Дело привычное
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
![]() |
20 октября 2016 года, 15:12 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
|
По пальцам сегодня можно пересчитать тех, кто помнит, как начинал свою работу Талнахский ремонтный завод, ныне структурное подразделение механического завода – цех №3 обеспечивающего производства Норильского обеспечивающего комплекса. Начальник цеха Николай Плотников в первую очередь называет токаря шестого разряда Андрея ЩЕРБИНИНА, кадрового работника Заполярного филиала.
С Андреем Щербининым его руководитель знаком уже не один десяток лет. А если быть точным – со дня основания предприятия, на котором они оба работают по сегодняшний день. – В 1996 году, когда запустили первую очередь ТРЗ, токарей здесь было немного – человек пять-шесть. И Андрей Щербинин в их числе, – рассказывает Николай Плотников. – В 2000 году, когда на рудниках окончательно закрыли ремонтные цеха, все оборудование перешло к нам. И это, наверное, самый тяжелый момент в моей карьере был – наладить процесс, обеспечить людей работой… С рудников сюда перешли пять-шесть десятков рабочих. Все опытные, матерые мужики. А Щербинин как раз из тех, на кого я всегда мог опереться. Даже в то время он считался высококлассным специалистом. И по производительности, и по умению работать на всех типах токарных станков… Андрей настоящий профессионал, токарь от Бога. Пока мы спускаемся в цех, чтобы познакомиться с нашим героем, Николай Плотников продолжает свой рассказ: следующим важным этапом развития предприятия стало его включение в состав механического завода НОК. – Что, по сути, обеспечило перспективу развития цеха в структуре машиностроительной отрасли и увеличения объемов производства, – объясняет он. При виде фактурного рабочего за токарным станком Николай Плотников подтверждает наши догадки: да, это Андрей Щербинин. И рассказывает о нашем герое то, о чем тот в силу своей скромности, скорее всего, журналистам не скажет: – Я всегда ставлю Щербинина в пример молодежи, которая приходит к нам работать. И студенты к нему с уважением относятся, несмотря на строгость наставника. У Андрея не забалуешь… – Молодежь идет к вам работать? – подхватываем тему. – Идет, но все равно есть нехватка специалистов… Квалифицированных токарей днем с огнем не сыщешь. Сказывается провал в профтехобучении, когда молодежь охотнее шла учиться на юристов и экономистов… Хотя в последние годы ситуация начала выравниваться – из Норильского техникума промышленных технологий приходят к нам толковые ребята. Другой вопрос, что хорошим токарем можно стать не раньше чем через пять лет. Надо руку набить. И то, если человек сам очень сильно этого захочет. На станках с ЧПУ проще: оператор, конечно, должен знать азы токарного дела, но всю работу за него делает машина. А с этим оборудованием не все могут справиться. Я вообще считаю, токарем надо родиться. Вот посмотрите, – начальник цеха останавливается возле станка, за которым трудится Андрей Щербинин, и берет в руки чертеж с технологическим процессом: – Чтобы выполнить этот заказ рудника “Таймырский”, нужно выточить деталь с размерами до сотых долей миллиметра! Представляете, какая это должна быть точность? Не дай бог, чтобы рука дрогнула! Глядя на точные, выверенные движения Андрея, понимаешь: у такого рука вряд ли дрогнет. Рабочий просит у нас несколько минут, чтобы завершить операцию. А Николай Плотников в это время продолжает: – В цехе сегодня работает чуть более 80 человек. Из них примерно треть – это токари. Самый маленький станок в токарной группе – 16К20, на котором используется патрон диаметром 250 мм. Средний – 1М63. И самый большой станок – 1Н165 с планшайбой 1000 мм. Помимо этого в цехе имеется токарно-карусельный станок… Детали мы изготавливаем в основном для рудников. С июля этого года наш цех освоил новый вид продукции – колесные пары для вагонов внутришахтного транспорта, используемых для перевозки руды. Для Заполярного филиала это экономически выгоднее. До сих пор мы занимались восстановлением, а теперь изготавливаем колесные пары полностью. Вот здесь, кстати, все бандажи, втулки и другие детали – большая часть работы выполнена Андреем Щербининым, – кивает в сторону только что изготовленных новеньких колесных пар начальник цеха. Из тех, кто любит голову поломать… Рабочий наконец снимает защитные очки и подходит к нам. Андрей Щербинин готов к беседе. Он скупо рассказывает о себе: родился и вырос в Казахстане. В Норильск приехал сразу после армии: родители жены, перебравшиеся на материк, оставили молодым квартиру. Сынишке Андрея было тогда около двух лет. – Работу мне пришлось поискать, – вспоминает он события двадцатилетней давности. – На рудниках вакансий не было. На обогатительной фабрике требовался опыт работы… Училище до армии я окончил с красным дипломом, но практики у меня – никакой. Повезло в ЦРТО, который раньше относился к тресту “Норильскреммонтаж”. Там начальник сказал: “Просто так красный диплом не дают” – и принял меня на работу. Первые полгода было тяжело… Деталь, которую обычно изготавливают за 20 минут, я делал по три-четыре часа. Поначалу это терпели, потом стали выказывать недовольство – у токарей была сдельная оплата труда. В конце концов над парнем взял шефство бригадир. Андрей с улыбкой вспоминает, как поначалу пытался спорить с опытным рабочим. – Он мне говорил: делай так, как считаешь правильным, но я все равно быстрее тебя деталь выточу. И в итоге он в споре меня побеждал. Я многое тогда перенял у своего бригадира… В принципе, в токарном деле ничего новаторского не придумаешь, это я сейчас хорошо понимаю. Ну, может, только резцы у станков поменялись в последние годы… – А сами станки? – Моему “старичку” уже 29 лет. Большую часть времени я на нем один работаю, стараюсь поддерживать в исправном состоянии. Я к нему привык, он – ко мне. Это только с виду кажется, что все станки одинаковые, – заметив удивление на наших лицах, объясняет токарь. – На самом деле все они со своими характерами, все разные… – Как вам сейчас кажется – правильно вы в свое время выбрали профессию? – Честно сказать, я после десятого класса пошел в учкомбинат на водителя, но зрение подвело. А выбор там был небольшой: штукатуры-маляры, швеи и токари. В какой-то степени, получается, случайно выбрал профессию. Не думал, что свяжу с токарным делом свою жизнь. А когда в Норильске на предприятие устроился – интересно стало. Хотя сейчас уже такого запала, как раньше, нет… – добавляет Щербинин. – Почему? – Работа довольно стандартная, однообразная. Валы мы, например, делаем каждый месяц… Все уже на автомате. Технология выработана. А хочется что-то такое, чтобы голову можно было поломать. Как, например, было, когда мы с “Робинсонами” работали! Услышав такое признание от норильчанина, не удивляешься. По всему видно: наш герой из тех, кто предпочитает преодолевать препятствия, расти, добиваться поставленных перед собой целей. К слову, и сыновья Андрея, и даже его красавица дочь унаследовали это качество. Курорты не выбирает Старший сын Щербинина – Артур – сегодня живет и работает в Омске. Младшего в свое время Андрей, обеспокоенный тем, что престиж рабочей профессии заметно упал, заставил пойти учиться на токаря. – Наверное, перегнул палку, – сокрушается норильчанин. – Зачем было заставлять? Хотя сын прекрасно окончил училище в Норильске и ему тут же работу предложили – он ни в какую. Отслужив в армии, устроился на рудник. Анна Щербинина в прошлом году получила диплом Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. О ней отец говорит с нескрываемой гордостью: – Аня профессионально занимается биатлоном – она мастер спорта международного класса, входит в сборную России. Все выступления дочери Андрей старается не пропустить, смотрит соревнования по телевизору. В декабре 2014 года бывшая норильчанка на этапе Кубка IBU в австрийском Обертиллиахе завоевала бронзу в спринте. В сезоне-2015/16 в Италии девушка повторила свой успех. В Германии завоевала бронзу в гонке преследования… А как описать чувства отца, когда дочь на чемпионате России 2015 года выиграла золото в индивидуальной гонке и серебро в суперспринте! – Аня уже пол-Европы объездила. Молодец, старается, – с удовольствием отмечает Андрей. Сам он, тем не менее, предпочитает путешествовать по родной стране. А если еще есть возможность сделать это на собственном автомобиле… – Я считаю, это классный отдых! В прошлом году мы с женой перегоняли машину – девять тысяч километров проехали. Где захотели – остановку сделали. Красота! Были бы в Норильске хорошие автомобильные трассы, путешествовали бы на машине, а так ездить некуда, – не скрывает сожаления Щербинин. В отпуске супруги выбирают, как правило, не курорты. Прошлым летом они поехали на Байкал. Правда, все получилось не совсем так, как запланировали норильчане. – Сначала лесные пожары в том районе были, потом дожди начались с сильным ветром, – рассказывает Андрей. – Мы хотели сделать круиз по озеру, но корабли не выпускали на воду из-за плохой погоды. Поэтому мы просто погуляли по берегу, посмотрели нерпарий. В музеи и на Байкале, и в Иркутске сходили. На следующий год планируем в Волгоград поехать. Я с детства интересуюсь военной тематикой, историей… – Есть у вас мечта? – спрашиваем напоследок токаря. Есть… В последнее время особенно остро ощущается зима. Снег, холод стали тяготить, – признается Андрей Щербинин. – Видимо, пришло время перебираться на материк. Осталось только выбрать город, куда поедем. ЦИФРА Самый маленький станок в токарной группе – 16К20, на котором используется патрон диаметром 250 мм. Средний – 1М63. И самый большой станок – 1Н165 с планшайбой 1000 мм. * * * В декабре 2014 года бывшая норильчанка Анна Щербинина на этапе Кубка IBU в австрийском Обертиллиахе завоевала бронзу в спринте. В сезоне-2015/16 в Италии девушка повторила свой успех. В Германии завоевала бронзу в гонке преследования, а на чемпионате России 2015 года выиграла золото в индивидуальной гонке и серебро в суперспринте. |
0 | Твитнуть |