Хочется говорить о тайне
12 декабря 2008 года, 15:10 Фото: Сергей МАТЕРУХИН
|
В сборнике «Люди безнадежно устаревших профессий» известный современный российский поэт Андрей Родионов отказался от изображения социальных маргиналов, обитателей современного городского «дна», как в предыдущих книгах, и перешел к описанию психологии аутсайдеров, изгоев, «внутренних эмигрантов» из разных слоев общества. Свои стихи при всей их экспериментальности Родионов осмысляет как небольшое пространство здравого рассудка – изнутри этого пространства и описывается окружающий абсурдный мир, насыщенный образами "высокой" культуры и бытовых передряг.
Корреспондент «ЗВ» встретился с Андреем Родионовым на второй Красноярской ярмарке книжной культуры. – Андрей, какая ваша настольная книга? – «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Сейчас читаю «Жизнеописание» Плутарха и «Птичий грипп» Сергея Шергунова. – Кого из современных писателей могли бы посоветовать? – Вадима Нестеренко, автора таких замечательных книг, как «Чужая» и «Огненное погребение». Нестеренко – украинский писатель, но его книги написаны хорошим русским языком, в них присутствует занимательный сюжет, и, что важно, все основано на личном опыте. Мне очень симпатично, когда писатель отвечает за свои слова, а не пишет о том, что могло бы быть. – Интересуетесь ли вы политикой? – Поскольку я должен содержать семью, меня волнует общая политическая ситуация в мире и экономика страны в частности. Однако эти темы никогда не появляются в моем творчестве. Я считаю, что для поэзии очень важно видеть не внешнее, а глубокое, интуитивное – то, что лежит за пределами сознания. В современной политике этого нет. – Что может послужить для вас темой? – Тайна. Когда обычный человек попадает в странные, пугающие обстоятельства. Я называю это «черной фантастикой». – Кем вы мечтали стать в детстве? - В дошкольном возрасте хотел быть моряком. А с третьего класса начал читать – запоем и все подряд. Поэтому будущую профессию неразрывно связывал с книгами. Больше всего, наверное, желал стать сценаристом. – А почему не стали? – Как же не стал? Все к этому и идет. Я работал в кино, снимался в нескольких картинах, в том числе у Кирилла Серебренникова в фильме «Юрьев день». Сейчас пишу сценарий, но до заключения договора не хотел бы разглашать подробности. – Значит, вы зарабатываете на жизнь не только поэзией? – Хотя получал хорошие премии – например, пять тысяч долларов за «Триумф» (первая негосударственная российская премия в области высших достижений литературы и искусства. – Авт.), но считаю, что жить на счет поэзии невозможно. Я окончил полиграфический институт, работаю в театре имени Станиславского мастером красильного цеха. – Ваша мечта? – Лучше изучить английский язык. – Что читают ваши дети? – У меня три сына – тринадцати, десяти и шести лет. Старшие читают то, что им задают по школьной программе. Гораздо больше они увлечены музыкой, кино и компьютерными играми. Я заметил, что дети в Москве почти не читают. Думаю, это общероссийская тенденция, и тому много причин. Жизнь не стоит на месте, появляется немало других, легче усвояемых источников информации, чем книга. Согласитесь, гораздо проще потратить два часа и посмотреть «Властелина колец», нежели читать Толкиена. – А ваше творчество сыновья принимают? – Да, они слушают диски, поют песни – им нравится. – Где вы чувствуете себя «в своей тарелке»? – В кругу семьи. Хотя быстро адаптируюсь и в любой компании ищу хорошего человека, с которым можно поговорить по душам. Толпа меня не смущает, но все же предпочтительнее общение тет-а-тет. – Вы легко «зажигаете» зал. Как чувствуете себя после выступления? – Как выжатый лимон. Потому что это работа, которая предполагает необходимость выкладываться по полной. Если человек на работе не тратит силы – это подозрительно. – Что вас раздражает в людях? – Грубость и самовлюбленность. – У вас никогда не было «звездной болезни»? – Не знаю. Иногда замечаю ее проявления, но стараюсь пресекать на корню. – Самый интересный проект, в котором вам приходилось участвовать? – Пока нахожусь под впечатлением концерта, который давал в колонии Керчи. Полторы тысячи зеков слушали меня так, как никто и никогда. Эта была очень внимательная и благодарная публика. – Что вам приходилось слышать о своем творчестве? – Полный спектр эмоциональных проявлений – от «вы гений!» до «гореть вам в аду!». Одна женщина написала, что прочла маленькому сыну мое стихотворение о тяжелом шахтерском труде, и сын ей сказал: «Мама, а помнишь, ты тоже ходила на работу?!» Я улыбнулся. От таких высказываний становится тепло. Но я ценю любой отзыв – не важно, положительный или отрицательный, важно, что человека это затронуло и он взялся за труд проанализировать мое творчество. – Какой ваш читатель? – Скорее, это поколение тридцатилетних, ведь я обращаюсь к людям, которые накопили жизненный опыт. Хотя кто-то может иметь этот опыт и в 12 лет. Думаю, что мой читатель неравнодушный, чувствительный, в чем-то даже сентиментальный. Беседовала Марина БУШУЕВА |
0 | Твитнуть |