Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
«Скорую» вызывали?
Один день из жизни…
30 января 2009 года, 12:17
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Инна ШИМОЛИНА
Сегодня сотрудники Норильской скорой помощи принимают поздравления по случаю своего 70-летнего юбилея. Медицинское учреждение было создано 1 февраля 1939 года при поликлинике вольно-наемного состава Норильлага. Тогда «Скорая помощь» состояла из одного врача и двух медсестер. Вместо транспорта – лошадь с телегой. Сейчас на станции скорой медицинской помощи работают 260 сотрудников. Бригады выезжают к больным на специализированных машинах. Они оказывают скорую и неотложную помощь жителям Норильска, Талнаха, Кайеркана, Оганера и поселка Алыкель. Ежегодно станция принимает от населения более 75 тысяч звонков. Накануне юбилея корреспонденты «Заполярного вестника» побывали в «Скорой помощи»: осмотрели новое помещение, поговорили с диспетчерами, наслушались разных любопытных историй и съездили с врачами на вызовы.
Карету к выходу!
Большой и маленький столы главного врача станции скорой помощи Владимира Мороза завалены архивными фотографиями, почетными грамотами и пустыми рамками. Медики вовсю готовятся к юбилею. 70 лет – это очень серьезная дата. «Скорая помощь» даже старше самого города Норильска, которому в этом году исполнилось «всего» 55 лет.
Где только не размещалась неотложка! Первый год она ютилась в поликлинике Норильлага, потом в бараке рудника «Заполярный», в 1961 году ей выделили помещение на первом этаже жилого дома на Ленинском проспекте, 7, в 1972 году «Скорая» переехала на Кирова, 1а, спустя несколько лет – на Молодежный проезд. В прошлом году станция  прописалась по новому адресу: Талнахская, 14.
– Это здание – подарок администрации Норильска, – говорит Владимир Мороз. – Его долго ремонтировали, и наконец-то мы сюда въехали. Нам оно очень подходит, поскольку здесь удобная дорожная развязка. Да и гараж под боком.
За последние два с половиной года «Скорая помощь», включившись в национальный проект «Здоровье», получила десять новых автомобилей. Еще два для «Скорой» приобрела администрация города.
– Национальный проект ужесточил требования к работе «Скорой помощи», – продолжает Владимир Мороз. – К пациенту бригада должна приезжать не более чем за 20 минут. Однако бывает особо напряженное время, когда в течение одного часа может поступить сразу двадцать звонков. В этом случае в первую очередь врачи выезжают на экстренные вызовы и только потом к больным с температурой. О чем мы их сразу предупреждаем.
В «Скорой помощи» круглосуточно работает 12 бригад: две реанимационные, две кардиологические, одна педиатрическая, одна психиатрическая, шесть  линейных и фельдшерских. На подстанциях в Талнахе и Кайеркане – пять и три соответственно.
– А почему до сих пор говорят «карета скорой помощи»?
– Лично я говорю «машина». А слово «карета» в основном употребляют на центральном телевидении, – отвечает Владимир Мороз. – Наверное, по привычке, поскольку раньше врачи пользовались гужевым транспортом. В первые годы норильские врачи тоже ездили на вызовы на лошади. А возница числился в штате как технический персонал. Первая приспособленная машина появилась у нас только в 1944 году, это был американский автобус «Мак».
 
Почему не бежите?
Первыми на зов о помощи откликаются диспетчеры. Они же первыми держат удар нетерпеливых и поэтому не всегда вежливых горожан.
– Скорая помощь. Здравствуйте, – берет трубку Светлана Знахуренко. – Что у вас случилось? Сколько ему лет? Что у него сейчас болит? Какой у вас адрес? Кода нет в подъезде? Ожидайте, приедут.
Наводящие вопросы нужны для того, объясняют диспетчеры, чтобы определить, какую бригаду отправлять к больному. Если, к примеру, это ребенок – педиатрическую, если у кого-то прихватило сердце – кардиологическую, если дорожно-транспортное происшествие, пожар или тяжелый случай – реанимационную. Общепрофильная (или линейная) бригада выезжает, когда у пациента боли в животе или почечно-печеночные колики, фельдшерская – когда мелкие травмы или требуется перевезти больного по требованию врачей.
– Но зачастую люди, когда мы задаем вопросы, нетерпеливо кричат по телефону: «Пришлите быстрее бригаду, врачи приедут, на месте разберутся», – говорит Светлана Николаевна. – Иногда перезванивают и поторапливают: «А почему вы не бежите?» Но ведь у врача тяжелый чемодан. Ему же надо прийти и еще попасть иголкой в вену больного.
– Иногда в ответ норильчане нам такие матерные рулады выдают, что повторять стыдно. Такое бывает через каждые три вызова, – подтверждает ее коллега Валентина Трач.
Диспетчеры принимают в среднем по 150 вызовов в сутки. Еще порядка 50 звонков они делают сами: если в подъезде кодовый замок, они перезванивают хозяевам, чтобы сообщить о приезде бригады. За день так наговоришься, что голос садится. А Светлана Знахуренко работает диспетчером уже 25 лет. Всякого наслушалась и насмотрелась…
Бригада едва  успевает отъехать от дома больного, как тот начинает названивать диспетчерам: «А мне таблетки когда пить?». Особенно такой забывчивостью страдают пожилые люди. Когда диспетчер начинает говорить, что у вас только что был врач, почему вы у него не спросили, пациент обижается, просит назвать фамилию и грозится пожаловаться начальству.
– Норильчане очень избалованы, – отмечает Светлана Николаевна. – Каждый больной считает, что он самый главный и только к нему нужно ехать быстрее и только его жалобы нужно выслушивать по телефону.
Некоторые просто не хотят обращаться в поликлинику, чтобы не тратить время и не стоять в очередях. Доходит до смешного: люди звонят по 03, чтобы… проконсультироваться по поводу своего здоровья. Например, спрашивают: у меня болит живот, подскажите, какие таблетки нужно принять. Они даже не понимают, что, занимая надолго линию, не дают возможности дозвониться другим людям, которым в этот момент нужна неотложная помощь.
Но и вызовы бывают разные. Например, звонят: приезжайте, человек руку порезал. Бригада приезжает: в ванне лежит человек со вскрытыми венами. Пульса нет, давления тоже. А бывает, что прибегают прямо в «Скорую» с резаными венами, протягивают руку и просят: «Окажите помощь». Однажды диспетчерам позвонили и предупредили: «Сейчас к вам привезут парня лет 30, помогите». Те попросили бригаду  встретить машину у ворот. Через три-четыре минуты она подъезжает. Врач смотрит на больного и перезванивает диспетчеру на мобильный: «Вызывай милицию, у парня огнестрельные ранения». И таких историй немало.
– А случай с беременной? – вспоминает Валентина Трач. – Звонит нам мужчина и говорит, что у него за стенкой, в соседней квартире, творится что-то непонятное: сначала ходила, ойкала женщина, потом затихла, а потом раздался плач ребенка. Мы отправили туда бригаду врачей. Они приехали, звонят, дверь никто не открывает. Почти час простояли под дверью. Пришлось вызвать МЧС. Те приехали, взломали дверь. В квартире была женщина с новорожденным, девочка пяти лет и двое мужчин. Все взрослые пьяные. В квартире настоящий притон. Врачи долго не могли прийти в себя от увиденного. Потом ребенка еще долго определяли в больницу.
Кстати, МЧС приходится вызывать и по другим поводам. Когда, к примеру, требуется помощь при транспортировке больного.
– Однажды нужно было мужчину весом 160 килограммов на носилках с пятого этажа перенести в машину. Мы вызвали специалистов МЧС. У них есть очень прочные и мягкие носилки. И мы вшестером вынесли больного. А так бы сами не справились, – рассказывает Евгений Пелевин.
 
«Это я, Эдик»
Некоторые жители используют «Скорую помощь» как палочку-выручалочку при личных проблемах. Однажды у семейной пары случился конфликт, они подрались, супруга позвонила по 03 и попросила забрать пьяного мужа в больницу. «А куда мы его заберем? Звоните в милицию», – посоветовали ей диспетчеры. «Милицию вызывать стыдно. Заберите его в больницу», – умоляла женщина.
– Если мы всех пьяных будем возить в Оганер, где же тогда больные будут лечиться? – вздыхает Светлана Знахуренко.
Как-то пьяный мужчина на несколько часов заблокировал одну из телефонных линий «Скорой». Наркология в госпитализации ему отказала, и он решил действовать на нервы врачей скорой помощи. Раз тридцать звонил по 03. К нему вызвали милицию. Она приехала: мужик не дебоширит, соседям не мешает, забирать нет причины. Милиционеры отключили у него телефон и уехали. Тогда пьяный дяденька стал звонить с мобильного. «Я – Эдик», – говорит он диспетчерам «Скорой». Те, услышав знакомый голос, бросают трубку. Он снова звонит. Потом мужчина взял такси и сам приехал на станцию, решив, что его здесь госпитализируют.
Есть у «Скорой» и свой постоянный «клиент».
– Нам часто звонит одна психически больная женщина, – рассказывает Валентина Трач. – Видимо, ей просто надо с кем-то поговорить. Она смеется, обзывает нас, оскорбляет. Свету уже узнает по голосу, поэтому, как только та приходит на смену, женщина говорит: «А, это ты». И начинает ей беспрестанно звонить и донимать разговорами. Мы уже вызывали к ней милицию, но она не открывает дверь. Женщина несколько раз делала ложные вызовы, называя чужие адреса. Бригады приедут, а хозяева ничего не знают. Больная голос меняет, чтобы мы ее не узнали. Она очень изобретательна.
 
Допился до чертиков!
В выходные, праздничные и послепраздничные дни количество вызовов увеличивается многократно. Во-первых, не работают поликлиники. Во-вторых, некоторые люди очень весело отдыхают.
– Там, где праздники, всегда разборки. А где разборки, там милиция и мы. Поэтому такие дни – самые тяжелые в нашей работе. Люди очень много пьют. Начинают в пятницу, а в понедельник выходят из запоя, – говорят диспетчеры.
– Скорая помощь. Здравствуйте, – берет трубку Светлана Николаевна. – А что с ним? Когда это началось? Адрес? – уточняет она. – Вторая бригада, на выезд! – объявляет диспетчер по громкой связи (ее голос слышен в каждом кабинете здания). – Поедете? – это уже вопрос нам.
– Конечно! – подрываемся мы с фотокором Денисом Кожевниковым.
Вторая реанимационная бригада – это врач Александр Терсков, медсестра Валентина Кулиш и фельдшер Евгений Пелевин. Водитель реанимобиля Василий Зинченко везет нас к одному из домов на Талнахской. На третьем этаже у двери квартиры бригаду встречает немолодая женщина.
– Неделю дома не был, пил где-то, вчера под вечер явился, лег спать, а ночью началось: судороги, стал кричать, – объясняет она врачам.
– Почему вы сразу не вызвали «Скорую»? – спросила я у нее (на часах было около полудня).
– Так стыдно было, – плача, сказала женщина.
Сначала мы решили, что этот мужчина – ее муж. Оказалось, сын. Ему всего 40 лет. Пьет давно и беспробудно. Основной работы нет, подрабатывает где-то грузчиком.
– У меня и муж сильно пил, умер, когда ему 65 было, – рассказывала женщина. – И сын пьет. Давно уже с ним мучаюсь. Хоть привязывай его цепью к батарее. А то уйду на работу, все равно сбежит и опять напьется.
Однако обошлось без привязывания. Врачи решили, что ему необходимо лечение в наркологии. Диагноз – алкогольная интоксикация.
– Тихо, укол поставим, – говорит лежащему мужчине Евгений Пелевин.
– Догулялся – терпи, – «утешает» больного мама.
– Все, одевайте его, везем в больницу, – изрекает врач.
Мужчины вдвоем под руки выводят пьяницу из подъезда и сажают в машину. Через несколько минут они сдают его в наркологию. А там в это же время еще одна «скорая» привезла такого же «больного».
 
Стресс от увольнения
С первой реанимационной бригадой мы едем в старый город на одно из подразделений предприятия «Единое складское хозяйство». Поступил вызов: женщине плохо.  
– Да у нее конфликт с начальством случился, она потеряла сознание и упала, – объясняет коллега пострадавшей.
Обе они работают в частном охранном предприятии.
Врач Евгений Шелестов измерил ей давление, фельдшеры дали таблетку для понижения давления. Женщина немного успокоилась.
– Обычный, банальный вызов, – объяснил позже Евгений. – Женщина расстроилась, у нее повысилось артериальное давление, появилась слабость, головокружение. Но поскольку у нас существует система очередности, то отправили нас, реаниматологов, поскольку других экстренных вызовов на тот момент не было.
Как выяснилось, накануне женщина два дня отсутствовала на работе без видимых причин, и руководство издало приказ об увольнении. А она одна воспитывает маленького ребенка. Это и явилось причиной стресса. В принципе, поясняет врач, при такой ситуации женщина могла бы заработать и инсульт.
Евгений Шелестов работает в «Скорой помощи» с 1988 года. Окончил Красноярский государственный медицинский институт, проходил в Норильске интернатуру на базе городской больницы. После получения диплома работал в медсанчасти №1, а потом перевелся в «Скорую помощь». Здесь начинал с линейной бригады, потом был в кардиологической, с 1996 года – в реанимационной. Став врачом, Евгений Валерьевич продолжил семейную династию. Его мама, Тамара Яковлевна Шелестова, была бессменным начмедом МСЧ №1.
Фельдшер бригады Евгения – Татьяна Васильевна Веремеинко – тоже работает в «Скорой помощи» уже много лет: ее стаж приближается к 38 годам.
– Я все время была связана с экстренными службами, – рассказывает она. – Работала в роддоме, заведующей фельдшерским пунктом – все это в Уярском районе. Потом вернулась в Норильск и сразу устроилась в «Скорую помощь».
– Вам приходилось спасать людей?
– Когда я работала в детской реанимационной бригаде, нас вызвали к двухлетнему ребенку, который выпил много таблеток. Мы его спасли и благополучно доставили в детскую больницу. Радовались всей бригадой, что ребенок остался жив, – говорит Татьяна Васильевна. – А однажды на производстве мы реанимировали женщину. Она работала в столовой, и у нее случилась клиническая смерть. Мы «завели» ей сердце и повезли в Оганер на аппарате искусственной вентиляции легких. Впереди «скорой» ехала машина ГАИ с сиреной, предупреждая, чтобы нам уступали дорогу. И таких случаев очень много.
– Вы ни разу не пожалели, что стали медиком?
– Наша работа – относиться к людям с состраданием. Ведь каждый из нас может оказаться на месте больного.
 
Сегодня праздник
Юбилей сотрудники станции скорой медицинской помощи  отметят в торжественной обстановке – сегодня их будут чествовать в Городском центре культуры. А накануне состоялось награждение. Награды от разных ведомств – главы Норильска, Норильского городского совета, управления здравоохранения администрации города и Министерства здравоохранения – получили 17 человек. Еще 53 сотрудникам, чей стаж составляет 15 и более лет, вручены грамоты от главного врача «Скорой помощи».
– Поздравляю коллектив с 70-летием. Желаю огромного счастья, здоровья, всего хорошего их семьям. Дай бог, чтобы у нас было меньше тяжелых больных. Чтобы было чистое и светлое небо над головой, – пожелал коллегам Владимир Мороз.
Владимир Мороз: "Живем в эпоху перемен"
Где ДТП, там всегда реанимационная бригада
Диспетчеры принимают до 150 звонков в сутки
Евгений Шелестов - потомственный врач
Валентина Кулиш: проверим сердце
0

Читайте также в этом номере:

Моряков под землей (Иннокентий НЕФЕДОВ)
Чтобы зло пресечь (Татьяна ВАСИЛЬЕВА)
Сердце бьется (Татьяна РЫЧКОВА)
Высокая планка (Виктор ЦАРЕВ)
RамашкоVо: день карапузов (Татьяна РЫЧКОВА)
Джип. Настоящий (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск