Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Путь к драгоценным металлам
15 декабря 2007 года, 16:45
Текст: Валентина Вачаева
На вторую половину декабрьского календаря выпадают две очень важные даты.
И не наркомат, и не край
17 декабря 1932 года при Совете народных комиссаров СССР было образовано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) во главе с профессором Отто Юльевичем Шмидтом.
Эта необычная территориальная транспортно-промышленная и научная организация не была похожа ни на одну из существовавших тогда структур. По выражению Шмидта, и не наркомат, и не край.
ГУСМП должен был окончательно проложить Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его и обеспечить безопасность плавания по всей трассе.
В 1932-м экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» во главе с Отто Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» в следующем году и «Литке» в 1934-м еще раз подтвердили готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935 года.
В том же году начальник «Норильскстроя» от ГУСМП Михаил Зингер организовал экспедицию для геодезической съемки будущей железной дороги Дудинка – Норильск, а также проведению изысканий под стройплощадку комбината. Экспедиция состоялась, а в Москве тем временем было решено передать строительство Норильска в ведение другого главного управления – лагерями.
В 1939-м Шмидта перевели на работу в Академию наук СССР, а на его место был назначен Иван Папанин, прославившийся как начальник первой дрейфующей станции «Северный полюс».
В 30-е и 40-е годы Главсевморпутем были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения, проведены географические исследования трассы. Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после осенних походов 1970-1971 годов нужно назвать и начало круглогодичной навигации между Мурманском и Дудинкой, которой в следующем году исполнится 30 лет.
Наше «благородие»
21 декабря 1952 года, в день рождения товарища Сталина, выдал первую продукцию (технический селен) металлургический цех медного завода. МЦ-1 был построен взамен шламового цеха, находившегося в противоположном конце города, на промплощадке никелевого завода. Новый цех сначала назывался заводом №26. Его строили, не вырубая тундру, тогда там еще росли деревья, бегали ондатры и можно было собирать ягоды и грибы. Недалеко от строительства находилось 17-е лаготделение, силами которого и возводился драгоценный цех комбината.
Первым начальником завода №26 был назначен Юрий Лапин, а главным инженером – Анатолий Соколов. Лапин до Норильска уже был лауреатом Сталинской премии, и на завод металлурга-«благородника» откомандировали из Красноярска с должности начальника цеха аффинажного завода. Такую заметную фигуру через три года назначили первым секретарем ГК КПСС, но в 1962-м Лапин вновь вернулся на производство. Работал главным инженером комбината, начальником техотдела. Из Норильска Лапин перевелся в Ленинградский «Механобр».
Главный инженер завода Анатолий Соколов, которому в этом году, 29 октября, исполнилось бы 100 лет, – из репрессированных специалистов. В Норильлаг попал из Соловецкой тюрьмы, между прочим, Северным морским путем в 1939 году. Работал инженером-исследователем в центральной химической лаборатории и опытно-металлургическом цехе. За личный вклад в разработку процесса обогащения шламов был досрочно освобожден в 1945-м, а через 10 лет – реабилитирован. На заводе №26 проаботал на два года дольше Лапина. В 1957-м Соколова назначили начальником ГМОИЦ.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск