Четверг,
27 декабря 2018 года
№51 (4669)
Заполярный Вестник
Норильск-2030 Далее
Помощь с гарантией Далее
Чтобы у всех был праздник Далее
Безопасные маршруты Далее
Лента новостей
14:05 Ледоход на Енисее приближается к Таймыру
13:10 Мастер с «Надежды» Григорий Евлаш с командой добрался до географического центра России
12:15 Норильску нужен свой фонд капитального ремонта многоквартирных домов
11:20 Четверо футболистов покинули мини-футбольный клуб «Норильский никель»
09:05 В «Норильскникельремонте» вовлеченности работников способствует проведение совместных мероприятий
Все новости
Что с полки упало
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
6 мая 2013 года, 17:05
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
После кассы – без претензий
В редакцию “Вестника” обратился читатель с очередным вопросом: “В магазине я случайно задел стеклянную банку с огурцами. Она упала и разбилась, охранник потребовал оплатить товар. Насколько мне известно, это требование неправомочно. При этом проходы в магазине узкие, покупателям тесно. Кто из нас прав?”
Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя отдела по защите прав потребителей городского управления потребительского рынка и услуг Людмилу Лозинскую. Как оказалось, закон может рассматривать эту ситуацию двояко: как в пользу покупателя, так и в пользу продавца.
– В магазинах самообслуживания покупатель не должен платить за случайно разбитый, рассыпанный или испорченный иным образом товар, если это произошло в торговом зале и непреднамеренно, – сообщила Людмила Лозинская. – Пока покупатель не оплатил товар на кассе, то есть между ним и магазином не существует договора купли-продажи, подтвержденного товарным чеком, владельцем товара считается торговое учреждение. Соответственно, расходы за испорченную вещь, в данном случае за банку огурцов, лежат на магазине.
По словам Людмилы Лозинской, к ситуации, описанной читателем, применимы две статьи Гражданского кодекса РФ. Статья 211 гласит: “Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором”. В статье же 459 сказано: “Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю”. То есть если покупатель разбил банку, уже оплатив ее на кассе, то это теперь не проблема магазина: с момента выдачи чека владельцем банки является покупатель.
– В наших магазинах бывает, что покупатели случайно задевают и портят товар, но такое происходит нечасто, даже не каждый день, – рассказала “Вестнику” администратор торгового зала одной из продовольственных сетей Марина Мироненко. – Обычно мы не предъявляем покупателям никаких претензий, хотя у нас как у сети экономкласса риски порчи товара не включены в его цену. Как правило, с покупателей через суд взыскивают стоимость более дорогих товаров, чем банка огурцов, например, в магазинах бытовой техники.
Действительно, если магазин захочет получить с вас деньги за испорченный даже случайно товар, он может это сделать на законных основаниях.
– В защиту продавца в этом случае выступает статья 1064 Гражданского кодекса, – говорит Людмила Лозинская. – Согласно этой статье вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Так что магазин имеет право требовать от вас оплаты испорченного товара, а если вы не согласны – сделать это через суд. Однако та же статья 1064 гласит, что “лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине”.
Когда прав покупатель
С недорогими товарами понятно: из-за банки огурцов судиться с покупателем никто не будет. А что делать, если вы уронили в магазине самообслуживания миксер или недешевый комплект посуды?
Тут вам придется доказать, что в этом не было злого умысла.
– Одно дело, если вы взяли товар в руки и по неосторожности не удержали его. В этом полностью ваша вина, и придется платить, – поясняют в управлении потребительского рынка. – Если же вы разбили вещь, протискиваясь в тесном проходе, не соответствующем нормам, то в этом уже вина магазина.
В каких же случаях порчу товара можно считать непреднамеренной? Как уже было сказано, в случае, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам. Или эти проходы заставлены товаром. По существующим требованиям расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра, а в супермаркетах еще больше. Например, при торговой площади магазина свыше 400 кв. метров ширина основных эвакуационных проходов должна быть не менее 2,5 метра.
Доводом в вашу пользу в случае порчи товара будет и то, что в магазине вы упали на скользком (к примеру, свежевымытом) полу и задели полку. Или на стеллаже товар размещен неустойчиво, и, взяв один, можно уронить другой. К таким же “страховым случаям” относится и ситуация, когда товар разбился, упав с ленты на кассе.
Если в названных случаях вас просят возместить причиненный ущерб, смело требуйте жалобную книгу и опишите в ней все, что случилось. Также потребуйте, чтобы магазин составил акт о порче товара, в котором обязательно укажите, что, например, в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Для составления акта будут нужны ваши паспортные данные, но требовать паспорт вправе только сотрудники милиции, а не продавцы или охранники. Так что данные можно просто продиктовать.
Надо также найти как минимум двух свидетелей, это могут быть ваши спутники или другие покупатели. О своем нежелании платить за испорченный товар вы должны сообщить магазину, и, если администрация захочет, она может потребовать возмещения через суд.
Если же вы причинили магазину ущерб по своей вине, то обязаны возместить его в полном объеме.
После оплаты испорченный товар становится вашей собственностью. То есть теоретически вы можете собрать и унести домой как остатки огурцов из разбившейся банки, так и сломанный миксер. Кстати, в этом случае статья 18 Закона о защите прав потребителей (“Последствия продажи товара ненадлежащего качества”) на вас не распространяется: вы не можете требовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный.
Куда пожаловаться
Помочь составить претензию или исковое заявление в суд, решить проблему в досудебном порядке вам всегда помогут специалисты городского управления потребительского рынка и услуг. Оно расположено по адресу пр. Ленинский, 23а. Телефоны 48-45-60 и 48-45-56.
Пожаловаться на скользкие полы или неустойчивое расположение товара на полках можно в Роспотребнадзор. В Норильске он находится по адресу ул. Комсомольская, 31а (телефоны 46-22-80 и 46-90-82). На узкие проходы и коробки между стеллажами – в Государственный пожарный надзор по адресу ул. Ветеранов, 28 (телефоны 43-19-49, 43-19-53 и 43-18-21).
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск