Коллекция космического масштаба
ВЫСТАВКИ
15 декабря 2016 года, 14:43 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Международный день художника в Норильске впервые отметили 8 декабря. Открытие юбилейной выставки живописи и графики Андрея Поздеева из фондов Норильской художественной галереи собрало на Талнахской, 78, немало мастеров и почитателей изобразительного искусства.
Выставку первым посетителям представила Наталья Федянина. Директор музейно-выставочного комплекса, объединившего с недавнего времени галерею и городской музей, сказала, что норильской экспозицией завершается празднование 90-летия со дня рождения Андрея Поздеева в Красноярском крае: – Он был неординарным человеком и одержимым художником, для которого не существовало в искусстве никаких запретов. Мастер оставил творческое наследие космического масштаба, и мы можем гордиться тем, что сегодня выставляем такую коллекцию. Цветы и дети Впервые выставка работ теперь уже всемирно известного художника экспонировалась в этих стенах в мае 1982 года и осталась в фондах галереи. Правда, до последнего времени выставлялась коллекция фрагментарно. В год 90-летия сибирского Матисса, как называли Поздеева при жизни, десять холстов побывали на его юбилейной выставке в Красноярском художественном музее им. Сурикова, в том числе известный автопортрет 1976 года. Эту работу норильчане видели чаще других на ежегодных поздеевских выставках-конкурсах. Графика – ленинградские, красноярские городские пейзажи, больничный цикл, портреты, знаменитый “Пир шутов”, версия которого хранится в Третьяковке, – практически не покидала запасники. Как сказала одна из поклонниц творчества художника Анастасия Яшина, которой в 1982-м было всего 4 года, она никогда еще не видела в галерее всего Поздеева и ей хочется, чтобы эта экспозиция стала постоянной. Известно, что Андрей Поздеев включен в международный рейтинг мастеров ХVIII – XXI веков, формирующих мировое художественное наследие, и постоянная экспозиция его работ в Норильске, безусловно, добавила бы северному городу харизматичности. Заместитель директора музейно-выставочного комплекса Василий Мороз сказал, что норильская коллекция работ художника входит в пятерку лучших в стране. Впервые с его творчеством Мороз познакомился во время экскурсий в галерею, куда часто приводили воспитанников художественной школы. С того времени ему запомнилась серия Калтатских пейзажей, написанных маслом на грунтованном картоне. – Это готовое учебное пособие, по которому можно учить детей живописи. То, что дети любят и понимают живопись Андрея Поздеева, подтвердила преподаватель ДХШ Наталия Мороз. В один день с вернисажем в галерее открылась выставка “Цветы Поздеева”, посвященная юбилею художника и Норильской детской художественной школы. Преподаватель рассказала, что цветы в манере Поздеева писали дети до 10 лет: – Причем задание восприняли без лишних вопросов и справились на ура. Выставка получилась красочно-праздничной. Несчастным не был Об особой энергии, которую излучают работы художника, говорили практически все посетители вернисажа. Норильчанин Игорь Филиппов, не пожалевший времени и сил, чтобы на коляске добраться до галереи, отметил красочность живописных холстов мастера, что, по его словам, в полярную ночь его лично даже согрело. В день открытия в галерею пришло немало художников, которые при жизни мастера бывали в его мастерской в центре краевой столицы. Юрий Афонов, работавший в 80-е в Красноярском художественном фонде, видел Андрея Геннадьевича, по его словам, в разных ипостасях: – Внешне в то время он выглядел худеньким сгорбленным старичком в фуфаечке. Но легенда о том, что Поздеев был гонимым и несчастным, не соответствует действительности. По крайней мере, в 80–90-е годы. Он не мог быть таким по определению. Слова Афонова подтверждают воспоминания Валентины Михайловны Поздеевой, жены художника. В 1980-м он получил новую просторную мастерскую, а работы мастера на всех выставках привлекали внимание истинных ценителей живописи. Яркий, чистый колорит, необычные сочетания цветов, детская открытость миру вербовали в ряды поклонников его искусства самых разных людей: актеров, поэтов, студентов, инженеров. Хотя многочисленные вариации “Охоты на птиц” начала 80-х, где безликие охотники сначала в упор расстреливали пушистые комочки, а на поздних вариантах в упор целились уже в зрителей (в норильской коллекции – “Стрелки”) – свидетельствуют о том, что художника ранило неприятие его творчества. Но более всего он ценил возможность работать и смотрел на мир и людей с доброй улыбкой. |
0 | Твитнуть |