Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Есть архею свидетели
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
4 июня 2014 года, 21:44
Фото: Николай Щипко
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Известные усы, а вместе с ними их хозяин Владимир Ларин, переселились в городской музей. Накануне грядущего юбилея храма истории Владимир Владимирович рассказал о некоторых из музейных изюминок – предметах палеонтологической коллекции, легших в основу проекта, одного из победителей конкурса “Nаше будущее – Nаша ответственность”.
Норильские зрители любили сюжеты про Ларина. Ларин и овцебычок Гришка, Ларин и полярная сова со сломанным крылом – тогда он был директором заповедника “Путоранский”. Сейчас сюжеты, пожалуй, еще более захватывающие: Ларин и окаменевшая таймырская рыба возрастом 120 миллионов лет, Ларин и череп ископаемого коня. Конь гулял по Таймыру тоже миллионы лет назад вместе с мамонтами, большерогими бизонами, сайгаками и другой живностью. Ранее на полуострове росли и пальмы. Это южное дерево в камне, точнее его фрагмент, в городском музее тоже имеется.
Сейчас Ларин – старший научный сотрудник храма истории. Кандидат биологических наук прибыл сюда с личной коллекцией палеонтологических останков. Вместе с ценной добычей попал в руки Лидии Щипко, заведующей культурно-образовательным отделом.
Без прошлого нет будущего. А прошлое полуострова просто сказочно интересное. Должны же поймать этот романтический флер школьники промышленного Норильска. Так подумала заведующая культурно-образовательным отделом.
На Таймыре есть чудесное плато Путорана и еще более древнее – Анабар, уникальные в планетарном масштабе. Это архей – период зарождения жизни на Земле. И есть архею свидетели – окаменелости. Должны же их увидеть норильские школьники. Так подумал Ларин.
В результате родился проект “О чем рассказывают окаменелости?”, выигравший грант в конкурсе “Nаше будущее – Nаша ответственность”. Это будет передвижная выставка плюс палеонтологическое занятие для детей.
Возраст – бездна времени
Собрание Владимира Владимировича пополнило музейные фонды интереснейшими экспонатами. Ларин – зоолог. Когда он произносит “геологический хомяк”, это означает Геннадий Шнейдер. Известный в городе геолог и страстный собиратель древностей, уезжая в Питер, также передал музею часть своей палеонтологической коллекции. Нынешний хранитель сокровищ Ларин запер все это теперь уже музейное добро в надежный чуланчик и выдает на выставки строго под подпись. Ни одна мышь сюда не проскочит. Даже Лида Щипко, которую Ларин-зоолог так и называет “мышь”. Объясняет почему.
– Потому что Лидия Михайловна очень деятельная и трудолюбивая. Ужасно похожа на деловитого мышонка.
Мы отправляемся в сокровищницу.
– Мое, прошу заметить, – говорит Ларин, открывая заветную дверь в чуланчик. – Называется “Древний мир”. Вот великолепные аммониты Шнейдера… Вот мой палеонтологический комплекс чудесный… Это эксклюзивная серия ископаемых овцебыков…
Современный овцебык, точнее его чучело, в хранилище тоже присутствует. Этот зверь из числа тех, что были завезены на Таймыр 40 лет назад из Канады и Америки и расплодились здесь, дав многочисленное потомство. В друзьях у Ларина и “отец” таймырских овцебыков Григорий Якушкин, и журналист Валерий Кравец, изумительно описавший процесс возрождения популяции на нашем полуострове. Владимир Ларин, тогда сотрудник НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, познакомился с этими животными, побывав в первой командировке на Бикаде в 1979 году.
Древние овцебыки на нашем полуострове вымерли 3–3,5 тысячи лет назад. Продержались здесь дольше всех, поясняет Ларин. В Евразии их не стало еще на границе плейстоцена – начала голоцена, то есть 10–12 тысяч лет назад. Насколько похожи древние и современные? Вместо ответа на вопрос Ларин показывает на два черепа на верхней полке стеллажа – вымершего и завезенного из дальних стран. Похожи.
– Потрясающий череп ископаемого овцебыка выставлен у нас в постоянной экспозиции, – рассказывает Ларин. – 20 лет я за ним охотился, он был у Шнейдера. Охота завершена успешно. Лучший из найденных в России хранится в Петербурге, в Зоологическом музее. Он целый, у нашего, к сожалению, отсутствует лицевой отдел, но наш круче по сохранности рогов.
В руках у хранителя палеонтологической коллекции – рыба в камне, точнее отпечаток ее хвоста.
– Меловой период, этой рыбе 120 миллионов лет, – убивает цифрами Ларин.
И переключается на уникальные отпечатки аммонитов, вымерших головоногих моллюсков.
– Они очень характерны для Таймыра. Возраст – бездна времени. То, что действительно становится отпечатком, камнем, всегда имеет десятки и сотни миллионов лет.
Таймырские бизоны и пальмы
В чуланчике есть и другие сокровища флоры-фауны древнего Таймыра: например, окаменелая пальма, роговой чехол и косточка бизона, обгрызенная съевшим его хищником.
Среди обывателей слово “бизон” прочно ассоциируется со словом “Америка”.
– Сиюминутная трактовка, – опровергает стереотип Ларин. – Во-первых, у нас есть наш законный бизон, только его в России именуют зубром. Родные братья, род bizons включает американского степного бизона, канадского лесного и европейского зубра. Кавказский зубр, к сожалению, вымер.
У Ларина на ладони – кусок угля с отпечатком папоротника. Папоротник погиб, чтобы через миллионы лет стать энергоносителем-углем, который, в общем-то, и обусловил возникновение города Норильска, рассказывает Владимир Владимирович. И перечисляет многое из того, что привязано к этому экспонату: освоение Арктики и Северного морского пути (уголь являлся главным топливом для кораблей), экспедиции Урванцева и геологические изыскания купцов Сотниковых. Вместе с углем нашли руду, началась история освоения и развития НПР…
Среди музейных предметов, хранящихся в чуланчике, есть зуб мамонта. Владимир Владимирович кладет на ладонь этот шершавый предмет размером примерно с литровую банку и спрашивает:
– Одна из самых наших знакомых гор, особенно для тех, кто живет в Кайеркане и работает на “Надежде”, – это Зуб-гора. А почему зуб? На обычный зуб не похожа.
И сам отвечает на вопрос:
– Названа Зуб-горой по той простой причине, что очень похожа на зуб мамонта. Проезжая Зуб-гору, вспомните и зуб мамонта, и старого дурака Ларина, который вам это рассказал.
Умный Ларин заключает: “Вот из чего будет состоять этот грант”, закрывает чуланчик и ведет в экспозицию – показать бивни мамонта, самый полный череп древней коняшки с Таймыра и другие изюминки палеонтологического собрания, выставленные на всеобщее обозрение. Ко всем экспонатам-фрагментам прилагаются маленькие рисунки. При взгляде на них становится ясно, как выглядели древние животные.
Чтобы уроки по палеонтологии Таймыра были понятны ребятам, их будут вести мамонтенок Женька, носорожка Наташка и овцебычок Гришка.
Мультяшки-очаровашки
У себя в кабинете Ларин показывает эскизы Женьки, Наташки и Гришки – больших мягких игрушек. Оригинальные рисунки выполнила сотрудница музея Инна Плужникова.
– Чтобы специалист изготовил муляжи, нашей художнице Марише было дано задание “омультяшить” оригиналы. Это они уже “омультяшенные”. По эскизам будут изготовлены три такие очаровашки. Далее изумительный, высоко профессиональный специалист с потрясающим художественным вкусом и золотыми руками дал согласие их изготовить, – рассказывает Ларин.
– Кому принадлежит идея?
– “Мышь” загундела насчет зверушек, Лидия Михайловна.
У Лиды есть маленькая дочь Лиза (по классификации Ларина – “микромышь”), а занятие по палеонтологии рассчитано на детей. Идею маме – музейному сотруднику подсказала жизнь.
– Хотим их сделать обнимательно-щупательными, – объясняет автор гранта. – Чтобы можно было обнять и сказать: “Я люблю мамонта Женю”. Это что-то среднее между игрушкой и методическим пособием. Потому что череп мамонта для ребенка – вещь абстрактная, вся палеонтология для детей непонятна. Они видят кость, лопатку мамонта, а не знают, как выглядит он сам. Надо дать им представление о том, что это за животное.
Заведующая культурно-образовательным отделом рассказывает, откуда взялась мысль написать проект именно по палеонтологии:
– В музее уже есть передвижные выставки, рассказывающие о животных, природе и коренных жителях Таймыра. Отправляем их в школы и библиотеки. И в этом же стиле теперь делаем выставку по палеонтологии. Обидно, что действительно редкие экспонаты лежат в хранилище и не работают. Ведь в постоянной экспозиции места на все не хватает.
Грантовые деньги, чуть больше 200 тысяч, будут истрачены на изготовление интерактивных предметов и передвижную конструкцию.
– Такая выставка легко собирается, разбирается и перевозится, – объясняет Лидия Михайловна. – У нас уже есть опыт работы с таким оборудованием. Почему передвижная? У школ большой спрос на занятия с музеем, а малышам, 3–4-м классам, тяжело в музее на экскурсии, это 40 минут. И вывезти в музей их бывает сложно из-за суровых климатических условий.
– На практике получается как в песенке: “Девчонки и мальчишки, а также их родители…” – вставляет свое слово Ларин. – Если это сделано хорошо и профессионально, то с удовольствием слушают и родители.
– Ребенок узнал, рассказал: “В музее есть…” – и привел родителей, – раскрывает хитрый пиар-ход автор гранта. – Большинству нелишне лишний раз сходить в музей.
Ну конечно, если теперь в храм истории перекочевали всем известные усы Владимира Ларина, воспитателя натурального овцебычка Гришки, а вместе с ним новые послания из плейстоцена, голоцена и архея, это добавит резона подружиться с указанным учреждением. Тем более что музейные сотрудники не позволят утонуть в бездне времени ни детям, ни взрослым. Все покажут и расскажут.
Реализация гранта начнется в сентябре – параллельно с занятиями в школах.
Рыбе из мелового периода 120 миллионов лет
Мамонты вымерли, косточки остались
0

Читайте также в этом номере:

Сто с плюсом (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Система перемещений (Екатерина БАРКОВА)
На высоте (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
FabLab: история с продолжением (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На море! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
России нужны инженеры (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Перекур отменяется (Екатерина БАРКОВА)
С медалями (Екатерина БАРКОВА)
Исправить можно все (Екатерина БАРКОВА)
Чужие пусть не ходят (Татьяна РЫЧКОВА)
Самый красивый (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск