Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
УРОКИ КРИЗИСА
ТЕНДЕНЦИИ
25 сентября 2008 года, 14:09
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Главная тема последних дней – экономический кризис. «Рвануло» в США, сдетонировало в Европе, докатилось до России. Сейчас о кризисе все говорят, пишут, пытаются просчитать последствия и составить прогноз хотя бы на ближайшую перспективу. Кстати, практически все аналитики сходятся в одном: настоящий кризис начнется не сейчас, а через два месяца, когда пройдут президентские выборы в Америке и в Белом доме сменится управленческая команда. И вот тогда-то, как в том анекдоте, «начнутся настоящие дела».
Если же посмотреть на кризис как на очередную тенденцию развития мировой экономики, то здесь, в принципе, все более-менее понятно. «Деривативы» – часто ли вам приходилось слышать это слово? А между тем именно деривативы, «производные ценные бумаги», как их принято называть, и создали тот самый гигантский финансовый пузырь, не обеспеченный реальными деньгами, который сейчас с таким грохотом сдувается. Как резко написал ведущий французский экономический аналитик Жерар Малкхолланд, «гангстерский капитализм с его виртуальными деньгами завел нас в трясину реальных долгов – отсюда и инфляция, и крах цен на недвижимость, и крушение банков, и безработица, и все остальное».
России в определенном смысле повезло – у нас не так много соотечественников зависят от состояния фондового рынка и не настолько сильна интеграция в мировую систему разделения труда, чтобы каждый спад вызывал обширные разрушения в экономике. Хуже всего сейчас странам, где много «старых денег» или «заемного производства» - это в первую очередь (если говорить о ближайших соседях) почти все ведущие европейские страны и «младшие члены» Евросоюза: Литва, Эстония, Румыния…
Экономические власти России сделали правильные и прагматичные выводы из дефолта 1998 года, и сегодня у отечественной экономики есть «подушка безопасности» в виде Стабфонда, позволяющего удерживать и курсы валют, и отражать атаки спекулянтов, желающих обрушить рубль и «упаковать» проблемы мирового кризиса в российскую валюту. Отсюда и постоянный в последние дни психоз по поводу того, что «будет дефолт». Дефолта-то как раз и не будет, а люди, которые нагнетают панические настроения, очень хорошо понимают, что делают. Дефолт – это отказ платить по долгам, а именно с этим у России все в порядке. В отличие от тех же Соединенных Штатов.
Кризис коснулся, по сути, только инвестиционного рынка – того самого, где люди и компании идут на определенный риск, вкладывая свои средства в акции и прочие ценные бумаги (в том числе и пресловутые деривативы). Кризис совершенно не коснулся крупных российских банков, где вклады частных граждан защищены государством. Но главное – кризис еще не закончился. Министр финансов российского правительства Алексей Кудрин, давая на днях интервью одному из федеральных каналов, заметил, что фондовый рынок с начала года потерял примерно половину своей стоимости, однако где дно у этой пропасти, не видит никто.
Если же говорить экономическим языком, то нынешний кризис поставил крест на целой эпохе в истории мировых финансов. Со всей наглядностью подтвердилось, что все эти деривативы, свопы, фьючерсы, форвардсы попросту скрывали гигантские проблемы столпов мирового финансового рынка – крупнейших страховых компаний и инвестиционных банков. В выпусках новостей показывают, как офисы этих банков понуро покидают сотни сотрудников, сокращенных вследствие полного и окончательного крушения компании, которой они, может быть, отдали всю жизнь. Печально, сочувствуем, но это не наши проблемы.
А что может стать нашими проблемами? Как кризис отразится на Норильске и жизни горожан? Можно перечислить только самые основные последствия. Прежде всего, падают товарные рынки, дешевеет никель, следовательно, бюджет города получит меньше денег, чем планировал. Во-вторых, растет доллар, с мая он вырос уже на восемь процентов, то есть на восемь процентов – как минимум – подорожает весь импорт, поступающий в Норильск. Это неизбежно вызовет инфляцию, которая в Норильске, как вы знаете, действует неравномерно: больше всего от инфляции страдают те, кто находится в самом низу потребительской пирамиды – малообеспеченные горожане.
Однако все это экономические власти города уже проходили, и свой «план действия в аварийной ситуации» у них наверняка уже готов.
А из хорошего – упадут цены на материковские квартиры. Говорят, до 30 процентов. Жилье станет доступнее. Это, наверно, самый приятный урок кризиса.
0

Читайте также в этом номере:

Вопиющая беспечность (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Нелегкая работа (Валентина ВАЧАЕВА)
Комиссары норильских дорог (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Сотовый можно найти! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск