Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игры с «крокодилом»
АКТУАЛЬНО
21 июня 2010 года, 13:50
Фото: Ален БУРНАШЕВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Дезоморфиновая наркомания постепенно становится главным бичом общества. И Норильск, увы, не исключение, говорит начальник следственного отдела следственного управления УВД по городу Норильску майор юстиции Алексей Щербаков. Проблема, по его мнению, может решаться долго.
Выявление, расследование и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, остается приоритетным направлением работы МВД РФ на протяжении последних лет. Однако избавить общество от такого явления, как наркомания, в одночасье невозможно.
 
Цена грез
С начала года в Норильске милиционеры выявили 179 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Алексей Щербаков говорит, что хотя это и меньше, чем за пять месяцев прошлого года (213 преступлений), но цифра все равно большая. В производстве следственного управления находилось 144 уголовных дела, из которых в суд направлено 25, к уголовной ответственности уже привлечено 25 человек.
При этом основная масса уголовных дел – по фактам незаконного сбыта наркотиков. Как правило, лицам, подозреваемым в совершении таких преступлений, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, так как они относятся к категории тяжких и особо тяжких. В этом году такую меру избрали для 18 обвиняемых. Кстати, наказание за совершение указанных преступлений – лишение свободы на срок от четырех до 20 лет.
В последнее время наркоманы употребляют дезоморфин, или «крокодил», который изготавливают в домашних условиях. Для этого они используют в основном кодеиносодержащие препараты: бензин, спирт, йод и так далее.
– Героина сейчас в городе мало. Эта заслуга многих специалистов, их планомерная работа приносит плоды: очень много героина изымается из незаконного оборота. Поэтому сегодня львиная доля наркопреступлений приходится на дезоморфин, на который активно переключаются так называемые героиновые наркоманы, – поясняет Алексей Щербаков.
Пристраститься к дезоморфину достаточно легко. Только никто не думает о том, что наркотик убивает человека всего за полгода. «Крокодил» чаще всего – билет в один конец, убежден Алексей Щербаков. Дезоморфин настолько губителен, что регулярно употребляющие его люди стремительно теряют иммунитет и автоматически приобретают целый букет опасных болезней. При этом, рассказывают врачи, человек в прямом смысле гниет заживо, детальных описаний этого в Интернете очень много. И читать их страшно.
 
Вдогонку за смертью
Дезоморфиновая наркомания уже приносит печальные плоды. В последние годы все больше людей умирают от регулярного употребления «крокодила» либо от передозировки им. Каждая такая смерть, если в умерших находят следы кодеина, морфина или дезоморфина, влечет за собой возбуждение уголовного дела по факту продажи наркотиков неустановленным лицом. За пять месяцев текущего года таких дел возбуждено 37.
– Дезоморфин наркоманы чаще всего готовят сами, и часто некачественно. Есть случаи, когда в телах умерших находят сочетание дезоморфина с алкоголем. Говоря на жаргоне наркоманов, так они «догоняются». До смерти, – рассказывает Алексей Щербаков.
По его словам, пристрастие к наркотикам начинается с легких, например с амфетаминов на дискотеке. Потом потребность в неземных ощущениях становится больше, и постепенно люди «подсаживаются» на тяжелые наркотики. Постепенно дозы растут, на это требуется больше денег, и для наркоманов самый легкий способ их добыть – совершить преступление, например ограбить кого-нибудь.
– Очень много таких экспериментов заканчивается смертью или за решеткой. Иногда подозреваемого в краже и арестованного внезапно начинает ломать, как говорят наркоманы, прямо в камере. Правда, есть и такие, которые благодарят нас за арест – за месяц-другой они, по их словам, начинают чувствовать себя людьми. Но случаи, когда наркоманы прекращают опасное занятие из-за боязни потерять не только свободу, но и жизнь, – единичны, – говорит Алексей Щербаков.
Он тут же добавляет, что начинающие наркоманы имеют работу, чего не скажешь о наркоманах со стажем. Если наркоман – человек осторожный и не хочет совершать преступление, он выносит все из дому либо существует на пособие по безработице или на деньги родителей и случайные заработки. Такие люди следователям известны.
Есть ли у норильской наркомании сезонность, говорить сложно. «На материке она существует, правда для отдельных лиц: чаще всего зимой они употребляют спиртное, а как наступает лето, – говорит Алексей Щербаков, – начинают колоться».
 
Когда молчание – зло
Официально в городе не так уж и много наркоманов: это те люди, которые состоят на учете в психоневрологическом диспансере. Но истинная картина совершенно другая, полагает Алексей Щербаков, поскольку есть и те, кто на учете у наркологов не состоит. К тому же сбытчик и потребитель в основном один и тот же человек. Это молодые люди в возрасте 25–35 лет, как правило, ранее судимые и часто – безработные.
– В последний раз наркомана старшего возраста задержали два года назад. То же самое касается подростков: пять лет назад мы задержали несовершеннолетнего продавца наркотиков. Среди сбытчиков и наркоманов немало женщин и людей, о которых никогда бы не сказал, что они регулярно употребляют или распространяют наркотики. Есть и с высшим образованием, попадаются даже с ученой степенью, – говорит Алексей Щербаков.
Раскрывать подобные преступления очень трудно. Информацию приходится детально и несколько раз проверять, вести наблюдение, работать с подозреваемыми. К тому же у многих задержанных с дезоморфином вес наркотика настолько мал, что оснований для возбуждения уголовного дела недостаточно.
Но главная проблема в том, что задержанные крайне редко сотрудничают со следствием. Чаще всего дают ложные показания или вовсе отказываются называть тех, у кого они покупают наркотик. Вообще, у сбытчиков и наркоманов своя система оповещения: все строится на личных знакомствах, продавцы зелья очень осторожны.
– Наркоманам невыгодно раскрывать своих дилеров хотя бы потому, что для покупки новой дозы им нужно будет найти нового продавца. К тому же многие из задержанных говорят нам, что изготовили наркотик по просьбе знакомого или малознакомого человека. Часто бывает, когда дозу «крокодила» пытаются передать некоторым пациентам городской больницы в Оганере. После задержания нам так и говорят, что «передачку» несли по просьбе больного, – рассказывает Алексей Щербаков.
 
Не бойтесь жаловаться
По словам собеседника, как правило, «крокодил» варят дома. Установить такие притоны достаточно легко – по резкому запаху, например, бензина, уксуса или другой химической субстанции. Или при регулярном появлении в подъездах подозрительных личностей.
– Вот только поймать за руку изготовителей очень сложно, ведь только для того, чтобы проникнуть в квартиру нужно судебное решение. К тому же при проверках нам никто не открывает двери, хотя в жилье явно кто-то есть. Как я уже говорил, они используют свою систему оповещения, предварительные звонки или условленный стук в дверь, – сетует Алексей Щербаков.
Но сообщать о подозрительных квартирах нужно обязательно. Участковым уполномоченным инспекторам милиции или звонить в дежурную часть. Иначе одна проблема может перерасти со временем в несколько других, не менее сложных.
Однако одной лишь борьбы явно недостаточно, уверен Алексей Щербаков. Важно искать любые пути решения проблемы. Кроме инициативы о запрете свободной продажи в аптеках кодеиносодержащих препаратов неплохой бы была и наглядная агитация, правильная организация досуга. Особенно молодежи, оставшейся на лето в Норильске.
И особенно важно, чтобы родители уделяли больше внимания своим отпрыскам. Начальник следственного отдела рассказывает, что, если родители и догадываются об опасных привычках сына или дочери, тем не менее предпочитают держать это в тайне и всячески уверяют милиционеров в том, что люди в погонах не правы. Однако расследование каждого случая показывает, кто и в чем виноват.
0

Читайте также в этом номере:

А мы будем играть в баскетбол (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Хорошо потусили (Лиза КОТИК)
Всем, кто в нас поверил (Олег БУДАРГИН, председатель правления Федеральной сетевой компании)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск