Шекспир поможет
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
![]() |
20 октября 2016 года, 15:15 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Норильский театр в конце минувшей недели превратился в образовательную площадку для актеров, менеджеров Заполярного филиала “Норникеля”, специалистов городской администрации, сотрудников некоммерческих организаций, волонтеров в сфере социокультурной деятельности.
“Программа разработана на стыке знаний о театре, литературе и бизнес-технологий”, – представил проект “Шекспир в меняющемся мире” его автор – известный театральный продюсер Олег Кленин.
“Программа разработана на стыке знаний о театре, литературе и бизнес-технологий”, – представил проект “Шекспир в меняющемся мире” его автор – известный театральный продюсер Олег Кленин.
В качестве учебного пособия творческая группа столичных педагогов взяла пьесы великого английского драматурга. Заметим, что сегодня на мировых театральных подмостках Шекспир доминирующая персона наряду с Чеховым. Пьесы обоих авторов идут и на сцене Заполярной драмы. Но, как говорит Олег Кленин, “нельзя переоценивать знания людей, нужно просвещать. Пусть они услышат новые слова, новые тексты, новые переводы”. Впрочем, не стоит буквально воспринимать и название курса, подготовленного командой Олега Кленина. “Шекспир в меняющемся мире” – это и слоган образовательной программы, и название сборника, в свое время вышедшего в Англии и США к юбилею со дня рождения драматурга, и тема лекции кандидата искусствоведения Елены Горфункель, которой открылся проект в Норильске. Вторым публичным мероприятием стал спектакль заслуженного артиста РФ Владимира Скворцова “Шекспир. Монологи”. Но основная работа проходила в группах – в форме лекций, тренингов, мастер-классов. Это было “Сценическое существование как опыт диалога”, “Работа с монологами и диалогами в текстах Шекспира”. Анализировать творчество драматурга предложили не только актерам: мастерство Шекспира в том, как он раскрывает всю сложность жизненных конфликтов и человеческих характеров. Такой материал по психологии межличностных отношений – чем не пособие для изучения в нашей театральной школе основных коммуникативных стратегий, необходимых прежде всего тем, кто работает с людьми. Англичане завидуют нам – Для актеров мы подготовили специальный мастер-класс по анализу шекспировского текста и по методикам работы английского национального театра, – рассказала на презентации программы в Норильске педагог, режиссер, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики Валерия Устинова. Наша гостья стажировалась у педагогов из Шекспировского королевского театра и поделилась с норильчанами таким наблюдением: английские актеры играют пьесы драматурга на языке оригинала. Современному человеку трудно понять его: почти пять веков прошло. Поэтому у англичан специфические формы работы, сопряженные с большими физическими нагрузками, чтобы воспринять этот многоэтажный текст и передать его в зрительный зал. В России ставят пьесы Шекспира, “написанные” на современном языке. Так что английские актеры завидуют нашим. Возможно, лет через 30, когда русский язык изменится, появятся новые переводы, и Джульетта, и Гамлет, и Макбет заговорят уже “тем” современным русским языком. Некоторые эксперты считают, что в этом плане выигрыш невероятный. Впрочем, эту линию в рамках проекта “Шекспир в меняющемся мире” не развивали, остановились на методиках работы с существующим текстом. А также с предметом, атмосферой зрительного зала, работой с мышечным напряжением, голосом, образом – что необходимо актерам, желающим шлифовать свое мастерство. Пройдя тренинг, некоторые из учеников в последний день семинара присоединились к менеджерской части практикума, посвященной управлению творчеством (идеями, общественными инициативами), и участвовали в обсуждении проектов для города и для Заполярного театра. Это направление Валерия Устинова вела вместе с деканом Международной школы управления и бизнеса, кандидатом технических наук, профессором Александром Самолдиным. Гамлет идет в бизнес Управление творчеством включало и некоторые азы технологии публичных выступлений, связанной с внутренними ресурсами человека. Менеджеры учились работать с партнером, взаимодействовать в команде, управлять эмоциями в речи. Владеть собой в стрессовой ситуации, связанной, например, с первым публичным выступлением в большой аудитории. Как победить страх? Как вести себя на сцене, что видеть, на чем внимание не фиксировать? Представлять ли что-то, чего нет, – на овладение этими методиками и была направлена тренировка. Педагоги утверждают, что используемые в практикуме технологии не новодел, они существовали в российской культуре до 1918 года. Умению владеть собой, общаться с разной аудиторией учили в средней и высшей школе на таких предметах, как логика и риторика, позднее их упразднили. А ведь риторика – это один из элементов убеждения, что очень важно для построения продуктивных деловых отношений с коллегами, подчиненными, руководством. И все же, как Шекспир объединяется с теми знаниями, которые преподнесли норильчанам столичные педагоги? Театральный продюсер Олег Кленин ответил так: – Шекспир всегда полезен, его всегда открываешь заново. Мы сами с удовольствием перед семинаром погружались в этот материал. И уже на тренингах в Норильске постоянно апеллировали к эпохе Шекспира. Его поэзия в переводах Пастернака, Лозинского – это высокая литература, и знание ее обогащает мозг, наше общение, понимание театра. Семинар – редкая возможность сделать зрителя более восприимчивым, более образованным. Пусть группа у нас была небольшая, всего 32 человека, но какие 32 человека! Эта группа теперь, можно сказать, станет ценным ядром зрительного зала. Театральная педагогика существует тысячи лет, и она дает результаты, уверяет эксперт, помогает успешно вести переговоры с партнерами, взаимодействовать с клиентами, чувствовать себя увереннее в других ситуациях. Бизнес обогащает своими технологиями театр, театр расширяет горизонты бизнеса, поддержала автора образовательного проекта команда преподавателей. Главный режиссер Заполярной драмы Анна Бабанова – во многом благодаря именно ей проект “Шекспир в меняющемся мире” в Норильске состоялся – привела такой пример: – В Масачусетском технологическом университете есть два театра. Понятно, для чего это? Инженер с фантазией – это уже не просто инженер, а изобретатель. Чтобы таких людей было больше в Норильске, и задуман проект. – Мы почерпнули много полезного для работы, – поделилась Наталья Солодовник, председатель благотворительного фонда “Территория добра”. – За такую возможность спасибо театру, спасибо преподавателям. Они напитали нас столькими идеями, дали столько инструментов для достижения цели, что переоценить эти знания невозможно. Во время работы в группе участникам тренингов предложили определить ключевые проблемы в городе и придумать проекты, которые помогут их решить. Одна из тем обсуждения – социализация детей с ограниченными возможностями. Участники программы считают необходимым объединить имеющиеся в Норильске ресурсы по этому направлению и создать эффективный продукт. Так, в результате обсуждения родилась идея сделать фестиваль, объединяющий здоровых и особенных детей. По задумке, фестиваль будет проходить на нескольких площадках, где все ребята смогут проявить свои творческие способности. Дальше, дальше, дальше… – Проекты конструировали разные, – отметил декан Международной школы управления Александр Самолдин. – Одна группа сошлась во мнении, что в Норильске нет единого портала, который давал бы полную информацию о планируемых событиях в сфере культуры. Проще говоря, у вас нет городской афиши. В числе идей, прозвучавших на семинаре, была такая: если появляются какие-то городские мероприятия, то они должны носить систематический, прогнозируемый характер. – Что происходит, например, по понедельникам? В первый понедельник месяца, условно говоря, читаем русскую классику у камина. Во второй – собираемся в клубе туристов. Возможно, какие-то мероприятия происходят раз в год. Люди должны о них знать, тогда они привыкнут и настроятся на то или иное событие, – продолжил Александр Самолдин. Какими средствами решить вопрос, зависит от ресурсов, которыми располагает город. “Всенорильскую” афишу решили создать в городской локальной сети. Другой группе участников образовательного проекта показалась важной тема агрессии норильских детей. Что с ней делать? По словам Александра Самолдина, до конца идею недокрутили: – Здесь нужна серьезная аналитическая работа, – комментирует профессор, – нужно подключать социальных психологов школ, чтобы понять точку старта, потому что в любом проекте цель должна быть сформулирована в конкретных показателях, а не абстрактно. Если снизить детскую агрессию, то насколько, в чем ее измерить и как пытаться трансформировать во что-то. Наш гость отметил идею создания бизнес-школы для детей, где они бы учились предпринимательству. При этом возможно соединение “жанров”: ребята не только получали бы теоретические знания, но что-то делали руками и пробовали продать на выставках, ярмарках. Некоторые предложения, звучавшие во время занятий, не новы, реализуют их или нет – предмет другого разговора. По окончании программы “Шекспир в меняющемся мире” преподаватели отметили, что встретили в Норильске ищущих, творческих людей, которые хотят учиться, открыты новому. – Это было замечательное общение, мы получили друг от друга много энергии и опыта. Считаю, что цель достигнута, – сказал Олег Кленин. – Такие встречи дают новую информацию, помогают оттачивать навыки, развивают личностные компетенции, – высказала мнение начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала “Норникеля” Светлана Рубашкина. Компания наряду с Министерством культуры Красноярского края поддержала программу “Шекспир в меняющемся мире”, поскольку подобные обучающие семинары помогают формированию культурной среды, направлены на развитие городских сообществ и Норильского промрайона в целом. Образовательный проект, судя по всему, получит продолжение. Стороны ищут новые варианты сотрудничества, появились конкретные предложения, но они требуют детальной проработки – нужен бизнес-план. |
0 | Твитнуть |