет. Пусть беседа продлится три-пять минут, но что-то должно измениться в сознании или в душе ребенка, чтобы он смог понять и принять другой народ, другое мировоззрение, другую религию, другого человека – своего соседа по парте – и без осуждения отнестись к его поступкам. – На примере можете объяснить? – Недавно был такой случай: ребенок держал очень тяжелую дверь и пропускал всех ребят класса. И все вышли, ребенок закрыл эту дверь и сказал: “Теперь я точно в рай попаду”. Это навело меня на мысль обсудить с ребятами, будет ли благо, сделанное небескорыстно, действительно благом? Очень порадовали их ответы, которые нельзя оценить как правильные и неправильные, но которые говорят о том, что дети самостоятельно анализируют поступки, явления и события, думают, что-то в их душе меняется. Хочется, чтобы они не просто были образованными людьми, но чтобы ум и знания помогали им жить. Осознанный выбор – С какими сложностями пришлось столкнуться, начиная курс “Основы религиозных культур и светской этики”? – Прежде всего с нехваткой знаний. Хотя преподаватели прошли обучение на курсах повышения квалификации, но предмет абсолютно новый и охватывает очень большой культурный пласт, поэтому, чтобы подготовиться к одному уроку по основам религиозных культур и светской этики, приходится тратить больше времени, чем на все остальные предметы. – Какие религии наиболее привлекают школьников, изучающих ОРКСЭ? – Особенно детей интересует буддизм. Также их очень удивило и заинтересовало то, что христианство имеет несколько разветвлений, что есть католики, протестанты, православные. Для ребят было очень важно разобраться в том, почему мы отмечаем Рождество 7 января, а католики – 25 декабря. Меньше всего гимназисты интересуются исламом, наверное, потому, что у нас нет представителей этой культуры. Хотелось бы дать ребятам больше информации о традициях и религии коренных народов Севера, населяющих Таймыр, но в программе этого нет. И здесь все зависит от учителя. Мы, чтобы осветить эту тему, обращались в Музей НПР, где для ребят провели очень познавательную экскурсию. – Как школа взаимодействует с церковнослужителями? – Ежегодно на первое родительское собрание в четвертых классах мы приглашаем священнослужителя из православного храма. Он никого ни к чему не призывает, скорее, проводит нравственную беседу. А решение, какой из модулей выбрать в итоге, всегда остается за родителями. Я не могу сказать, что после таких встреч все папы и мамы останавливаются на изучении детьми православной культуры, но взрослые более осознано подходят к выбору модуля. – Для своего ребенка вы какой бы модуль выбрали? – “Основы православной культуры”. К сожалению, в период обучения моей дочери такого предмета не было, и я бы хотела восполнить этот пробел, чтобы ребенок, живущий в России, лучше знал традиции и культуру своей страны. – Но другие родители предпочитают, чтобы их детям дали основы светской этики… – Такое ощущение, что многие боятся выбирать курс “Основы православной культуры”, думая, что детей собираются вовлекать в религию. И только последнее время стали больше интересоваться православной культурой. Думаю, в этом сыграло свою роль и настроение в обществе, и желание приблизить детей к историческому наследию. В этом году, кстати, один класс полностью выбрал “Основы православной культуры”. Не верим, но веруем – Лариса Станиславовна, почему вы решили преподавать этот модуль? – Я православная. В детстве меня крестили, бабушка соблюдала церковные каноны. И когда мы у нее гостили, то не садились за стол без молитвы на благословение пищи. К сожалению, родители эту культуру в семью не перенесли. Но для меня детский опыт остался ярким воспоминанием. Осознанно же я пришла в церковь уже в Норильске, года четыре назад. Через некоторое осмысление жизни, через некоторые ситуации. Я стала посещать православный храм, и, конечно, мне самой было интересно преподавание такого модуля. – А ваши ученики в Бога верят? – Когда я задала детям вопрос: “Кто из вас верит в Бога?” – то примерно сорок процентов класса подняли руки. А на вопрос: “Кто из вас крещеный” – практически весь класс ответил положительно, кроме девочки-мусульманки, которая тем не менее ходит на уроки православной культуры. Ее семья приехала из Дагестана, но родители решили, что дочь, живя здесь, должна знать культуру русского народа. – Библия, наверное, есть в каждой семье? – Отнюдь. Библию имеет не каждая семья. А у кого она есть – это, как правило, детская Библия. Причем красивые, подарочные издания, которые преподнес ребенку кто-нибудь из родственников, но сами они Библию не читали. Бывает, кто-то из ребят приносит ее в школу, но на вопрос, о чем эта книга, ответить не может. Чтобы пробудить интерес ребят к ней, мы читаем одну из глав, разбираем содержание на уроке. Знакомимся и с другой религиозной литературой, которая есть в семьях учащихся. Так мы узнали, что у кого-то дома есть псалтырь – одна из тех книг, по которой на Руси детей учили читать. Псалтырь был букварем для тех, кто не имел возможности получить светское образование. Потомок обезьяны или божий человек? – Устраивает ли вас учебник по основам православной культуры? – Он сложный для детей. Поэтому приходится перерабатывать материал, обобщать, собирать из разных источников те сведения, которые будут понятны и интересны нашим детям. Буквально на прошлом занятии один мальчик ушел под впечатлением от того, что Иисуса распяли на кресте. Я понимала, что не каждый сможет вынести, если им показать фрагмент фильма “Жизнь Иисуса Христа”, но тут даже рассказ так глубоко тронул душу. И ребенок никак не мог понять, ради чего Иисус так страдал, зачем нужна была эта жертва. Современным детям это трудно осознать. – Как они относятся к христианским заповедям? – Мне кажется, за полгода, что я веду эту дисциплину, взаимоотношения между ребятами поменялись. Они стали добрее, корректнее по отношению друг к другу. И если вначале позволяли некоторые вольности в общении, могли грубо ответить, посмеяться над слабостями другого, то сейчас у ребят закладываются христианские нормы. Родители, конечно, хотят, чтобы дети стали воспитанными людьми и превратились из сорванцов в пай-мальчиков и пай-девочек. Но чуда не произойдет, если ребенок не получит нравственные уроки, в том числе в семье. – Какие вопросы вам задают учащиеся? – Их интересует, от кого произошел человек: от бактерий, человекоподобной обезьяны или все-таки мы творение Бога. Я говорю, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Но вот какое мнение тебе ближе, то и выбери. Ты хочешь произойти от обезьяны, от бактерии либо быть подобием Бога? – Урок предполагает включение в процесс обучения семью? – Два месяца ребята готовят проект “Моя родословная”. Ведь, чтобы знать историю государства, необходимо начать с истории своей семьи. И эта работа объединяет всех домочадцев. В этом году одна семья так увлеклась составлением своего древа, что нашла родственников за границей. – А учителя имеют возможность пополнять свои знания в области христианской культуры? – Мы взаимодействуем через духовно-просветительский центр, который находится на базе кафедрального собора Всех Скорбящих Радость. Отец Дионисий собирает учителей, желающих повысить свои знания в области основ православной культуры. Это очень интересные лекции. Кроме того, центр делится с нами видеоматериалами о православных святых, проводит экскурсии для школьников. Есть идея создать цикл детских передач на базе русских сказок и после просмотра вместе с детьми обсуждать понятия добра, зла, справедливости, греховности. – Нынешние четвероклассники уже были в храме? – Дети ждут. Мы им пообещали, что на Пасху обязательно пойдем в церковь. Пока совершаем виртуальные экскурсии и готовимся к посещению храма. Думаю, это будет главное событие для детей, которые начали изучать православие. Отличник и троечник равны – Одного часа в неделю достаточно? – Материал очень сжатый, очень объемный. Хочется рассказать больше. И сами дети хотели бы говорить о православии больше. Потому что они становятся соучастниками процесса и вместе со мной готовят занятия. Конечно, хотелось бы иметь хотя бы два часа ОРКСЭ в неделю. Ведь это же, по сути, история родного государства или других стран мира. Раньше в начальных классах у детей был предмет история, сейчас его нет. А курс “Окружающий мир” хотя и включает в себя некие исторические вехи, но они настолько малы, что дети, оканчивая начальную школу, практически ничего не знают. А с помощью основ религиозных культур и светской этики мы можем это компенсировать. Я использую много видео, отрывки из современных фильмов, сказок, которые помогают понять, почему православие было выбрано князем Владимиром и какие традиции сложились у русского народа за тысячелетие после Крещения Руси. – Четвероклассники уже готовы воспринимать эту информацию? – То, что предмет вводится именно в четвертом классе, я считаю правильным. Потому что в этом возрасте дети уже имеют свою точку зрения, у них сложилось некое мировоззрение. И если предмет будет вестись до девятого класса, как предполагает новый закон об образовании, это будет очень эффективное решение. И тогда мы сможем увидеть результаты своего труда – получилось или не получилось. – А сегодня уже можно подвести какие-то итоги? – Жалко, что дети, которых я обучаю, не бывают постоянно перед глазами, но от классных руководителей знаю, что ребята ждут этих занятий. Им интересно. К тому же это не урок, за который ставят оценки, а беседы, диспуты, виртуальные путешествия. Все здесь равны: и троечник, и отличник. Ведь наши занятия – по построению отношений, и их нельзя оценить в рамках пятибалльной или какой-либо другой системы. Дети могут не записать домашнее задание в дневник, но всегда его выполняют. Мне очень нравится, что они научились работать со словарями, сами ищут ответы на многие вопросы. Значит, пища для размышлений есть. |
0 | Твитнуть |