Профессия как искусство
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
24 января 2012 года, 3:20 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Оразбек Боранбаев, электрогазосварщик рудника “Ангидрит”, приступил к созданию новой скульптуры, выполненной способом аргонно-дуговой сварки. Увлечение, возникшее на базе основной профессии, принесло Оразбеку заслуженную победу на прошлогоднем фестивале “Корпорация звезд”. Как раз накануне Дня металлурга автор запатентовал свое хобби как изобретение.
В мастерской Оразбека на рабочем столе переливаются две части будущей композиции: титановый атомный “взрыв” и рука человека, вытаскивающая из него Землю. Главная идея – надо спасать планету, остается угроза ядерной войны, поясняет автор. Оразбек рассказывает, откуда пришло его увлечение. – Я сварщик, это моя основная профессия, владею всеми видами сварки, варю любой цветной металл. В Норильск приехал в 1978-м, устроился на титановый участок механического завода, там девять лет отработал, потом переходил в АТКУС, в УПСМ, оттуда в рудоуправление пригласили. – Как вообще пришла в голову идея создания скульптур? – Когда устроился на титановый участок механического, обратил внимание: шов при варке титана иногда цветной – из-за окисления металла с воздухом. Разные цвета получаются, каких и в природе не встретишь! Когда титан плавится, он как пластилин, как густая сметана, в отличие от жидкотекущей меди. Какую задашь ему форму, такую и держит. Я начал потихоньку разные мелкие фигуры делать: черепашек разноцветных, лицо человека – так, пробовал. Когда Оразбек уже работал в АТКУС, решил сделать фигуру дракона. Первого дракона подарил, второго сделал как раз в год Дракона, он еще лучше получился, потом появилась Лошадь, еще один знак восточного гороскопа. Сил и времени тогда хватило на три фигуры. Опыты возобновил только через 15 лет, когда устроился в рудоуправление в 2003 году, было это на “Медвежке”. Сделал зодиакальные знаки – Собаку, Свинью. – Их Иван Федорович Голубоцкий, руководитель “Вернисажа”, забрал на выставку в Красноярск. Мне дали диплом победителя в номинации “Самобытный художник” в сфере декоративно-прикладного искусства. Тогда я уже начал серьезно заниматься получением патента. Жизнь коротка, титан вечен – Это ноу-хау, искусство, с которым ничего не случится даже за миллионы лет, – увлеченно рассказывает Оразбек. – Фигурки можно окунуть в 90-процентную азотную кислоту, в 24–30-процентную соляную, серную. В царской водке растворяются золото и платина, титан на нее вообще не реагирует. Вечный металл. Жизнь коротка, искусство в титане вечно. – Для создания скульптур этот металл доступный по цене, – продолжает Оразбек. Золото – мягкий металл, а титан – тугоплавкий, температура плавления более 1500 градусов. Есть другие технологии создания скульптур из титана. В Украине один мастер – в Интернете видел его работу – похоже, чеканит, а потом собирает детали. Я полностью делаю скульптуру сваркой. Сначала создаю каркас, на него наплавляю титан и создаю форму. Потом делаю электродуговую полировку, она дает цвет. По всему видно, что мастер прямо-таки влюблен в свой материал. Продолжает перечислять его достоинства: – Титан не только долговечный, но и очень теплый. Тепло не отдает и не забирает быстро. Железа рукой коснешься, сразу холод ощущаешь, температуру отбирает, титан – совсем другое дело... У стола стоит вязанка титановых обрезков-отходов, приобретенных автором на мехзаводе, что подтверждается соответствующим документом. – Конечно, их можно было бы пустить на металлолом, – рассуждает Оразбек, – но Норильск – флагман цветной металлургии. Здесь должны быть мастера, нестандартно рекламирующие рабочие профессии. Ведь можно довести профессию до уровня искусства. В жизни всегда есть место творчеству, в любой профессии. Задача – извлечь из нее интересный результат, используя интеллектуальные способности. – Одна скульптура сколько времени съедает? – Месяцы. Это не карандашом нарисовать – стер, поправил. Тут не исправишь, только размеры можно увеличить, если неправильно сделал. Мастер надевает защитную маску, щелкает – включается сварочный аргоновый аппарат. В воздухе появляется запах озона. К атомному взрыву медленно добавляются новые капельки. Да, кропотливая работа. Неповторимы в каждое мгновение Дома у мастера целая коллекция скульптур. Живет Оразбек в “хрущевке” на улице Московской. В квартире довольно скромно и очень уютно. Обязательные атрибуты интерьера любого норильчанина – компьютер и огромный плоский телевизор – имеются. В спальне есть такой же, чуть поменьше, его Оразбеку Боранбаеву вручили на последнем Дне металлурга как победителю фестиваля “Корпорация звезд” в номинации “Декоративно-прикладное творчество”. На столике переливаются, как северное сияние, два десятка титановых скульптур, в том числе двенадцать фигур восточного календаря, несколько знаков зодиака, мифический грифон и даже посуда из титана (ее Оразбек сделал в самом начале своих творческих изысканий). – Каждая фигура неповторима и индивидуальна, ее продублировать нельзя, это как отпечатки человеческих пальцев. А цвет повторить тем более невозможно, он зависит от степени окисления воздуха, температуры. Они по-разному отражают дневной и электрический свет, на солнце переливаются, – показывая экспонаты своей коллекции, рассказывает Оразбек. Свое творчество автор до получения патента не афишировал: – Два года бился за него, специалисты из отдела интеллектуальной собственности комбината мне помогали. Патент №2423243 на объемную скульптуру, стоящий за коллекцией, свидетельствует, что ноу-хау Оразбека Боранбаева зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 10 июня 2011 года. Документ подписан руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Теперь и свой сайт можно делать, говорит Оразбек. Друзья уже приступили к его созданию. Там будут представлены все титановые фигурки электрогазосварщика с “Ангидрита”. В планах мастера создание новых скульптур. |
0 | Твитнуть |