Кабриолет без особых затрат
УВЛЕЧЕНИЯ
23 октября 2012 года, 15:15 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Николай ЩИПКО
|
В лыжных спортивных походах мне и моим друзьям неоднократно встречались неординарные и смелые люди, одетые в армейские бушлаты на смешных самодельных мотоснегоходах. Любителей тундры притягивает друг к другу как магнитом, пусть даже одни предпочитают лыжи, а другие – колеса. Побывав в гараже наших местных Кулибиных, я узнал, как рождаются необыкновенные внедорожники.
Два года назад один мой хороший знакомый пригласил меня в поездку на снегоходе на озеро Аян – в те места, по которым мне неоднократно случалось бродить пешком или на лыжах. Ехал я в пристегнутых к снегоходу волокушах, не защищенных от ветра и снега. Все равно воспоминания о поездке на современном скоростном снегоходе греют. Горожане все чаще выбирают для тундровых вояжей такую технику. Ее количество в Норильске поражает. В магазинах можно купить снегоходы от всевозможных производителей разной мощности и назначения. Цены на них порою выше стоимости хорошего джипа или автомобиля класса люкс. Еще семь лет назад встретить в тундре какой-нибудь суперсовременный квадроцикл или снегоход с четырехтактным двигателем было просто фантастикой. А теперь на таких машинах можно увидеть даже совсем юных тундровиков, которым еще и водительские права-то по возрасту не положены. Примерная стоимость снегохода финского производства составляет минимум 500 тысяч рублей, квадроцикла – 350–400 тысяч. Но есть у нас в городе люди, которые обходятся без таких затрат. Делают снегоходы сами. Движет ими отнюдь не любовь к экономии, а совсем другая страсть – к изобретательству. Впереди Европы всей Недалеко от Норильска находятся гаражи, где уже на протяжении многих лет существует сообщество людей, которые сами строят для себя снегоходы. С первого взгляда на эти хитроумные устройства становится страшно: огромные пневматические колеса низкого давления, открытые двигатели, а подобие кузова зачастую не защищено от ветра и снега. Складывается впечатление, что перед тобой багги (buggy – изначально кабриолет, спортивный экипаж в конном спорте, сейчас – внедорожник для езды по пустыне и бездорожью). Но сходство это исключительно внешнее. На самом деле автомобили, которые строят наши герои, являются верхом инженерной мысли. И главное: такие машины, в отличие от вездеходов, не нарушают мягкий тундровый покров в летнее время года. Это чудо техники свободно преодолевает любые водные и заболоченные участки, с легкостью проходит по свежему и глубокому снегу, наледям, имеет возможность свободно подниматься на возвышенности до 50 градусов и не опрокидывается под большим углом наклона. Строители машин, за редким исключением, не имеют специального образования в области автомобилестроения. Все делается по наитию, благодаря природному чутью. В чем в чем, а в этом мы на сто шагов впереди Европы. “Мичуринцы” В гараже опытного тундровика Юрия Толстова знакомлюсь с его друзьями. Эти люди вчетвером строят в своих гаражах фантастические машины. Старый и надежный друг Юрия тезка Юрий Константинов (кстати, по образованию юрист) рассказывает: – До жизни на Севере я строил свои самоходки исключительно из автомобильных узлов, а теперь сменил профиль: собираю снегоходы, а не просто летние самоходки. Теперь он строит свои машины из узлов от совершенно разных устройств, например, “скрещивает” мотоциклетные силовые установки с трансмиссией от “Жигулей” или “Мерседеса”. Юрий уверяет, что ребята, например, взялись бы соединить “Запорожец” с космическим кораблем. Если, конечно, его кто-нибудь выбросит на свалку. Для создания последних самоходных устройств пришлось искать токаря с наивысшей квалификацией, так как необходимо было сращивать совсем уж сложные узлы. В этом деле не обойтись и без первоклассного газоэлектросварщика. К сожалению, говорит Юрий, в компании Кулибиных нет ни одного специально образованного в технической области человека. Но зато у каждого много таких друзей. У них всегда можно проконсультироваться. – В тундре я уже более десяти лет, опыта набирался, топча лыжами снег в любые погоду и время суток, – рассказывает Юрий Толстов. – Тундра – моя страсть и болезнь, если так можно выразиться. Как и прежде, считаю, что лучше лыж средства передвижения по снегу нет: ты сам отвечаешь за свою жизнь и ни от кого не зависишь. Но в последнее время приходится больше быть дома, поэтому, чтобы экономить время и силы, езжу на снегоходе. Свою первую машину Юрий, можно сказать, нашел на свалке. Только не целиком, а частями. – Норильчане действительно богатый и щедрый народ, – говорит Юрий. – Постоянно выбрасывают совершенно неизношенные узлы и блоки транспортных средств, из которых хоть ракетоноситель строй, было бы желание. Я приводил их в чувство, дарил вторую жизнь, а они отплатили мне удовольствием от езды. Вот, к примеру, и машина Сергея Карпова построена из узлов от легкого мотоцикла, трансмиссия – автомобиля ВАЗ-2106, мосты – от “Москвича” АЗЛК. И это все было почти в идеальном состоянии. Один из старожилов чудо-гаражей, в которых обитают Кулибины, Виктор Тотоев – опытный тундровик, рыбак и охотник с 35-летним стажем. Первую самодельную трехколесную амфибию Виктора, к сожалению, украли. Сейчас он занимается строительством нового чудо-детища. Два ведущих моста, мощная трансмиссия и силовая установка от тяжелого мотоцикла “Урал”, шесть огромных ведущих колес на шинах низкого давления – новый проект пока в стадии реализации. Конструктор уверен в прекрасных вездеходных качествах своего детища, которое пока имеет незавершенный вид. Мне повезло увидеть своими глазами, как Виктор и Сергей переставляют на нужное место сердце машины – мотор. “Ремонтная база” в палатке Самодельная чудо-техника испытывается непосредственно в бою – дальних путешествиях по тундре. Случались при этом разного рода эксцессы. Юрий Константинов рассказывает про один из случаев: – Минувшей зимой мы, как обычно, снарядили два снегохода, так как в зимних условиях в тундру на одной машине люди опытные никогда не выходят. Мороз трещал, стрелка термометра опускалась до минус 45 градусов. Все шло хорошо до самой избы, которая находится в нескольких часах езды или 60 километрах от города. Приехали, отдохнули, а в воскресенье, когда пришла пора возвращаться домой, в одной из машин развалился узел, то ли от сильного мороза, то ли от усталости металла. В город мы выбирались на второй машине, оставив в тундре вышедшую из строя. Только спустя неделю вернулись, соорудили вокруг нее палатку, установили печку, отапливаемую дровами, чтобы в нашей “ремонтной базе” было тепло и безветренно. За несколько часов общими усилиями смогли восстановить вышедший из строя узел. Полученный негативный опыт только на пользу, уверяет Юрий. Машины усовершенствованы и адаптированы к суровым условиям. А в случае ЧП к застрявшим на трассе в любое время года и в любую погоду всегда придет на помощь кто-нибудь из норильского братства Кулибиных. У них свое МЧС. Многим людям, живущим в городе, непонятно, зачем им все это: путешествия, морозы, “кабриолеты”. Душа просит экстрима, а руки –творческой работы, поясняет Юрий, и не только: – Во-первых, это желание ездить в таких суровых условиях на тех машинах, которые мы строим своими руками и мозгами. Во-вторых, это, само собой, рыбалка, охота в разрешенное время года, что сокращает траты семейного бюджета на покупку рыбы, мяса, ягод и грибов. И в-третьих, это отдых на природе, вдали от цивилизации. А ближе к весне, когда начинает светить солнце и становится теплее, мы стараемся вывозить с собой в тундру семьи – жен и детей. |
0 | Твитнуть |