Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Электив поможет и научит
17 декабря 2008 года, 14:45
Текст: Юлия КОСТИКОВА
Вот уже третий год в норильских школах активно ведутся сетевые элективные курсы для старшеклассников. Первые результаты показали: курсы помогают выпускникам успешно обучаться в вузах.
Изначально идею создания элективов в Норильске восприняли настороженно. Для школьников это дополнительная обязанность посещать уроки, да еще и в другой, «не родной» школе. К тому же формы работы сетевых элективных групп несколько отличаются от классно-урочной системы. Они включают в себя и проектную деятельность, и работу в группах. Учителям же предстояло не просто собрать новый класс, но и создать команду единомышленников. А учитывая, что ребята собираются из разных школ, с различным уровнем подготовки, мотивировать всех на плодотворную работу казалось сложным. Но эксперимент начался, и спустя почти три года специалисты управления общего и дошкольного образования в один голос утверждают: в Норильске сетевые элективные курсы востребованы, актуальны и, что самое главное, эффективны.
 
Взгляды меняются
На вопрос, какие именно предметы востребованы у норильских старшеклассников, специалисты однозначно ответить не могут. Ирина Субочева, главный специалист управления общего и дошкольного образования, говорит, что причина тому – смена приоритетов:
– Такой предмет, как обществознание, будет ежегодно интересен школьникам, – считает она, – но сегодня государство и общество предъявляют высокие требования к выпускникам. Они должны быть конкурентоспособными, ориентироваться в социально-экономических условиях, быть успешными. Поэтому уже в девятом классе (на своеобразном рубеже) нужно определяться, какое направление выберет для себя ребенок. Сейчас в школах активно ведется профориентационная работа, а многие родители с детьми самостоятельно изучают требования рынка. Все это делается для того, чтобы, выбрав профессию, лет через пять не оказаться у разбитого корыта. Отсюда и различные предпочтения в выборе элективов. Если в прошлом году, например, в Норильске, после одиннадцатого класса в медицинский собирались поступать 70 человек, то в этом – в два раза меньше. Ситуация с выбором постоянно меняется, и наша задача – предоставить ребятам возможность качественно подготовиться по выбранному ими направлению.
В начале года старшеклассники выбирают себе курс. После этого проводится анкетирование – выявление неудовлетворенных выбором. Если ребят по схожему направлению набирается группа (минимум 12, максимум – 20 и более человек), открывается дополнительный электив из так называемого банка. Если же находится предмет, не представленный в перечне, начинается поиск учителя по нужному предмету.
 
Курсы и учителя
На сегодняшний день в Большом Норильске элективные курсы проходят по следующим предметам: психология, английский и испанский языки, экономика, биология, дизайн и изобразительное искусство, физика, химия, математика, русский язык, технология (повар-кондитер), информатика, черчение, обществознание и право. В городе существуют и две межшкольные сетевые группы – медицинская и юридическая. В одной школе дети изучают базовые предметы, в другой – профильные. Элективы по медицине проводятся в гимназиях №1 и №4, а юридические предметы школьникам преподают в школе №14. Всего же сетевые элективные курсы проводятся на базе восьми образовательных учреждений. По словам Ирины Субочевой, для проведения курсов приглашаются учителя только высшей и первой категории, имеющие опыт работы и способные создать нужную психологическую атмосферу в группе. Одна из таких педагогов – Любовь Шульга. В течение пяти лет она преподавала углубленное изучение химии в классах медицинского профиля гимназии №4. Теперь еще ведет элективные курсы «Экспериментальные задачи по химии» и «Основы химических методов исследования веществ». Как результат – практически все ее ученики с легкостью поступили в медицинские вузы. Любовь Ивановна говорит, что давать знания детям, которые мотивированы на изучение предмета, доставляет ей большое удовольствие.
Электив «Основы маркетинга и рекламной деятельности», который проходит в лицее №3, ведет Людмила Гаранина. Ее подход к обучению начинается с вопроса: «А сможет ли ученик в силу своих психологических особенностей заниматься этой деятельностью?» Людмила Николаевна, педагог с 30-летним и предприниматель с 10-летним стажем, постоянно проводит проверку профессионально важных качеств (ПВК) у школьников. Кроме того, для учеников восьмых и девятых классов она помогла разработать профессиональные пробы «Менеджер рекламной сферы». Это позволяет ребятам понять, правильно ли они поступают, выбирая для себя данную профессию.
Впечатляют результаты работы учителя математики гимназии №11 Ирины Коскиной. Посещая ее занятия в сетевой межшкольной профильной группе, ребята, по итогам анализа, повысили успеваемость по математике на 100%, результаты ЕГЭ выросли на 95%.
 
Родители, поймите!
Однако, по мнению Ирины Субочевой, не всегда можно определить эффективность элективов по результатам ЕГЭ. Детальный анализ невозможен из-за того, что не все выпускники поступают учиться с помощью ЕГЭ. Часть из них получают возможность не сдавать в школе профильный предмет, а поступить по испытаниям вуза. Зато, оценивая качество обучения «элективщиков» по итогам года, можно сказать, что по профильным предметам оно возросло на 70%.
Всего за три года сетевой элективной практики в Норильске появились самые различные формы обучения. Помимо межшкольных сетевых групп есть еще внутришкольные (когда курс по нужному предмету ребенок проходит в своей школе).
– Как ни странно, родители школьников не всегда могут рассмотреть все позитивные моменты элективов, – сетует Ирина Субочева. – Многие почему-то считают, что проще нанять репетитора, чем заниматься дополнительно в другой школе.
На самом деле элективные курсы для школьников – это возможность бесплатно изучать нужные предметы, в рамках учебной программы освоить базовые темы, знание которых непременно потребуется в вузе, ведь на их основе и будет строиться дальнейшее обучение уже не школьника, а студента. Кроме того, электив – это отличный повод для ребенка стать более самостоятельным, уверяют педагоги. Они же призывают родителей вдуматься в суть предлагаемых курсов и осознать их эффективность.
Если смотреть по региону в целом, то окажется, что в Норильске сетевые элективные курсы наиболее востребованы. Не потому, что мало популярны в более крупных городах. Дело в том, что в Красноярске, например, в подобных курсах нет особой необходимости. Там есть много образовательных учреждений, взаимодействующих напрямую с вузами. У них своя программа. А в условиях нашей территории для любого старшеклассника, планирующего свою дальнейшую жизнь, заботящегося о достойном образовании, на сегодняшний день нет ничего более приемлемого, чем межшкольные формы организаций: сетевые курсы и элективные группы.
0

Читайте также в этом номере:

Хорошо поработали… (Лариса ФЕДИШИНА)
Вольные стрелки (Татьяна РЫЧКОВА)
…8, 9, аут! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск