Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Многоликая Настя
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
24 мая 2010 года, 11:55
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Четверокласснице норильской гимназии №4 Насте Карпеевой 11 лет. По результатам участия в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» девочка уже в прошлом году вошла в число ста самых результативных учащихся страны. Она неизменно побеждает в ежегодном городском конкурсе чтецов, прекрасно рисует, занимается музыкой и танцами. А недавно в «Антологии детской поэзии и прозы», выпущенной красноярским издательством «Буква С», были опубликованы сказки Насти и ее младшей сестры Ани.
В гостях у Карпеевых я все-таки не удержалась от вопроса: откуда берутся неординарные дети? Что играет определяющую роль: гены, воспитание, окружающая среда?
– Наверное, в первую очередь гены, – высказывает предположение Настина бабушка, Татьяна Ивановна. – Родители у меня жили в деревне, но… Мама была очень творческий человек. Что бы ни делала, за что бы ни бралась – все у нее получалось лучше всех. Как красиво она вышивала! И папа был золотые руки. Мог что угодно – построить дом, сложить печь, подшить обувь… Сама я с детства писала стихи, рисовала картины и увлекалась игрой на фортепиано. Поступала даже в музыкальное училище, правда, доучиться не довелось…
Работами Татьяны Ивановны увешаны все стены в зале их небольшой квартиры – изумительные северные пейзажи. Под ними – рисунки Настиной сестры, шестилетней Анечки. Удивительно. В этой семье считают: все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, – развивает его интеллект и творческие задатки.
– У нас детям позволено все, – присоединяется к разговору Настина мама, Софья. – Пластилин с картинкой прилепили на новые обои – ну и ладно, не беда. Акцентируем внимание на другом: какой красивый рисунок получился у дочери! И как быстро она это сделала! За секунду! Я так не смогу…
 
Разговаривала… сама с собой
Это сейчас ни для кого не открытие. Многие книги посвящены тому, как развивать ребенка еще в утробе матери. А тогда, двенадцать лет назад, на беременную студентку, ходившую по питерским улочкам и разговаривавшую «сама с собой», прохожие смотрели с недоумением. Софья рассказывала будущему ребенку все: почему идет дождь, какая это улица, историю собора Казанской Божьей Матери, кто их родственники, почему нужно до появления Насти на свет успеть вернуться в Норильск… Карпеевы уверены: именно по этой причине девочка с малолетства очень общительная и не по возрасту развитая.
– Первые слова она начала произносить в полгода, а уже в год говорила предложениями, – вспоминает бабушка. – На материке ее в два с половиной года охотно принимали в компанию девочки лет десяти. Мы с удивлением наблюдали, как она, кроха, учит их играм, которые мы разучивали с ней дома…
Дома постоянно читали вслух. Каждый вечер в руках мамы, бабушки или дедушки Владимира Александровича, души не чаявшего во внучке, появлялась книга… У Карпеевых всю жизнь была большая библиотека. А энциклопедий, как они шутят, вообще тонны… Что касается обучения чтению самой Насти – с этим вопросом решили не торопиться. Всему свое время. Читать ребенок научится в школе. Другое дело – развитие мелкой моторики.
В год Настя начала рисовать, лепить из пластилина, глины, теста… Близкие поражались – девочка хорошо делала это обеими руками! До школы они даже затруднялись сказать, кто она – левша или правша. Пишет сейчас Настя, как и все, правой рукой. Подбирает произведения на фортепиано – левой.
 
В четыре года – на танцы
Ученые уже обратили внимание на этот факт: в последние годы правополушарных людей (мы называем их левшами) рождается все больше. А ведь давно известно, что у правополушарных людей другое восприятие мира, даже другие поведенческие реакции. Они воспринимают мир посредством чувств и эмоций, а не логики, как левополушарные (правши). Чтобы понять что-либо, им нужно подключать арсенал искусства: музыку, лепку, рисование, театр.
В четыре года Настю отдали на танцы… Преподавательницу Веру Константиновну Прикладову, человека с необыкновенной энергетикой, Карпеевы с благодарностью вспоминают до сих пор. И мама, и бабушка уверены: именно она привила Насте чувство ритма и любовь к танцам. Она же и посоветовала им спустя время отдать способную ученицу на хореографическое отделение в школу искусств. Девочке необходимо изучать классический и прикладной танец, сценическое мастерство, заниматься ритмикой, гимнастикой… В ней чувствуется большой потенциал.
Сейчас Настя продолжает занятия в Кайерканской детской школе искусств. Ездит туда шесть дней в неделю. Вместе с другими воспитанницами Ольги Поселкиной Настя завоевала первые места на недавнем общегородском конкурсе творческих коллективов «Подснежник-2010». Девочка показывает грамоты и вздыхает: могли бы даже завоевать Гран-при, но… Сказалась малочисленность коллектива, из-за чего не все элементы сложного танца девочкам удалось выполнить хорошо.
 
Вместо Интернета – книги
В первом классе Настя впервые приняла участие во  Всероссийской олимпиаде. Хотя первый блин получился комом… Никто тогда не знал, как правильно оформлять ответы, как их высылать. В итоге работа, отправленная по Интернету Настей и ее близкими,  не дошла до адресата в срок.  Зато на следующий год появился результат… Карпеевы раскрывают секрет успеха, демонстрируя внушительную папку Настиных сертификатов.
– Вместо одного-двух листов работы внучки могут занимать и пятьдесят, и сто листов, – объясняет бабушка. – Ответы максимально развернутые. Сюда же мы обычно вкладываем рисунки и сказки Насти. Подготовка к олимпиаде занимает очень много времени… Мы приходим в библиотеку, обкладываемся горой книг… Благо сейчас Настя уже сама умеет работать со словарями и справочниками.
– Находить ответы в Интернете мне неинтересно! – признается четвероклассница. – Я однажды туда заглянула – сразу вирусы пошли… – смеется она. – Книги намного лучше!
– Последний раз мы по литературе набрали 990 баллов, – продолжает Татьяна Ивановна. – А до этого были работы, по которым она набирала более 2000 баллов…
И бабушка, и мама уверены: олимпиады многое дают ребенку – грамотность, умение правильно изложить мысли, эрудицию в конце концов… К тому же это возможность объективно и беспристрастно оценить уровень ребенка.
 
«Мне все интересно!»
– В музыкальной школе я выбрала специальность «хор», – добавляет в общую копилку моих впечатлений Настя.  
Круглая отличница в школе, она еще находит время, чтобы учиться играть на фортепиано! Пока я рассматриваю удивительные Настины рисунки, альманах и книгу с ее стихами, рассказами и сказками (когда есть время, она посещает изобразительную студию «Маугли» и клуб «Водолей»), девочка садится за инструмент. Из-под ее пальцев льется джазовая музыка… Джаз, так же как и вальс, и веселые, шуточные миниатюры, нравится Насте больше всего. Еще ей очень нравится театр. Она признается, что даже мечтает стать когда-нибудь актрисой. Увы, театральную студию из-за нехватки времени пришлось бросить…
Я решаюсь задать девочке давно мучающий меня вопрос:
– Не тяжело тебе с такой нагрузкой?  
– Бывает, – соглашается Настя. – Но, с другой стороны, это же все интересно! Я прихожу на музыку – и у меня уже настроение другое, прихожу на танцы – вообще забываю обо всем.
Глядя на светящиеся Настины глаза, я вспомнила книгу известного японского автора Масару Ибука «После трех уже поздно». «Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста… Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире…»
Настя, решившая прочитать мне стихотворение, написанное ею в шесть лет, буквально излучает эту радость.
«Я закрою глазки, солнышко увижу. Маму, бабу, Аню и вас я приглашу. Полетим мы в сказку, где растут желанья, мир, в котором счастье, радость и покой. Нарисую солнце, облака надежды, травку и цветочки, мир большой любви! Чтобы в каждом доме распустилось солнце, теплотой согрело и сбылись мечты…»
Настя с младшей сестренкой Аней обожают своих шиншилл
0

Читайте также в этом номере:

Детсадовцев станет больше (Екатерина СТЕПАНОВА)
Реформа отвечает содержанию (Александр СЕМЧЕНКОВ)
НИИчего себе студенты! (Юлия КОСТИКОВА)
Таких теперь уж не встречаешь (Наталья БОЯРЧУК, американская норильчанка)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск