Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Мне есть что сказать со сцены”
Театр крупным планом
8 апреля 2011 года, 12:55
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Театральные критики из Москвы, отбиравшие спектакли на краевой фестиваль, обратили внимание на сбалансированность труппы Норильского Заполярного, отметив красоту и талант ее женского состава. О Варваре Бабаянц, которую гости увидели в “Шикарной свадьбе” и “Замке в Швеции”, председатель жюри Александра Розанова сказала, что это “очень красивая, яркая и, видимо, умная актриса”. Ее коллега Александр Иняхин добавил в шутку, что в таких случаях говорят “неприлично красивая”. С Варварой Бабаянц “ЗВ” встретился  после очень красивого спектакля “Замок в Швеции”.
Франсуаза Саган в афишах Норильского Заполярного до 2010 года не значилась. Зимнюю сказку для взрослых норильчан поставил приглашенный режиссер Максим Кальсин. Он же выбрал на роль главной героини Варвару Бабаянц, по-новому раскрыв  ее актерский потенциал. Актриса и прежде играла красавиц, но не таких загадочных, утонченных и непредсказуемых.
– Несмотря на то что спектакль “Замок в Швеции” некоторые мои коллеги, зрители и критики оценили по-разному, мне нравится и сам спектакль, и моя роль. Думаю, что я еще не до конца постигла всю сложность характера своей героини. Она от скуки играет мужчинами, одного толкая на преступление, а другого – на смерть. При этом она любит одного, а терзает другого. Непостоянная, непредсказуемая стерва… В общем, настоящая женщина, которая кружит мужчинам головы. Разве я могу не любить такую роль?
На одном из первых спектаклей мне вместе с цветами преподнесли мое изображение на фоне замка со стихами на обороте. Я чуть не расплакалась, так было приятно и тепло. Пробивают мою броню такие подарки. И себя перестаешь есть поедом – к несчастью, я большая самоедка. Такие знаки внимания заставляют вновь поверить в себя и двигаться дальше, ведь порой хочется все бросить и поискать себя в чем-то другом.
Бабаянц признается, что любит полный зрительный зал и не понимает, как можно уйти из театра в середине действия. Когда этого не случается,  актриса после спектакля спит спокойно, а не занимается, по ее выражению, самоедством.
 
Все начиналось с “кустиков”
Выпускницу театрального факультета Красноярского института искусств  приглашали и в Самарскую драму, но она вместе с мужем-сокурсником выбрала Норильск и не жалеет об этом, хотя начинать пришлось с маленьких ролюшек типа “кустиков”. Главные роли в репертуаре молодой актрисы появились только в конце второго сезона. До сих пор с удовольствием вспоминает она одну из первых больших ролей в спектакле “Деревья умирают стоя” Касона в постановке Анатолия Кошелева.
– Это было уже после “Забыть Герострата”, моей первой главной роли, запомнившейся мне мучительными репетициями.
Из-за пожара мы работали в ГЦК на малой сцене. Мне надо было играть в окружении таких партнеров, как Ребрий, Сорокин, и на тот момент меня это очень зажимало. Отпустило только на премьере. Александр Маркович Зыков после спектакля даже удивился: “И откуда у тебя это взялось?..” А я знала, что на спектакле меня никто не прервет, не ткнет пальцем, что я что-то делаю не так…
Из того, что не первый год идет на сцене, очень дорожу ролью Женьки в  спектакле по купринской “Яме”. Когда читала пьесу, еще до распределения, я видела себя в этой роли, но мне досталась Сонька. Конечно, в этой пьесе все роли – подарки для актрис, но так хотелось сыграть Женьку. И роль пришла ко мне, как это часто бывает, неожиданно – с отъездом на материк Ксении Шабалиной.
Во “Вдовьем пароходе” Бабаянц досталась роль стареющей певицы. Художника спектакля смутил возраст актрисы, и он придумал старящий ее парик, который, в свою очередь, не понравился столичным  критикам. Парик поменяли, но появился повод для очередного “самоедства”, хотя свою героиню Варвара Бабаянц понимает и даже  разделяет ее установку на сопротивление обстоятельствам. Да и драматизма, не увиденного в этой роли критиками, по мнению  актрисы и зрителей, достаточно. И проявлен он в этой роли ровно на столько, сколько нужно для создания общей истории. Так считает и режиссер спектакля Анатолий Кошелев.
Особую любовь Варвара Бабаянц испытывает к сказкам. Это и роль мачехи в “Золушке”, и дочка в “Двенадцати месяцах” в постановке Тимура Файрузова.
– Для меня большое счастье играть для детей. Особенно когда предлагаемые роли выразительные, сочные. Мне кажется, что и мастерство актера особенно ярко проявляется в сказке, как правило, способствуя его росту.
Постановщик практически всех сказочных спектаклей последнего времени Тимур Файрузов, отмеченный на последней “Театральной весне” за лучший режиссерский дебют, для жены – авторитет с институтских времен. Еще студентом актерского факультета Тимур часто ставил отрывки на своих однокурсников. Хотя неотразимые голубые глаза Тимура Варя заметила еще при поступлении в институт. выяснив, что он женат, долгое время поддерживала с будущим мужем только дружеские отношения. Но, видимо, от судьбы действительно не уйдешь, и очень скоро Тимур расставил все точки над i.  Вместе они приехали в Норильск в 2000 году, их дочери Кристине идет одиннадцатый год. Когда Тимур  поступил на режиссерский факультет Театральной академии им. Щукина, жена его всячески поддерживала.
 
Заслужила
За десять лет в Норильске Варвара Бабаянц из актрисы второго плана стала примой. В этом сезоне у нее главные роли в премьерах – “Шикарной свадьбе”, “Замке в Швеции” – и ввод в “Мистификаторе”. Когда в начале года встал вопрос о том, что актрисе нужна операция, она долго не могла выбрать время, так как театру нужно было вносить изменения в репертуарные афиши.
Варвара признается, что дома после операции много думала о том, стоило ли вообще становиться актрисой, может, следовало выбрать другую профессию, такую, которая не съедает столько сил и времени и позволяет быть хорошей мамой и женой.
Не обделенная родительским вниманием Кристина иногда все же жалуется на вечную занятость родителей и просит маму хотя бы просто полежать с ней. И тогда вновь пробуждаются угрызения совести. А еще обычные домашние дела. Варвара Бабаянц считает, что ей повезло с мужем, главным помощником по жизни.
– Конечно, приходится несколько раз напомнить и про мусорное ведро, и про пылесос, но это не принципиально. Главное мое везение в том, что Тимур – благородный человек. Во всем.
Еще в детстве Варя Бабаянц решила, что будет актрисой. Когда после известных событий семья перебралась из Душанбе в Красноярский край, девочка училась в 5-м классе. В поселке Дубинино был замечательный танцевальный коллектив “Сударушка”, руководитель которого пригласил на занятия пластичную школьницу, что впоследствии не раз сослужило ей хорошую службу. И сегодня в периоды крайней усталости или хандры она говорит мужу, что ей надо потанцевать, и отправляется в клуб. Ничего, что и там она как на сцене: музыка, движение  и восторженные взгляды поклонников быстро приводят уставший организм в тонус. Когда проходит хандра, Варя согласна признать, что все, что она имеет сегодня, она заслужила. И главные роли, и умницу дочь, и благородного, талантливого мужа, и благодарного зрителя.
– У меня есть любимая профессия. Мне нравится мой театр. Здесь все рядом и не надо проводить полжизни в дороге. Даже при нашей полной с мужем занятости в театре у нас все же остается время для ребенка. Она у меня слегка картавит, а я все не решусь пойти с ней к логопеду. Мне нравится эта картавость. Я даже использовала ее в работе над ролью во “Вдовьем пароходе”. В пьесе Ада картавит, но Анатолий Леонидович Кошелев решил, что в спектакле это делать не обязательно. Я настояла. Убеждена, что роль от этого только выиграла.
Актриса знает, что если ей доверили роль, то надо с ней справиться. Даже если поначалу страшновато, как это было с Шарлотой Ивановной в “Вишневом саде”. Роль хоть и второго плана, но очень важная, именно она отражает будущее хозяйки вишневого сада. Напомним, что Шарлота Ивановна в исполнении Варвары Бабаянц была названа лучшей из работ второго плана все на том же краевом театральном фестивале два года назад.
– Жаль, когда из афиши исчезают такие спектакли, а на их место нет адекватной замены. За десять лет в Норильске изменился зрительный зал и вместе с ним – репертуар театра. Кроме комедий, которых требует сегодняшний зритель, мне хочется погружения в  более серьезную драматургию. Я думаю, что мне есть что еще сказать со сцены.
На репетициях актриса всегда остается прилежной ученицей
Одна из первых ролей в моэмовской “Пенелопе” в постановке Анатолия Кошелева 2004 года
0

Читайте также в этом номере:

Папина дочка (Юлия КОСТИКОВА)
И город в серебре (Лариса ФЕДИШИНА)
Турнир запомнится напором (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Поговорили по-свойски (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск