Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дело привычное
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
20 октября 2016 года, 15:12
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
По пальцам сегодня можно пересчитать тех, кто помнит, как начинал свою работу Талнахский ремонтный завод, ныне структурное подразделение механического завода – цех №3 обеспечивающего производства Норильского обеспечивающего комплекса. Начальник цеха Николай Плотников в первую очередь называет токаря шестого разряда Андрея ЩЕРБИНИНА, кадрового работника Заполярного филиала.  
С Андреем Щербининым его руководитель знаком уже не один десяток лет. А если быть точным – со дня основания предприятия, на котором они оба работают по сегодняшний  день.
– В 1996 году, когда запустили первую очередь ТРЗ, токарей здесь было немного – человек пять-шесть. И Андрей Щербинин в их числе, – рассказывает Николай Плотников. – В 2000 году, когда на рудниках окончательно закрыли ремонтные цеха, все оборудование перешло к нам. И это, наверное, самый тяжелый момент в моей карьере был – наладить процесс, обеспечить людей работой… С рудников сюда перешли пять-шесть десятков рабочих. Все опытные, матерые мужики. А Щербинин как раз из тех, на кого я всегда мог опереться. Даже в то время он считался высококлассным специалистом. И по производительности, и по умению работать на всех типах токарных станков… Андрей настоящий профессионал, токарь от Бога.
Пока мы спускаемся в цех, чтобы познакомиться с нашим героем, Николай Плотников продолжает свой рассказ: следующим важным этапом развития предприятия стало его включение в состав механического завода НОК.
– Что, по сути, обеспечило перспективу развития цеха  в структуре машиностроительной отрасли  и увеличения объемов производства, – объясняет он.
При виде фактурного рабочего за токарным станком Николай Плотников подтверждает наши догадки: да, это Андрей Щербинин. И рассказывает о нашем герое то, о чем тот в силу своей скромности, скорее всего, журналистам не скажет:
– Я всегда ставлю Щербинина в пример молодежи, которая приходит к нам работать. И студенты к нему с уважением относятся, несмотря на строгость наставника. У Андрея не забалуешь…
– Молодежь идет к вам работать? – подхватываем тему.
– Идет, но все равно есть нехватка специалистов… Квалифицированных токарей днем с огнем не сыщешь. Сказывается провал в профтехобучении, когда молодежь охотнее шла учиться на юристов и экономистов… Хотя в последние годы ситуация начала выравниваться – из Норильского техникума промышленных технологий приходят к нам толковые ребята. Другой вопрос, что хорошим токарем можно стать не раньше чем через пять лет. Надо руку набить. И то, если человек сам очень сильно этого захочет. На станках с ЧПУ проще: оператор, конечно, должен знать азы токарного дела, но всю работу за него делает машина. А с этим оборудованием не все могут справиться. Я вообще считаю, токарем надо родиться. Вот посмотрите, – начальник цеха останавливается возле станка, за которым трудится Андрей Щербинин, и берет в руки чертеж с технологическим процессом: – Чтобы выполнить этот заказ рудника “Таймырский”, нужно выточить деталь с размерами до сотых долей миллиметра! Представляете, какая это должна быть точность? Не дай бог, чтобы рука дрогнула!
Глядя на точные, выверенные движения Андрея, понимаешь: у такого рука вряд ли дрогнет. Рабочий просит у нас несколько минут, чтобы завершить операцию. А Николай Плотников в это время продолжает:
– В цехе сегодня работает чуть более 80 человек. Из них примерно треть – это токари. Самый маленький станок в токарной группе – 16К20, на котором используется патрон диаметром 250 мм. Средний – 1М63. И самый большой станок – 1Н165 с планшайбой 1000 мм. Помимо этого в цехе имеется токарно-карусельный станок… Детали мы изготавливаем в основном для рудников. С июля этого года наш цех освоил новый вид продукции – колесные пары для вагонов внутришахтного транспорта, используемых для перевозки руды. Для Заполярного филиала это экономически выгоднее. До сих пор мы занимались восстановлением, а теперь изготавливаем колесные пары полностью. Вот здесь, кстати, все бандажи, втулки и другие детали – большая часть работы выполнена Андреем Щербининым, – кивает в сторону только что изготовленных новеньких колесных пар начальник цеха.
Из тех, кто любит голову поломать…
Рабочий наконец снимает защитные очки и подходит к нам. Андрей Щербинин готов к беседе. Он скупо рассказывает о себе: родился и вырос в Казахстане. В Норильск приехал сразу после армии: родители жены, перебравшиеся на материк, оставили молодым квартиру. Сынишке Андрея было тогда около двух лет.
– Работу мне пришлось поискать, – вспоминает он события двадцатилетней давности. – На рудниках вакансий не было. На обогатительной фабрике требовался опыт работы… Училище до армии я окончил с красным дипломом, но практики у меня – никакой. Повезло в ЦРТО, который раньше относился к тресту “Норильскреммонтаж”. Там начальник сказал: “Просто так красный диплом не дают” – и принял меня на работу. Первые полгода было тяжело… Деталь, которую обычно изготавливают за 20 минут, я делал по три-четыре часа. Поначалу это терпели, потом стали выказывать недовольство – у токарей была сдельная оплата труда.
В конце концов над парнем взял шефство бригадир. Андрей с улыбкой вспоминает, как поначалу пытался спорить с опытным рабочим.
– Он мне говорил: делай так, как считаешь правильным, но я все равно быстрее тебя деталь выточу. И в итоге он в споре меня побеждал. Я многое тогда перенял у своего бригадира… В принципе, в токарном деле ничего новаторского не придумаешь, это я сейчас хорошо понимаю. Ну, может, только резцы у станков поменялись в последние годы…
– А сами станки?
– Моему “старичку” уже 29 лет. Большую часть времени я на нем один работаю, стараюсь поддерживать в исправном состоянии. Я к нему привык, он – ко мне. Это только с виду кажется, что все станки одинаковые, – заметив удивление на наших лицах, объясняет токарь. – На самом деле все они со своими характерами, все разные…
– Как вам сейчас кажется – правильно вы в свое время выбрали профессию?
– Честно сказать, я после десятого класса пошел в учкомбинат на водителя, но зрение подвело. А выбор там был небольшой: штукатуры-маляры, швеи и токари. В какой-то степени, получается, случайно выбрал профессию. Не думал, что свяжу с токарным делом свою жизнь. А когда в Норильске на предприятие устроился – интересно  стало. Хотя сейчас уже такого запала, как раньше, нет… – добавляет Щербинин.
– Почему?
– Работа довольно стандартная, однообразная. Валы мы, например, делаем каждый месяц… Все уже на автомате. Технология выработана. А хочется что-то такое, чтобы голову можно было поломать. Как, например, было, когда мы с “Робинсонами” работали!
Услышав такое признание от норильчанина, не удивляешься. По всему видно: наш герой из тех, кто предпочитает преодолевать препятствия, расти, добиваться поставленных перед собой целей. К слову, и сыновья Андрея, и даже его красавица дочь унаследовали это качество.
Курорты не выбирает
Старший сын Щербинина – Артур – сегодня живет и работает в Омске. Младшего в свое время Андрей, обеспокоенный тем, что престиж рабочей профессии заметно упал, заставил пойти учиться на токаря.
– Наверное, перегнул палку, – сокрушается норильчанин. – Зачем было заставлять? Хотя сын прекрасно окончил училище в Норильске и ему тут же работу предложили – он ни в какую. Отслужив в армии, устроился на рудник.
Анна Щербинина в прошлом году получила диплом Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. О ней отец говорит с нескрываемой гордостью:
– Аня профессионально занимается биатлоном – она мастер спорта международного класса, входит в сборную России.
Все выступления дочери Андрей старается не пропустить, смотрит соревнования по телевизору. В декабре 2014 года бывшая норильчанка на этапе Кубка IBU в австрийском Обертиллиахе завоевала бронзу в спринте. В сезоне-2015/16 в Италии девушка повторила свой успех. В Германии завоевала бронзу в гонке преследования… А как описать чувства отца, когда дочь на чемпионате России 2015 года выиграла золото в индивидуальной гонке и серебро в суперспринте!
– Аня уже пол-Европы объездила. Молодец, старается, – с удовольствием отмечает Андрей.
Сам он, тем не менее, предпочитает путешествовать по родной стране. А если еще есть возможность сделать это на собственном автомобиле…
– Я считаю, это классный отдых!  В прошлом году мы с женой перегоняли машину – девять тысяч километров проехали. Где захотели – остановку сделали. Красота! Были бы в Норильске хорошие автомобильные трассы, путешествовали бы на машине, а так ездить некуда, – не скрывает сожаления Щербинин.
В отпуске супруги выбирают, как правило, не курорты. Прошлым летом они поехали на Байкал. Правда, все получилось не совсем так, как запланировали норильчане.  
– Сначала лесные пожары в том районе были, потом дожди начались с сильным ветром, – рассказывает Андрей. – Мы хотели сделать круиз по озеру, но корабли не выпускали на воду из-за плохой погоды. Поэтому мы просто погуляли по берегу, посмотрели нерпарий. В музеи и на Байкале, и в Иркутске сходили. На следующий год планируем в Волгоград поехать. Я с детства интересуюсь военной тематикой, историей…  
– Есть у вас мечта? – спрашиваем напоследок токаря.
Есть… В последнее время особенно остро ощущается зима. Снег, холод стали тяготить, – признается Андрей Щербинин. – Видимо, пришло время перебираться на материк. Осталось только выбрать город, куда поедем.  
 
ЦИФРА
Самый маленький станок в токарной группе – 16К20, на котором используется патрон диаметром 250 мм. Средний – 1М63. И самый большой станок – 1Н165 с планшайбой 1000 мм.
 
*  *  *
В декабре 2014 года бывшая норильчанка Анна Щербинина на этапе Кубка IBU в австрийском Обертиллиахе завоевала бронзу в спринте. В сезоне-2015/16 в Италии девушка повторила свой успех. В Германии завоевала бронзу в гонке преследования, а на чемпионате России 2015 года выиграла золото в индивидуальной гонке и серебро в суперспринте.
 
Анна Щербинина
0

Читайте также в этом номере:

Соблюдая баланс (Екатерина БАРКОВА)
К зиме готовы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Культура на уровне (Марина БУШУЕВА)
Дело сделано (Екатерина БАРКОВА)
Сам себе кадровик (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Шекспир поможет (Лариса ФЕДИШИНА)
Твоего ума дело (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В горнорабочие пошел (Марина БУШУЕВА)
Лето для детей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Высший бал (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На Большом адронном (Марина БУШУЕВА)
АРКТИК.PRO (Владислав ШУКШИН)
Поддержали “Робопроф” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Значимый проект (Анна ФИНН)
ФенОмен квартАла (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск