Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
История с коммуналкой
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ МОЗАИКА
11 октября 2018 года, 14:36
Фото: Фото из открытых источников
Текст: Евгения СИДОРУК, директор Норильского городского архива
Едва Норильск успел стать городом, как у него появились жилищно-коммунальные проблемы. Исчезали одни – появлялись другие. Работа системы ЖКХ, ее извечное несовершенство – это то, что волновало нас всегда. В юбилейный для Норильска год "Заполярный вестник" вспоминает, какие сложности преодолевал наш город, когда был совсем молод.
Кто в домике живет, а кто в балке
Проблема с жильем в Норильске во все времена, начиная с весны 1956 года, когда началось массовое освобождение лагерного контингента и в город хлынула вольнонаемная рабочая сила, стояла чрезвычайно остро. И пришлось тогда все бытовые помещения бывших лаготделений приспосабливать для расселения людей. Лишь немногие счастливцы были обладателями отдельных квартир, большинству приходилось довольствоваться комнатами в бараках, коммунальных квартирах и общежитиях, балками в поселках, которые зачастую были лишены элементарных удобств. И в мае 1958 года в обращении участников городского совещания работников коммунального хозяйства, здравоохранения, общественного питания и торговли к руководству и населению города главным пунктом была  обозначена необходимость строительства в Норильске 61 тысячи квадратных метров добротного жилья (в том числе силами общественности), а также прокладка водопровода и канализации.
Еще до этого, в 1955 году директор комбината обязал управление коммунального хозяйства провести электропроводку во всех балках, но долгое время решение это оставалось выполненным не в полном объеме.
Что касается оплаты потребляемой электроэнергии, то исполком обязал приемочную комиссию не принимать в эксплуатацию новые дома без установки электросчетчиков. Городские власти должны были в течение 1956–1957 годов оборудовать электросчетчиками все квартиры. Установили и плату за помещения, не имеющие естественного освещения, – кухни, ванные комнаты и санузлы, коридоры, тамбуры – из среднего расчета 4000 часов горения в год.  
Еще до этого, в 1958 года решением Норильского горсовета были утверждены правила пользования и содержания жилых помещений города. Съемщикам жилых помещений (очень часто это были жильцы одной коммунальной квартиры) категорически запрещалось переносить внутренние перегородки, устраивать какую-либо перепланировку и переоборудование мест общего пользования, колоть в квартире и на лестничных клетках дрова, брать горячую воду из радиаторов отопления. Зимой жильцы квартиры обязаны были производить регулярную топку печей и своевременно утеплять окна. Не реже одного раза в неделю полагалось мыть деревянные полы, а паркет натирать специальной мастикой. Наличие половиков у входной двери в квартиры являлось также обязательным условием.
Запрещалось вывешивать на фасадных балконах белье и загромождать балконы, заколачивать запасные выходы и лестницы. Содержать в коммунальных квартирах домашних животных разрешалось только с согласия всех жильцов.
Зимы не ждали
Запуск системы тепловодоснабжения, как и сейчас, был первостепенным вопросом при подготовке к зиме. В 1955 году на заседании жилищно-коммунальной комиссии горсовета этот вопрос стоял чрезвычайно остро. Сроки промывки трубопровода сдвигались из-за масштабных ремонтных работ на водопроводах улиц Южной, Пионерской и Севастопольской, подключения новых водопроводных сетей к вновь построенным домам.
Катастрофически не хватало рабочих и запчастей. Все это привело к тому, что в 1955 году начало отопительного сезона с 15 сентября было перенесено на 1 октября, что нам сейчас наверняка покажется довольно экстремальным решением.
За все платить
Отдельная тема – благоустройство поселков. Огромной проблемой в городе и поселках было отсутствие канализации и вывоза мусора, отчего вспышки дизентерии в Норильске стали обычным явлением тех лет. Весной таяние снега, а вместе с тем нечистот и мусора, накопившихся вблизи жилых домов за зиму, приобретало характер настоящего стихийного бедствия, и справиться с очисткой территории самостоятельно домоуправлениям было просто не по силам. Городские власти  привлекали рабочих с предприятий города, пытаясь организовать бригады жильцов на расчистку мусорных завалов, погрузку навоза (его было особенно много вблизи балков, где жители держали свиней и коров), обработку выгребных ям хлорной известью, которой в мае 1955 года понадобилось 15 тонн.
Среди наказов избирателей 1956 года одними из самых животрепещущих значились: провести канализацию в норильских поселках, организовать работу бань, которые в этих условиях были просто острой необходимостью.
Тем не менее даже за эти скромные коммунальные услуги нужно было платить. Основная ставка квартплаты в июне 1956 года составляла 44 копейки за квадратный метр площади. Жильцам, кто не мог похвастаться квартирами со всеми удобствами, устанавливались скидки за "сниженное благоустройство и дефектность в помещении". К низкому качеству благоустроенности относилось отсутствие электричества (квартплата снижалась на 5 процентов) и водопровода и канализации (квартплата снижалась на 10 процентов), удаленность от центра города. Что касается дефектности, то под эту категорию попадали жильцы темных комнат (скидка составляла 75 процентов от месячной ставки квартирной платы), полутемных и полуподвальных помещений – 50 процентов, сырых комнат – 20 процентов, проходных – 30 процентов. Хозяевам комнат, расположенных выше четвертого этажа, полагалась скидка за этажность в размере 5 процентов от каждого этажа, следующего за четвертым. Тем, кто не имел общей кухни и вынужден был готовить пищу прямо в комнате, полагалась скидка в размере 25 процентов от квартплаты.
Льготы по квартплате полагались военнослужащим, работникам органов КГБ и МВД, персональным пенсионерам, Героям Труда, студентам и их иждивенцам. В то же время излишки жилплощади эти граждане оплачивали по полному тарифу, а рядовой и младший сержантский состав – в тройном размере.
Отдельно устанавливалась плата за пользование электроприборами в зависимости от их мощности потребления и с учетом часов использования в сутки. В 1965 году в списках наиболее востребованных электроприборов значились электроплиты, которыми были оборудованы далеко не все квартиры, утюги, электрические кастрюли, чайники и радиоприемники моделей "Москвич", "Рекорд", "Урал".  
В то же время для многих жителей отдаленных поселков электричество было роскошью, им приходилось подключаться к производственным линиям самостоятельно, что было, конечно же, небезопасно.
Но постепенно город все-таки строился, жителей бараков и балков переселяли в благоустроенное жилье. Так, в 1970 году был утвержден план централизованного переселения жильцов из бараков поселка Семерка, Северный, Западный, Семнадцатый район, полуподвальных помещений на улицах Кирова и Комсомольской – всего 354 семьи. Бараки и балки исчезали, но проблемы оставались. И мы по-прежнему решаем их, пытаясь усовершенствовать хозяйство наших улиц и жилищ.
Постепенно исчезли бараки, город стал благоустроенным
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск