Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Свободы и денег
ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ
5 мая 2008 года, 14:45
Фото: Лариса ФЕДИШИНА
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
В старые добрые времена 5 мая журналисты-газетчики отмечали День печати. И хотя наш праздник официально перенесен на тринадцатый день января, это не мешает подвести некоторые итоги именно сегодня.
Инициатива
Две недели назад российские журналисты съехались на восьмой форум своего творческого союза. Десять дней прошло, как Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Закон «О средствах массовой информации» в части ответственности за распространение сведений клеветнического характера.
В России сейчас если и остались независимые СМИ, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. А с выходом обновленного закона они могут вымереть как вид, потому что фактически любое издание можно будет закрыть просто по желанию чиновников. Изменения в законодательство предложил член фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель. Эту инициативу поддержали 399 депутатов Государственной Думы, и только один проголосовал против – Борис Резник, заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Тремя днями раньше, выступая на съезде Союза журналистов, Борис Резник заметил, что действующий закон о СМИ «хороший, трогать его не следует. Нужно принимать рамочные законы о средствах массовой информации. Например, документ об обеспечении экономической независимости СМИ». При этом господин Резник сослался на президента Путина, который, по словам оратора, за время своего правления семь раз говорил ровно о том, что озвучил на съезде Борис Резник.
Теперь уже не приходится сомневаться, что депутат знал о готовящемся в Думе обсуждении поправок в Закон «О средствах массовой информации» и, пытаясь охладить «горячие головы», предлагавшие начать работу над изменениями в законодательстве, попросту умолчал, что о журналистах без их участия позаботилась фракция «Единая Россия». Стоит уточнить, что мои коллеги на съезде говорили о том, что важнейший документ, регламентирующий деятельность газетчиков, радийщиков, телевизионщиков, должен помогать нам выполнять профессиональные обязанности.
Поводов для скандала на съезде Союза журналистов и без того было достаточно. Вспомнили о «срочно-обморочном» вступлении в творческий союз чеченского лидера, за всю жизнь не опубликовавшего ни строчки. Два месяца назад членский билет Союза журналистов публично вручили президенту республики Рамзану Кадырову. Поступок, так сказать, с дальним умыслом: тамошние чиновники от журналистики решили, что с помощью чеченского лидера легче будет развивать республиканское отделение Союза журналистов России. В кулуарах съезда говорили, как генеральный секретарь СЖР Игорь Яковенко выступил с заявлением, что Рамзан Кадыров не может быть членом этой организации, потому что «нет такой журналистской специальности, как президент Чеченской республики». А председатель Союза журналистов Всеволод Богданов-де отправился в Грозный лично извиниться перед Кадыровым за выпад генсека.
Одни выступающие припомнили Игорю Яковенко политические заявления типа, что врагом прессы №1 является президент Путин и его ближайшее окружение. Сам Игорь Яковенко уточнил, что подобные мысли озвучил не по своей инициативе, но по чьей именно, делегаты так и не узнали – в зале поднялся шум.
По мнению других, с коммерческой точки зрения генеральный секретарь СЖР оказался полезен союзу – примеров немало, а с политической точки зрения «он идет не туда». За что, собственно, Игорь Яковенко и лишился поста генсека, но остался работать в секретариате СЖР.
 
Товар лицом
Отношения средств массовой информации с властью я бы назвала главной темой обсуждения на съезде. Как сказал Олег Попцов, президент Евразийской академии телевидения и радио, журналистский мир вступает в новую эпоху общения с властью. «Раньше как было: президент – святое, его трогать нельзя. Правительство могло попасть в зону критики. Депутаты – пожалуйста. Теперь все иначе. Будущего президента сделал будущий премьер. Бывший президент стал руководителем партии власти. Появилась новая конфигурация власти. Как она поведет себя – вопрос».
В интервью «Заполярному вестнику» Олег Попцов уверенно высказался за то, что диалог с властью возможен и необходим. «Говорить можно все. Но надо знать, где, когда и что именно. Занимать позицию надо всегда, но вести себя следует так, чтобы не формировать в лице власти непримиримого врага. Не забывая при этом, что контроль над властью – одна из функций журналистики».
Хотя ее в современных условиях вытесняют пиар, пропаганда и политтехнологии, заметили делегаты съезда. И сетовали на то, что в качестве ведущих российских журналистов общество воспринимает Глеба Павловского, Ксению Собчак и Андрея Малахова. Но это еще полбеды. Хуже то, что журналистское сообщество перестало вырабатывать свой главный продукт – репутацию, утратило понимание того, что такое хорошо, что такое плохо. Поэтому общество всерьез не воспринимает ни журналистов, ни плоды их труда.
Но репутация – не единственная потеря российской журналистики. Наши СМИ не прошли тест на солидарность, считает тот же Игорь Яковенко. Это произошло, когда Союз журналистов предлагал бойкотировать «кабальные» условия Министерства по антимонопольной политике и потребовать от Почты России напрямую заключить договоры с издателями. «Но все испугались, что великий и ужасный МАП устроит показательную “порку”, закрыв перед “бунтовщиками” свои двери, – отметил Яковенко. – А ведь еще в 1998 году, объединившись, мы смогли отстоять Закон “О государственной поддержке СМИ и книгоиздания”. Десятилетний опыт индивидуального выживания в псевдорыночных условиях привел к тому, что в журналистской среде доминирует тезис “умри сегодня, а я – завтра”.
Организация подписки оказалась весьма болезненной темой для многих региональных изданий. На съезде прозвучало, что в Ростовской области закрывается 24 районных газеты. Людям попросту не на что выписывать прессу, а киосков Роспечати здесь нет.
Вернувшись в Норильск, я подняла данные за последние несколько лет и выяснила, что, например, в первом полугодии 2005 года при каталожной цене “Заполярного вестника” в 70 рублей 80 копеек за доставку подписчикам приходилось платить 386 рублей. Через год услуги связи стоили меньше – 310 рублей 16 копеек. А в этом году при нашей цене в 165 рублей почта брала за свои услуги 401 рубль 88 копеек в первом полугодии и “выкатила” 430 рублей 80 копеек – во втором.
Между тем Почта России заявляет, что работает на пределе, можно сказать, себе в убыток, и ведомство не отказалось бы от дотаций государства. Обсуждая этот вопрос, участники VIII съезда Союза журналистов решили подготовить «почтовое» письмо президентам и пригласить их на фестиваль прессы «Вся Россия», который по традиции осенью проходит осенью в Дагомысе.
 
Без суда и следствия?
Свобода слова не собственность журналистов, а среда обитания общества. Которую во многом формируют пресса, телевидение и радио. И, случается, предлагают объединяющую идею. В нынешних условиях это вполне может быть борьба с коррупцией, которую власти не выиграть без помощи журналистов. И гражданское общество в стране без участия средств массовой информации не построить. Вопрос в том, много ли найдется отчаянных, готовых «не щадя живота своего» биться за формирование в России гражданского общества и воевать с коррупцией. В журналистской среде такие нашлись. 22 апреля коллеги вспомнили их имена и минутой молчания почтили память достойно выполнивших свой профессиональный долг.
С особым интересом делегаты ждали выступления Павла Гусева, главного редактора «Московского комсомольца», члена Общественной палаты. Для многих уже не было секретом, что накануне на заседании федеративного совета Союза журналистов Гусев недвусмысленно высказался, что намерен баллотироваться в председатели организации, и противники такой перспективы успели подготовиться к возможной атаке то ли редактора, то ли бизнесмена. Но на трибуне Павел Гусев отказался от претензий на высший пост в Союзе, хотя претензий к творческому объединению высказал немало.
«Союз журналистов плохо работает с властью, оторвался от нее. Это единственный творческий союз, который за последние десять лет не встретился с президентом и не обозначил перед верховной властью свои проблемы». Вполне возможно, если бы диалог состоялся, закручивание гаек проходило бы не так болезненно.
Именно такую формулировку, «закручивание гаек», употребил в комментарии к законотворческой инициативе думцев либеральный демократ Сергей Иванов. Депутат не исключил, что с принятием поправок количество случаев необоснованного прекращения деятельности СМИ увеличится. «Все знают подоплеку принятия этого законопроекта», – заявил Иванов, очевидно намекая на недавнюю публикацию в одной из газет информации о якобы намечающейся свадьбе президента Владимира Путина с олимпийской чемпионкой и депутатом Госдумы Алиной Кабаевой.
За глупость, конечно, надо расплачиваться. Возможно, депутаты Госдумы решили, что адекватной мерой будет поправка, в соответствии с которой не допускается использование СМИ в том числе для распространения «заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».
В действующем Уголовном кодексе наказание за клевету уже существует, так же как и за распространение «заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Для чего понадобилось дублировать положения УК в законе о СМИ?
Как журналист с многолетним стажем, берусь утверждать, что заведомую ложь серьезные издания не публикуют. А корреспондента можно легко подставить: дать информацию, а после выхода сообщения в свет объявить его ложным и судиться «за честь и достоинство». Конечно, профессиональное мастерство в том и заключается, чтобы иметь надежные источники информации, и все же…
Принятая редакция законопроекта позволяет фактически во внесудебном порядке закрывать газету или телекомпанию. Это очень опасное нововведение. Одно, второе, третье предупреждение от Россвязьохранкультуры – и у СМИ отбирается лицензия без суда, сказал депутат Госдумы Борис Резник. Более того, внесенными поправками вводится "бессудебная процедура". Гражданин теперь может обращаться сразу в Россвязьохранкультуру с заявлением, что его оклеветали, а ведомство, посчитав, что это так, может вынести предупреждение. СМИ вправе обжаловать его в суде, но предупреждение уже вынесено. А согласно статье 16 закона "О средствах массовой информации", основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются "неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации".
Теперь получается, что, если вы намерены закрыть СМИ, надо обращаться в Россвязьохранкультуру, если хотите наказать клеветника – в суд. Пока только он может определить, являются ли распространенные СМИ сведения клеветническими. Как дело повернется, увидим.
"Второго чтения законопроекта не будет", – заявил Борис Резник, выразив уверенность в том, что "непродуманная законодательная инициатива умрет". Устами бы Резника…
…Открывая VIII съезд Союза журналистов, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что в России «вериг цензуры больше не будет» и прессе не придется испытывать жесткий прессинг. «Но мы верим, что с вашей стороны будет продемонстрировано вдумчивое, щадящее отношение к человеку». Мы, журналисты, тоже верим в такое отношение – со стороны власти.
В кулуарах съезда журналистов
0

Читайте также в этом номере:

И все горит твоя свеча… (Татьяна РЫЧКОВА)
Наша тихая маевка (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Снегоходные страсти (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Есть и высший суд (Валентина ВАЧАЕВА)
Кадет будет обут и одет (Екатерина СТЕПАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск