Дать дорогу в жизнь
75 ПИСЕМ О ЛЮБВИ
9 июня 2010 года, 12:02 Текст: Любовь НОВИКОВА, бывший учитель русского языка и литературы школы №2
|
В 1963 году, когда в Норильске открылась школа №2, я была учителем-полуфабрикатом, не знала, как войти в класс, что сказать, боялась что-то забыть на уроке, была зависима от дирекции, учеников, коллег.
Это состояние страха рассеялось уже через полгода, когда я почувствовала доброжелательность дирекции и коллектива – того костяка, который сформировал директор Юрий Давидович Губерман. Одним из его достоинств было умение видеть и понимать людей, а самое главное – ценить хороших людей и специалистов! Талант, который дается немногим.
Учили и учились Думаю, что учащимся норильской школы №2 есть что вспомнить о своих наставниках, сужу по теплым открыткам и письмам, которые они нам писали. Учителя любили их всех – двоечников, хулиганов, трудных по характеру, веселых, угрюмых, необщительных, и ребята это чувствовали и потому тянулись к нам. Мы защищали, а не топили своих учеников, когда они попадали в трудное положение. Были приводы в милицию и даже судебные разбирательства… Я помню, как убеждал Юрий Давидович одного из преподавателей поставить тройку ученику – мастеру спорта по плаванию, подающему большие надежды. Для этого учителя свет клином сошелся на его предмете, а директор смотрел дальше – судьба подростка беспокоила его больше, чем знание предмета. По молодости лет и я совершила одну ошибку, о которой сожалею до сих пор. Была у меня ученица, которую я оставила по русскому языку на осень, а осенью – на второй год. Девочка очень просила меня перевести ее в восьмой класс, но тогда мне казалось, что, переведя ее с двойкой, я поступлю нечестно. В результате из-за русского языка девочка не окончила среднюю школу, а пошла работать парикмахером. Она стала лучшим мастером города, к которому попасть было не так просто. Но что мне стоило закрыть глаза на ее ошибки и помочь получить среднее образование?! Зато через пять лет я помогла получить серебряную медаль выпускнику Борису Капелину, который собирался поступать в Московский авиационный институт. Блестящий математик, он при наличии медали сдавал только экзамен по этому предмету, а если бы сдавал русский, мог не пройти по конкурсу. Оценив вопреки всем его грамотность на «хорошо», я поставила Борису четверку (она была единственной в аттестате). Конечно, у меня случились неприятности, меня склоняли на учительской конференции, но как раз об этом я вспоминаю с удовлетворением. Дать дорогу в жизнь – это поступок. А какие проводились в нашей школе выпускные вечера! Готовиться к ним начинали за полгода: подбирали фотографии, писали воспоминания, выпускали стенгазеты. Я, как классный руководитель, знала, куда будут поступать ребята, поэтому заранее на ватмане мы рисовали их в будущей форменной одежде, сопровождая «видеоряд» четверостишиями. Например, Люба Фролова хотела поступать в медицинский. Аппендицит схватил Нозлова, Бежит к врачу он налегке. Поднял глаза: над ним Фролова Стоит со скальпелем в руке. Слава Шамара мечтал о летном училище, и ему сочинили четверостишие: На площадке приземлился реактивный вертолет, И выходит в форме летной стройный молодой пилот. Он по городу прошелся – показаться надо ведь – Все норильские девчата штабелями падают. И так каждому из выпускников. Где они теперь, наши дорогие ребята? Я помню каждого и уверена, что они тоже помнят учителей. Удалось ли их детям найти такую школу, какой была норильская школа №2? |
0 | Твитнуть |