Точки в небе
ПОДРОБНОСТИ
28 августа 2012 года, 14:20 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
В пятницу в Норильске прошли учения спасательного отряда МЧС России с применением парашютного десантирования. Свидетелями захватывающего зрелища стали и корреспонденты “ЗВ”.
Учения были частью проходившей в городе международной конференции по проблемам ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике. Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС продемонстрировал отработку методов экстренной доставки авиацией спасательных сил и средств МЧС с использованием парашютного десанта. Около 10 часов утра мы вместе с участниками конференции приехали на место событий. Зоной учений стала площадка в районе кислородной станции Надеждинского металлургического завода. По легенде, в Норильске взорвался газопровод и для помощи местным спасателям вызваны федеральные силы МЧС. Для учений использовали самолет Ил-76. Как рассказал “ЗВ” главный специалист по применению авиации Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России Александр Минаев, это воздушное судно способно перевозить и десантировать не только людей, но и до четырех грузовых парашютных платформ со спасательной техникой. Технику, впрочем, решили не сбрасывать, чтобы лишний раз не травмировать тундровую почву, трудно поддающуюся рекультивации. Автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для выброски, вместе с платформой сразу доставили на выставку аварийно-спасательной техники, организованную в Талнахе на площадке рудника “Октябрьский” (о ней “ЗВ” напишет в ближайших номерах. – Ред.). Лучшее от Советской армии Толпа оживилась, когда Ил-76 наконец показался в небе и стал снижаться. Александр Минаев по громкоговорителю поясняет собравшейся публике, что происходит. Его слова повторяет на английском переводчик – среди делегатов много иностранных гостей. – Самолет на боевом курсе. Сейчас он пролетает над зоной учений, командир и штурман принимают решение, можно ли десантироваться. Ил-76 пролетает над нами, и кажется, что ничего не произошло. Но через несколько секунд на фоне голубого неба одна за другой появляются разноцветные точки – раскрываются купола парашютов. Они ярких зеленых, оранжевых, красных цветов. Потом по мере приближения к земле становятся отчетливо видны фигуры людей под куполами. – Как красиво летят, – с детским восторгом замечает кто-то из зрителей. Александр Минаев продолжает комментировать: – После отделения от самолета спасатели около 10 секунд были в свободном падении, пролетели 300 метров и раскрыли парашюты. Это парашюты типа “крыло”, они имеют горизонтальную скорость полета до 12 метров в секунду, скорость снижения – до четырех метров в секунду. На земле вы видите конус ветронадувателя, который в просторечии еще называют колдуном или колбасой. Это ориентир для парашютиста. Мягкое крыло работает как самолет – заходит против ветра. Кто прыгал с парашютом, тот знает, как сложно рулить крылом, если нет хорошо отработанных навыков. Особенно в ветреную погоду. Несмотря на ощутимый ветер, спасатели приземляются точно в обозначенную зону. – Точная посадка на любой местности при любых погодных условиях поддается только мастерам высшего класса, – в голосе Александра Минаева звучит гордость за своих парней. – Только опыт, мастерство и постоянные тренировки приводят к такому результату. За первой группой, задача которой провести разведку местности, десантировалась вторая. Зрители неотрывно смотрели в небо – наблюдать за полетом профессионалов было по-настоящему приятно, зрелище вызывало искреннее восхищение. Мы подошли к Александру Минаеву: – Это просто здорово! – Здорово, но мало. Жаль, что формат учений не позволяет продемонстрировать все, на что способна авиация МЧС. – Доставлять спасательные силы десантным способом в зону реальной чрезвычайной ситуации не приходилось? – Пока не приходилось, и слава богу. Для спасателей вообще чем меньше работы, тем лучше. Еще мы узнали, что аэромобильную технологию спасения МЧС взяло на вооружение у Воздушно-десантных войск Советского Союза. – Мы с гордостью используем все лучшее, что было у Советской армии, – сказал Александр Минаев. Скромный Герой Спасатели – народ особенный. Их работа требует хорошей физической подготовки, поэтому неудивительно, что среди эмчээсовцев немало спортсменов, в том числе международного класса. Есть и те, кто прошел горячие точки. Один из спасателей, принимавших участие в учениях, Дмитрий Елистратов в 2000 году получил звание Героя России. На наш вопрос, за что, отвечает немногословно: – За участие в боевых действиях в Чечне. От его товарищей мы узнали, что Дмитрий был командиром взвода отдельной бригады спецназа Главного разведывательного управления Генштаба. История про то, за что все-таки лейтенант Елистратов получил звезду героя, стоит того, чтобы пересказать ее нашим читателям. Тогда ему было всего 22 года (сейчас Дмитрию 35. – Авт.). В декабре 1999-го его группа на вертолете Ми-8 отправилась искать летчика, штурмовик которого в Аргунском ущелье сбили боевики. По вертолету был открыт шквальный огонь. Машина упала с 15-метровой высоты. Все, кто в ней был, получили травмы и контузии. Очнувшись и выбравшись наружу, лейтенант Елистратов и другие члены экипажа увидели, что к ним бегут несколько десятков боевиков, еще несколько десятков залегли и открыли огонь. Дмитрий и остальные разведчики заняли круговую оборону. Ожесточенный ближний бой шел больше получаса. В нем Елистратов лично уничтожил семерых боевиков, в том числе двоих – в рукопашной. Всего боевики потеряли 20 человек убитыми. Наши бойцы смогли продержаться до прибытия спасательного вертолета с группой огневой поддержки. Прикрывая подчиненных, Елистратов продолжал бой на земле и поднялся на борт последним. За этот и другие бои, по-настоящему описать которые просто не хватит слов – того, кто воевал, поймет только тот, кто воевал, – Дмитрию и было присвоено звание Героя Российской Федерации. Или, как скромно говорится в указе президента, “за мужество и героизм, проявленные в контртеррористической операции на Северном Кавказе”. Готовы ко всему С самим Дмитрием говорить о войне мы не стали. А вот об учениях немного поговорили. – Сколько всего прыжков вы совершили? – Почти 1700. – Сегодня условия были подходящими для учений? – Замечательные, отличная погода. Сложными считаются условия, когда надо приземляться на ограниченную площадку, допустим, в лесу. Или при скорости ветра у земли более пяти метров в секунду. Или когда нижняя кромка облачности ниже высоты выброски. Вот в прошлом году во время одних учений кромка была на уровне 200 метров от земли, пришлось прыгать в облаках. (Как нам рассказали спасатели, десантирование производится с высоты от 600 до 2500 метров. – Авт.). – Сегодня ваш первый прыжок за Полярным кругом? – Второй. В апреле 2010 года мы десантировались на Землю Франца-Иосифа. Вот там были жесткие условия для прыжков – мороз, ветер. – А зачем нужны эти бесконечные тренировки, если в условиях реальных чрезвычайных ситуаций десантирование до сих пор не использовалось? – Спасатели в любой момент должны быть готовы ко всему. – Вы в службе спасения почти 10 лет. Почему пошли по этой стезе? – У меня отец работает в МЧС. Можно сказать, что у нас династия. Учения – это практическая часть прошедшей в Норильске международной конференции. К практической же части можно отнести и выставку аварийно-спасательной техники с разворачиванием аэромобильного госпиталя отряда Центроспас. О ней, как и обещано, мы расскажем в ближайших номерах. |
0 | Твитнуть |