Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Абсурд хорошего качества
СВОБОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
2 июля 2012 года, 18:30
Фото: Александр СЕМЧЕНКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
В Городском центре культуры прошла презентация книги-брошюры юной норильской писательницы Екатерины Степанюк под названием “Некто-никто, или Утонувшая галактика”. Скажете, звучит абсурдно? Так и есть.
При поддержке творческого объединения “Сцена” и театральной студии “Только мы” презентация Катиной книги обратилась в небольшой спектакль, впитавший в себя серию сюжетов из опубликованных ею произведений. Не так давно юные актеры на этой же сцене входили в роль эпатажно-бесформенных персонажей Даниила Хармса, так сказать, тяжеловеса жанра. Небезуспешно. Но как приятно сознавать, что автор слов, сейчас звучащих со сцены, ситуаций, поражающих внезапностью, а иногда и предлагающих неожиданный взгляд на затертый предмет, – это человек, возможно, живущий с нами на одной улице. Больше! Это пятнадцатилетняя девочка, девятиклассница гимназии №1, сидящая в этом же зале. Кстати, голос, озвучивающий и комментирующий происходящее на сцене, принадлежит именно ей.

Бесформенность как форма

Пару лет назад скромная и стеснительная девочка Катя заглянула в литературное объединение “Водолей”. Руководитель объединения Татьяна Шайбулатова, пробежав глазами пару ее коротких рассказов (Катя и сегодня придерживается именно этой формы), удивилась вслух: твое ли? Но уже в процессе разговора вопрос сам по себе отпал. Нестандартное мышление этого удивительного юного создания проявляет себя постоянно, даже когда идет разговор на бытовую тему.
– Я попрошу присутствующих выключить сотовые телефоны, – доносит перед началом спектакля Катин голос фразу, ставшую устойчивой. – Потому что… это постоянно просят сделать, – неожиданно закончит мысль антиэстет-психоделик, сидящий у девушки глубоко в душе. Но все литературные термины, которые можно услышать в окружении Екатерины Степанюк, – это наблюдения и выводы окружающих. Для нее самой, как и для любого по-настоящему талантливого писателя, форма вторична. Формальные предпочтения тоже человеческая страсть, достойная писательского внимания.
– Не думаю, что мое творчество можно определить и классифицировать, – говорит Екатерина. – Я ухожу от формы, потому что пишу настроением. Если вы читаете мои рассказы и вам это близко по духу, то ваши эмоции пройдут по следам моих.  

Включаем чувства

Какова мораль Катиного абсурда? По собственному ощущению – смех над клише, нередко заменяющим естественную реакцию человека на что бы то ни было.
– Мое творчество – это куча плагиата, потому что нет ничего нового, – говорит она, представляя на суд читателей свою первую книгу.
Но это неполная правда, ведь частички плагиата, хитросплетенные в совершенно новом, бесспорно авторском произведении, несут дополнительную смысловую нагрузку. Игра слов, разрыв шаблона, щелчок по носу и бескрайний простор для домыслов – вот с чем столкнется читатель “Утонувшей галактики…”. Читая подборку, чаще ловишь себя на улыбке. Реже – замечаешь, как начинает тошнить. Диапазон ощущений напоминает еще один литературный жанр. Фантастика.
– Катя открыла для меня жанр абсурда, – признается Татьяна Шайбулатова. – Например, только полюбив ее творчество, я взялась за Валентина Сорокина. Раньше я его просто не понимала. Катя нашла новые формы высмеять человеческие недостатки. Но все выводы и замечания, предлагаемые вам, это не попытка выделиться или бросить вызов обществу. Просто она так думает, и все.

Соприкосновение мысли  

– Я очень много всего читаю, – радость события разговорила девушку лучше моих вопросов. – Пробовать себя в жанре абсурда начала, прочитав Виктора Пелевина. До этого были более попсовые вещи, даже что-то там про любовь. На самом деле мне долгое время казалось, что люди ничего не найдут в моих рассказах. Очень рада, что вышло иначе. Спасибо всем. Я постараюсь оставаться писателем.
Жанр абсурда в литературе что сюрреализм в живописи – не всегда легко понять, где заканчивается талант и начинается безумие. И наоборот. Но по-настоящему непустую вещь вовсе ни к чему сопровождать комментариями. Загляните сами. Талантливое отличить легко – оно в первую очередь интересно. Признаюсь, что сам подаренную автором книгу просмотрел бегло. В этот же вечер пришлось оставить ее на время некстати зачитавшемуся другу. Но слышанное на презентации из авторских уст по-настоящему рассмешило, отвратило и удивило. В общем, вывело из равновесия. Актерам театральной студии “Только мы” также стоит отдать должное, потому что играть абсурд не каждому по зубам. У ребят это выходит.
0

Читайте также в этом номере:

Флаги над городом (Валентина ВАЧАЕВА)
Квартплату повысили (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Человек разумный (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Кочующий ковчег (Валентина ВАЧАЕВА)
Новые деньги (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск