Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Слесарных дел мастер
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
3 декабря 2015 года, 15:56
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Если поставить в ряд все большегрузные самосвалы, которые только за последние пять лет обслужила бригада слесаря по ремонту автомобилей ПО “Норильсктрансремонт” “Норильскникельремонта” Юсифа МУРАДОВА, получится вереница более 12 километров. Это почти в полтора раза больше, чем высота Эвереста.
Сам бригадир количество машин, которые прошли за 32 года работы через его руки, никогда не считал. Сколько их было – самосвалов, тракторов, бульдозеров, погрузчиков?..
– У нас есть план-график, согласно которому в месяц мы должны обслуживать в среднем 22 автомобиля. Но в реальности получается больше. Бывают незапланированные ситуации, когда самосвальную технику прямо с линии при помощи тягача доставляют к нам. Если срочный ремонт, мы останавливаем текущий процесс. И либо вся бригада, либо часть ее перебазируется на неисправную технику, для того чтобы автомобиль продолжил свою работу по перевозке грузов.
В ожидании, пока бригадир Юсиф Мурадов закончит доставку к машине гигантского колеса на миниатюрном автопогрузчике, мы беседуем с начальником участка техобслуживания и текущего ремонта авторемонтного цеха №1 Русланом Бабаевым.
– При техобслуживании и текущем ремонте демонтаж узлов большегрузной техники выполняется при помощи автопогрузчика, – продолжает он. – Если есть неисправности – их устраняют. Если нет – проводится профилактика, смазка узлов. Электронной начинкой автомобилей в случае поломки занимается другой подрядчик, а наша задача – обеспечить бесперебойную работу ходовой части, электрооборудования, топливной системы, аккумуляторных батарей, двигателя, трансмиссии… На каждый узел, на каждый вид работы имеется свой узкий специалист – аккумуляторщик, вулканизаторщик, агрегатчик, моторист и так далее. А бригадиру нужно знать и уметь все. Юсиф Мурадов – универсал. Требовательный, в чем-то жесткий даже… На участке Юсиф – моя правая рука. С ним все, как часики, крутится. Молодежь слушается его во всем… – дополняет портрет работника Руслан Бабаев. – Я сам когда-то слесарем под его руководством начинал. Хорошую школу прошел за то время, что Юсиф Мурадов был моим наставником.
Наш разговор прерывает появление бригадира.
– Техника сложнее сейчас стала, чем, к примеру, 20 лет назад? – спрашиваем у ремонтника.
– Техника обновляется, усовершенствуется. Поэтому по мере необходимости изучаем новые технологии, выписываем и читаем специальную литературу, в Интернете находим нужные схемы.
Сегодня, когда на смену БелАЗам на предприятиях Заполярного филиала пришли последние модели карьерных самосвалов Caterpillar 773 E, работы у бригады Мурадова меньше не стало.
– Изменились только технические характеристики машин, – указывая в сторону громадных самосвалов, объясняет бригадир. – А в остальном все точно так же – необходимы профилактика и ремонт. С объемами работы мы справляемся.
Под началом Юсифа Мурадова девять человек. Впрочем, он еще хорошо помнит те времена, когда штатная численность на участке достигала 100 человек. До реорганизации предприятия и водители, и ремонтный персонал – все относились к ЦАТК. Запись места работы в трудовой книжке у Юсифа Мурадова с тех пор поменялась. А обязанности у слесаря по ремонту автомобилей остались те же. Неудивительно, что за годы он стал, что называется, штучным специалистом. За добросовестный труд руководство компании не раз отмечало его почетными грамотами, а в сентябре этого года – в канун Дня автомобилиста – Юсиф Фахми оглы Мурадов получил благодарственное письмо от главы Норильска.
Если бы не тетя…
Мы просим нашего героя рассказать о том, как он пришел в профессию. И конечно же, о том, как стал норильчанином. На лице бригадира мелькает тень улыбки.
– Как попал на Север? Тетя заманила… Сам я родом из Азербайджана. Жил в селе Владимировка, что рядом с городом Куба, – начинает рассказ о себе Юсиф Фахми оглы. – Мама у меня русская, папа – турок. Учился в русской школе. Оттуда ушел в армию. Служил в Волгограде в танковых войсках. Демобилизовался домой, а тут как раз тетя в отпуск приехала к родственникам – она в те годы работала заместителем директора “Норильскбыта” – и начала звать меня на Север. Убедила. В декабре 1982-го я вылетел в Норильск.
Сменить солнечные пейзажи с ярко-синим небом и гранатами на колоритном местном базарчике на 50-градусный мороз и полярную ночь – это было сильно. Даже для Юсифа, которого строгий отец всегда учил не бояться трудностей.
– 13 января я уже вышел на работу в ЦАТК. Первое время было сложно, конечно… – вспоминает бригадир. – Устраивался я водителем на БелАЗ, но в те годы политика была такая на комбинате: сначала два месяца нужно поработать слесарем. И только потом можно в водители идти. Сейчас я понимаю: правильная была политика. Представьте, что человек только баранку умеет крутить. А если машина сломается? Что тогда делать? Ситуации ведь всякие бывают.
Два месяца Юсиф проработал слесарем и неожиданно понял для себя: водителем быть не хочет. Ему интересно то, чем он занимается сейчас. Со временем с третьего разряда молодой рабочий поднялся до четвертого, потом сдал на пятый. А сегодня Юсиф Мурадов – высококвалифицированный специалист шестого разряда.
– Все секреты своей работы я знаю от и до. Кабинетная карьера, бумаги? Нет, это не для меня, – качает головой бригадир. – Хотя мне предлагали много раз учиться, но я отказался… У меня отец, царствие ему небесное, был прекрасным механиком. Может, гены передались, не знаю. С техникой я с детства любил возиться, на права сдал еще до армии, а руководить – это не мое. С другой стороны, все, что должен сделать мужчина в этой жизни, считаю, у меня получилось. Дом построил. Дерево – и не одно – посадил. Детей вырастил.
Удивительный факт: старшая и самая младшая дочки Юсифа, Эльнара и Эльмира, родились в разные годы, но в один и тот же день – 23 октября. А вот со средней, Эсмирой, смеется наш собеседник, “небольшая промашка” вышла – девочка родилась 23 ноября.
Плюсы старых обычаев
На просьбу рассказать о том, что греет его помимо работы, Юсиф Мурадов отвечает не сразу… Заядлым тундровиком ремонтник себя не считает, хотя на рыбалку, по грибы в теплое время года выбирается. Раньше, пока дети были маленькие, чаще получалось. А сегодня он больше домосед. Тем более что по хозяйству всегда работа найдется – что-то смастерить, починить…
Кулинария? Возможно, это в некотором роде его хобби. Юсиф любит готовить, особенно супы, борщи. Причем делает это очень хорошо. А вот у жены необычайно вкусно получаются национальные блюда. На участке, где трудится бригадир, до сих пор вспоминают долму, которой однажды Юсиф угощал коллег. С супругой, считает бригадир, ему вообще несказанно повезло.
– Я приехал в свой первый отпуск в Азербайджан, – вспоминает давнюю историю Юсиф Фахми оглы. – И родители предложили мне на выбор, как и положено по местным обычаям, сразу несколько подходящих кандидатур в невесты. Отец сказал: в Норильск не вернешься, пока не обручишься, даже паспорт у меня забрал… Я выбрал Гульбатон, которая мне нравилась, тем более что семью ее давно знал. Мы обручились, а через год, когда я приехал в очередной отпуск, сыграли свадьбу.
С тех пор вот уже почти 30 лет супруги Мурадовы живут вместе. Надо сказать, что о своем решении взять в жены именно Гульбатон Юсиф не пожалел ни разу. И очень благодарен родителям, которые настояли на соблюдении традиций.
– Жена сегодня пытается так же настраивать дочерей, но… Время другое, девочки в Норильске родились и росли – менталитет здесь другой. Они говорят: мы женихов сами себе подберем, понравятся – благословите нас.
В прежние годы в Азербайджан Юсиф с семьей ездил часто. Даже начал там строить дом.
– Потом забросил все. Дочери сейчас учатся в Московском авиатехническом институте, жить в Азербайджане не будут. Родственники мои – братья, сестры – тоже все перебрались в Подмосковье, и я решил обосноваться там. В прошлом году купил двухкомнатную квартиру в Ступино. Можно сказать, свою программу-минимум выполнил.
– Но ведь наверняка есть еще какая-то мечта?
Наш собеседник соглашается.
– Сыграть свадьбы дочерям, внуков дождаться… Ну и домик в деревне прикупить. В старости сидеть в четырех стенах не хочется. То ли дело – выйти утром во двор, когда еще только солнце встало, курочек покормить, огородиком заняться. Летом – рыбалка, охота, осенью – ягоды, грибы… Нет, что ни говори, тянет в деревню!
– Нет сожаления, что судьба связала вас с Норильском?
– Ни грамма не жалею. Город за эти годы сильно изменился. В лучшую сторону. Норильск – вторая родина для меня. И предприятие, и коллектив, с которым работаю, – все стали родные.  
0

Читайте также в этом номере:

Яркая ночь (Ольга ЛИТВИНЕНКО, Марина БУШУЕВА)
Самая глубокая в Евразии (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Тепло без потерь (Вера КАЛАБЕКОВА)
Экономить придется (Лариса ФЕДИШИНА)
Опытным путем (Елена ПОПОВА)
Персональный подход (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Храброе сердце (Татьяна РЫЧКОВА)
Добрые самаритяне (Иерей Сергий АНДРЕЕВ, председатель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности Норильской и Туруханской епархии)
В диалоге с самим собой (Валентина ВАЧАЕВА)
Сам себе автор (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Я памятник воздвиг (Валентина ВАЧАЕВА)
Белые одежды (Евгений КЛИМОВ, главный врач городской больницы в 1972–1994 годах, почетный гражданин Норильска:)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск