Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Место, где смотрят
Театральный хронограф
25 марта 2011 года, 14:06
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Март – театральный месяц. В марте во всем мире празднуют День театра, а многие артисты еще и свои дни рождения.
Признание
8 марта 1939 года родился Валерий Оника. Труппу Норильского Заполярного самый интеллигентный актерский и семейный дуэт (Валерий Оника и Алевтина Александрова) пополнил в год, когда на Ленинском проспекте только началось строительство нового здания театра, 1983-й.
За 28 норильских лет Валерий Оника переиграл множество самых разных ролей и в комедиях, и в трагедиях, и о каждой из них можно было бы говорить отдельно, проходных ролей у артиста просто не бывает… Два десятилетия назад, в год празднования 60-летия Норильского Заполярного, он получил звание заслуженного артиста России.
Четвертьвековой юбилей на сцене самого северного театра Валерий Оника отметил постановкой арбузовской “Старомодной комедии”. В спектакле на двоих режиссер-дебютант играет в паре с Алевтиной Александровой. Творческий проект артиста, тепло принятый норильской публикой, удостоился признания и профессионалов. Норильчане получили специальный диплом председателя жюри “За лучший актерский дуэт” на фестивале “Ново-Сибирский транзит –2010” и спецприз “Театральной весны – 2010” – “За верность и многолетнее служение сцене”. Прошлый триумфальный для мастера год завершился победой еще в одном конкурсе – городском “Признании-2010”.
Завтра в афише Норильского Заполярного – “Старомодная комедия”.
 
Сто норильских жизней
18 марта 1941 года родился Юрий Гребень. Как пишут омские СМИ, актер Омского государственного драматического театра “Галерка”, народный артист России Юрий Гребень относится к тем уникальным артистам, участие которых в спектакле изначально гарантирует постановке большой зрительский интерес. В “Галерке” за 15 лет работы Гребень, в частности, создал целую галерею вампиловских героев, а в Норильске за 24 года переиграл всех героев всех времен и народов. Кто-то подсчитал, что это сто ролей, то есть сто жизней.
В Норильском Заполярном с именем Гребня связана золотая эпоха театра, триумфальные столичные гастроли конца 1970-х, когда на сцене Ленкома шли спектакли тех же драматургов, что и у ее хозяев. В “Синих конях на красной траве” норильский премьер сыграл роль Ленина не хуже Янковского. А за “Трех сестер” в постановке Белявского с Гребнем в роли Прозорова театр удостоился отдельного диплома Министерства культуры России, что по тем временам выглядело очень солидно.
 
Русский “крестоносец”
22 марта 1915 года родился Георгий Жженов. Ссыльный артист Заполярного театра драмы в Норильске в 1949–1954 годах в одном из интервью сказал, что не считает годы, проведенные в лагерях и ссылках, отнятыми у него без остатка. Именно в эти годы он уяснил для себя, что главное для человека – свобода, но она – состояние духа, а не тела.
В театре на Нулевом пикете артист Георгий Жженов работал, по его словам, много активнее, чем в последнем своем театре, имени Моссовета, по 12 ролей за сезон: “Одну начал играть, а уж репетирую следующую… В кинематографе это сослужило мне добрую службу”. Добавим, и принесло всенародную любовь. В эти дни один из телевизионных каналов показывает эпопею про “Резидента”. Первый фильм трилогии был снят еще в 1968 году, но образ, созданный Жженовым, и сегодня не потерял своего обаяния. Народный артист СССР Георгий Жженов прожил долгую жизнь – его не стало в конце 2005-го. Незадолго до смерти он успел сняться в биографической трилогии “Русский крест” и даже приезжал для съемок в Норильск. У гроба артиста министр культуры Михаил Швыдкой сказал, что “Русский крест” – правильное название для фильма о Жженове: “Он всю жизнь нес свой русский крест”.
 
Театр в театре
27 марта 1961 года установлен Международный день театра, отмечаемый во всем мире уже полвека. Как известно, слово “театр” в переводе с древнегреческого означает “место, где смотрят”. Такое место в Норильске появилось за два десятилетия до профессионального праздника мастеров сцены.
Как правило, в свой день театры подводят итоги прошедшего сезона и представляют на суд зрителей новые работы. Например, в 1994 году 27 марта на сцене норильской драмы прошла премьера “Кина IV”, с которой началась целая эпоха горинского театра, в котором смешного и горького одновременно столько, сколько и в жизни… Через два года была “Чума на оба ваши дома”, получившая на “Театральной весне – 1997” пять высших наград. Далее – “Королевские игры”, “Забыть Герострата!”, “Шут Балакирев”.
На драматургии Григория Горина (и, конечно, Юлия Кима) окончательно сложилась талантливая постановочная команда художественного руководителя театра Александра Зыкова, в которую входили художник Михаил Мокров и балетмейстер Николай Реутов, а после прихода в театр – заведующий музыкальной частью Андрей Федоськин.
 
Инопланетянин
28 марта 1925 года родился гений русской сцены Иннокентий Смоктуновский, прошедший проверку на прочность не только войной и пленом, но и Норильском. По доброй воле.
На афише Второго Заполярного театра драмы и музыкальной комедии в Норильске фамилия артиста появилась в 1946 году. Причем в измененном виде, да еще с опечаткой. По версии Иннокентия Михайловича, директор театра предложил ему поменять настоящую фамилию Смоктунович на Смоктуновский, а в типографии ее набрали как “СмоТКуновский”…
В конце первого же сезона молодой артист был отмечен благодарностью с занесением в личное дело и выдачей почетной грамоты “За большую работу по художественному обслуживанию предприятий комбината”. За год он сыграл шесть ролей в премьерных спектаклях: “Чужой ребенок” Шкваркина (Костя), “Машенька” Афиногенова (Виктор), “Старые друзья” Малюгина (Семен), “В окнах горит свет” Аграновича (инженер Вилков), “Доходное место” Островского (Мыкин) и “Последние” Горького (Петр). Репертуар, между прочим, не хуже, чем в центральных театрах в то же самое время.
В начале третьего сезона артист ушел из театра и устроился на работу в мерзлотную станцию, где продержался всего две недели. Окончательно уволился Смоктуновский из Норильского театра весной 1951-го. Известно, что он делал попытку устроиться в театр Ленинского комсомола, но безуспешно. Повезло артисту в Ленинграде. На вершину театрального олимпа будущего народного артиста вознес товстоноговский “Идиот” 1957 года. Потом будет Гамлет в фильме Козинцева (и Ленинская премия) и много других фильмов и… театров. Спокойствие великий актер найдет, по свидетельству театрального критика Анастасии Ефремовой, во МХАТе: “Здесь он был обожаем, уважаем, обласкан. Ему уже ничего не надо было доказывать. Хотя до конца своих дней он оставался для окружающих таким… инопланетянином”.
Юрий Гребень и норильчане на гастролях “Галерки” в Москве летом 2010 г.
Георгий Жженов после 1954-го дважды бывал в Норильске
Музыкальная комедия “Сказка Арденнского леса” была поставлена А.Зыковым специально к Дню театра. Премьера состоялась 27 марта 2000 г.
Снимок норильского периода, сделанный в 1949 г.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск