С видом на Енисей
ПОРТОВИК
![]() |
16 июля 2015 года, 17:42 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Ветеран комбината Александра Титаренко уже полвека работает машинистом портальных кранов Заполярного транспортного филиала. В год 80-летия “Норильского никеля” она награждена медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.
Это самый северный в России порт, единственный в мире, затапливаемый в период весеннего ледохода. Его называют источником жизни Дудинки, Норильска и всего Таймыра, так как добраться сюда можно только по воде или по воздуху. Зима здесь длится 235 дней, а навигация – дольше 11 месяцев. Дудинский порт перерабатывает около трех миллионов тонн грузов, из них большая часть приходится на долю Заполярного филиала. На здешних причалах швартуются арктические танкеры, мощные контейнеровозы и дизель-электроходы высокого ледокольного класса, а также скромные речные суда. Ну а взгляды гостей, прибывающих сюда по дороге Норильск – Дудинка, сразу притягивают длинношеие портальные краны. Практически на всех за 50 лет своей службы успела поработать наша героиня. Мы на причале – у речки Дудинки, вдали вьется широкой лентой Енисей, вокруг горы соли, которую привозят с материка, она активно задействована в технологических процессах предприятия Заполярного филиала. С этого же причала идет отгрузка кайерканского угля, его отправляют в поселки Таймыра. Краны большие, Александра Павловна в окружении таких гигантов кажется совсем маленькой. Мы попали к ней как раз в обеденный перерыв и наблюдаем, как шустро спускается по лестнице машинист крана с трудовым стажем длиной в полвека, женщина, чье лицо прокоптило полярное солнце и обветрил свежий енисейский ветер. Чтобы вскарабкаться обратно, ей требуется всего две минуты. – “Либхерры” баржу с солью разгружают, я в тыл ее грейфером откидываю, чтобы потом трактором завальцовывали, дальше отгребали, – поясняет суть сегодняшней работы Александра Павловна. – Что приходилось грузить за 50 лет? – Что только не приходилось. И продукты, и никель, медь, и кобальт, и концентраты в контейнерах… Вот вчера пришел битум в бочках, в пять начали и ночью закончили. Сейчас порт работает на полную мощь. Работы много не бывает – Александра Павловна, не трудно женщине управлять такими махинами? – У меня отец работал на чугунно-литейном заводе. Я с детского возраста – поесть принесу и смотрю, как разливается металл. Производство меня не пугало, и эта техника сразу понравилась. У нас, когда мы учились, был большой коллектив, наверное, человек 15 женщин. Я бы не сказала, что это мужская работа. Когда хороший слесарный коллектив, то есть механическая служба, тогда все нормально. Нам и самим часто приходится им помогать: где-то что-то смазать. Вот залазишь на кран, гремят катки, или видишь – рельс сухой. Тут все-таки клинкер, пыль идет, объем такой сыпучих грузов, все это оседает на краны. – Женщины по имени Александра немного резковаты? – Характер у меня, в общем-то, мягкий, просто я человек слова. Люди, с которыми работаю, все разные, надо быть всегда тактичной, понимать каждого. – Зимой в кабине холодно? – Холодно, хоть и печки. Вон тот, с новой кабиной, он утепленный, но мы уже настолько привыкли с открытыми окнами работать: каждого человека видишь. Все как на ладони: и те, кто на “затарке”, и приемосдатчики, и докеры-механизаторы, и техника работающая… А как с закрытым окном все это увидеть? – Какие пейзажи открываются из кабины? – Енисей весь видно. Как каждый день меняется солнышко. Как темнеет быстро. Как зеленеет тундра. Сегодня ушли с работы – вроде бы еще снег лежал, а завтра приходим – его уже нет. – Енисей прибавляет сил? – Конечно! Каждый год ждем ледоход. А у нас еще квартира с видом на реку, видим, как Енисей начинает идти. Если не на работе – быстро на берег. “Хорошая работа” – так говорит про свою профессию Александра Павловна. Ее супруг, Геннадий Иванович, много лет проработавший в порту водителем, говорит, что даже не пытается отговорить жену уйти на заслуженный отдых: – Она слишком увлечена этим делом. Иногда говорю ей: “Может, хватит?” – “Нет. Не могу”. Недавно стало известно, что Александра Павловна Титаренко награждена медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени. Когда мы прощаемся с Александрой Титаренко, обращаем внимание, что стоящие напротив ее “Кировца” новенькие краны “Либхерр” – очень красивые по дизайну, с длинными винтовыми лестницами, ведущими к кабине машиниста. – Александра Павловна, а эти вы бы освоили? – Почему нет? Новое оборудование, как мне кажется, очень комфортное, на нем удобно будет работать. |
0 | Твитнуть |