Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
По индивидуальному плану
ОБРАЗОВАНИЕ
13 апреля 2011 года, 14:06
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
“Заполярный вестник” продолжает разговор о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Что в связи с этим ждет старшеклассников, читатели узнают из интервью с Ириной СУБОЧЕВОЙ, начальником отдела общего образования управления общего и дошкольного образования Норильска.
– Ирина Николаевна, почему возникла необходимость преобразования?
– То, что сегодняшнее образование не успевает за современными социально-экономическими изменениями, ни для кого не секрет. Если посмотрим на данные, предоставленные международным исследованием PISA, то увидим, что Россия занимает, к сожалению, далеко не первые места. Наши сегодняшние выпускники не отвечают современному ритму жизни. А новые стандарты как раз направлены на то, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, чтобы наши ребята получали не просто репродуктивные знания, а умели их использовать и реализовывали тот творческий потенциал, который есть у каждого.
До девятого класса у школьников формируются основные базовые знания, и обучение в 10–11-х классах должно быть направлено на возможность получения такого образования, которое позволит потом обучаться по выбранной специальности.
 
Три обязательных предмета
– Может ли ребенок после девятого класса сделать сознательный выбор своей будущей специальности?
– Этот вопрос крайне удивителен, потому что и сегодня система профильного обучения, которую мы реализуем, предполагает свободный обоснованный выбор ребенком предметов учебного плана. Как это происходит? Или я иду в учебное заведение, которое мне предлагает жесткий профиль, например лингвистический, – то есть уже выбранные за меня предметы, или я формирую свой индивидуальный учебный план. Куда входят все обязательные предметы в количестве отведенных стандартом часов, а из предметов по выбору я выбираю те, которые мне необходимы. Например, в ряде профилей не изучается химия, биология, физика, а изучается естествознание. Можно также отказаться от географии, МХК, технологии, информатики.
– Все ли школьники имеют возможность формировать индивидуальный учебный план?
– У нас по такой системе уже много лет работает гимназия №11, а также лицей №1, школа №38. Также реализуется система, когда ребенок, обучаясь в одной школе, ходит для углубленного изучения отдельных предметов в другую школу. Для этого оформляются договорные отношения между двумя учебными учреждениями. К сожалению, не все школы имеют такую возможность из-за недостаточного количества классов в одной параллели. Думаю, что с внедрением новых стандартов все станет проще.
– Что будет представлять собой школьная программа старшеклассника по ФГОС?
– По новым стандартам учебный план учащегося 10–11-х классов будет состоять из трех обязательных предметов – это Россия в мире, физкультура и ОБЖ, а также индивидуального проекта. Кроме того, предполагается, что в обязательном порядке из пяти образовательных областей, указанных в проекте ФГОС, старшеклассник выберет для изучения к указанным выше предметам еще пять или шесть. Вопрос только будет состоять в том, на каком уровне он хочет их изучать – на базовом, профильном или интегрированном. Мы видим способ формирования учебного плана, который позволит нашим учащимся не быть перегруженными.
Еще один вопрос – соответствует ли преподаваемый сегодня материал психологическому развитию школьников? Разработчики постарались учесть возрастные, психологические особенности современных детей и их интересы.
– То есть знаний будет даваться меньше?
– Это не так. Нужно понимать, что содержание сегодняшних учебников устарело и требует изменений. Необходимо больше внимания уделить возможности использовать полученные знания в жизни, на практике. Ведь темы по многим предметам пересекаются. И почему ребенку с гуманитарным мышлением не изучать физику в большей степени с точки зрения практического применения в жизни. Это же абсолютно нормально для современного человека. Если у родителей, которые говорят, что знаний будет дано слишком мало, спросить: а что они сегодня используют в жизни из того большого перечня знаний по химии, физике и другим предметам? Это ли не показатель того, что содержание предметов должно быть пересмотрено?
– Ирина Николаевна, какие минусы в сегодняшней системе образования?
– В нашем обществе сложилось мнение, что хорошее образование – это когда есть все и много. Но дали бы возможность высказаться старшеклассникам. Ведь дети перегружены уроками, они физически не успевают выучить все. А те, кто успевает, чаще всего страдают так называемым “синдромом отличника” и в итоге расплачиваются здоровьем. Как показывает практика, те школьники, которые помимо уроков посещают спортивные секции, учреждения культуры, активны в общественной жизни, впоследствии легче адаптируются во взрослой жизни, более коммуникабельны и, как правило, более успешны.
– Чтобы воспитывать успешных людей, сами педагоги должны быть успешными.
– Безусловно, необходимо абсолютно новое качество преподавания. Поэтому сегодня мы так много внимания уделяем повышению квалификации педагогов. Помимо того, мы рассчитываем в скором времени получить новые кадры – выпускников педагогических вузов, где также идет кардинальная перестройка с учетом новых стандартов.
 
Ваше право выбрать право
– Многие родители опасаются, что новые стандарты ведут к безграмотности.

– После внесения изменений в программу в ней прописано, что ребенок должен в обязательном порядке выбрать или русский язык и литературу, или интегрированный курс “Русская словесность”. Сейчас мы с вами не видим содержания учебников по интегрированным предметам, так почему же считаем, что изучения “Русской словесности” будет недостаточно? Планируется, что стандарты помогут распределить нагрузку обучающихся по их потребностям, по силам. Если юноша или девушка собираются в науку – пожалуйста, пусть выбирают на профильном уровне необходимые предметы, занимаются научно-исследовательской деятельностью, ведут в этом направлении и свой индивидуальный проект. А если старшеклассник мечтает заниматься искусством, он углубится в такой предмет по выбору, как мировая художественная культура, займется индивидуальным проектом, что поможет развиваться в интересующем молодого человека направлении.
– Сможет ли ученик совсем отказаться от не нужных ему предметов?
– По тому документу, который существует сегодня, полностью исключить какой-то предмет нельзя. Можно лишь облегчить себе задачу, выбрав интегрированный курс. Русскую словесность вместо русского языка и литературы, интегрированный курс вместо информатики и математики, обществознание вместо истории, географии, экономики и права, естествознание вместо физики, химии, биологии и экологии. Для составления своего учебного плана юноша или девушка обязаны выбрать один-два предмета из каждой обязательной предметной области. Проще говоря, если я гуманитарий, то это не значит, что я могу вообще не изучать математику, но я могу выбрать интегрированный курс.
– Можно ли выбрать предметы, не вошедшие ни в одну из обозначенных областей, например психологию?
– Смотрите, какие особенности обозначены в данном проекте: минимальный объем – 30 учебных часов в неделю, а максимальный – 36. То есть после того, как мы сформировали учебный план, остается возможность выбора еще шести часов дополнительных предметов за счет так называемого школьного компонента. И вот сюда могут войти предметы, в которых будет потребность у школьников. Это могут быть астрономия, психология, экономика, право, МХК. То есть у ребенка будет дополнительный выбор того предмета, который ему необходим.
– Новые стандарты предполагают повышенную ответственность со стороны родителей?
– Если брать Закон “Об образовании в РФ”, то и сегодня ответственность за ребенка прописана как у родителей, так и у школы. Но многие мамы и папы почему-то любят перекладывать свою ответственность на плечи педагогов. Это менталитет, который сложился годами и который нужно менять. Ведь чем больше родители будут проявлять участия к судьбе ребенка, тем меньше у них будет сомнений и вопросов, тем лучше они поймут, как происходит образовательный процесс. А сейчас часто случается, что родители хотят для ребенка одного, он хочет другого, а его возможности не совпадают ни с первым, ни со вторым. В итоге молодой человек поступает в вуз по указке родителей, получает диплом, работает и не может состояться как профессионал, потому что у него не лежит душа к этой профессии.
 
Не важный – архиважный
– Ирина Николаевна, школа станет платной?

– Я не понимаю, откуда эти опасения. Платные образовательные услуги существуют и сегодня. Но то, что указано в учебном плане, является бесплатным. Скорее наоборот – ребенок, желающий глубже изучать предмет, сможет выбрать больше часов того же английского, который ему нужен, или биологии. И ему не придется ходить к репетитору. В принципе, и сейчас у старшеклассников есть такая возможность – профильный или углубленный уровень изучения предмета…
– Вам не кажется, что ОБЖ – тот предмет, который не интересен сегодняшним школьникам.
– ОБЖ на сегодняшний день входит в число обязательных предметов, ему уделяется большое внимание, и это правильно. Потому что человек должен понимать, что такое техника безопасности, как помочь себе и другим в экстремальных ситуациях. Однако я понимаю ваш вопрос и соглашусь с вашей формулировкой лишь в том, что содержание учебников по ОБЖ, как и по другим предметам, необходимо менять. Что, мы надеемся, и будет сделано с внедрением ФГОС. И что у школьников изменится отношение к ОБЖ. Ведь это не просто важный предмет, он архиважный. Скажите, как много сегодня взрослых умеют правильно делать искусственное дыхание, могут постоять за себя, знают, как себя вести в экстремальных ситуациях?!
– На что делается акцент в новой программе?
– В федеральных стандартах много внимания уделено патриотическому воспитанию. Я думаю, что современный грамотный человек должен знать историю своей родины, любить ее и гордиться ею. Понимая, какие у страны есть заслуги и внутри, и в мировом контексте. Все это заложено в предмете “Россия в мире”. И мне непонятно, почему такой негатив к этому курсу.
Очень интересной формой работы будет индивидуальный проект. В вузах очень много проектной деятельности, но не все первокурсники могут сразу включиться в этот процесс. Потому что не у всех есть такие навыки. А в данном случае проектная деятельность станет для старшеклассников обязательной.
– Новые стандарты именно для них вызвали наибольшее количество вопросов и разногласий…
– Но надо понимать, что на сегодняшний день ФГОС – это больше стратегический документ. И, несмотря на то что 15 февраля завершилось первое масштабное обсуждение новых стандартов, это не значит, что все уже решено. Данный документ будет дорабатываться до тех пор, пока не сможет удовлетворить все стороны образовательного сообщества: педагогов, родителей и детей. Но многие из тех, кто сегодня полностью отвергает новые стандарты, не хотят смотреть глубже, не вникают в документы.
– У меня сложилось впечатление, что переход к новым стандартам не будет для Норильска чем-то совершенно новым.
– Это верно. Уже сегодня многие школьники работают по индивидуальным планам, в Норильске большое внимание уделяется профильному обучению, патриотическому воспитанию, толерантности.
Внедрение ФГОС для старшеклассников – это отдаленная перспектива, но это не значит, что сегодня у нас не ведется никакой работы. В последнее время в старшей школе было достаточно много нововведений, в том числе – профильное обучение. Но вести преобразование только старшей школы неэффективно. Должна быть определенная стратегическая линия от первого класса до одиннадцатого.
До новых стандартов в старшей школе еще далеко
0

Читайте также в этом номере:

С крышей все в порядке (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Шаг вперед (Валентина ВАЧАЕВА)
Перспективный выбор (Ален БУРНАШЕВ)
Безопасное колесо (Бриллиант КАЗУМОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск