Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
15 лет к центру Земли
21 июня 2019 года, 18:45
Фото: Марина ПЕШКОВА
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Рудник «Скалистый» – инвестиционный проект «Норникеля», который определяет перспективу развития минерально-сырьевой базы компании. Здесь строят стволы, которые открывают доступ к десяткам миллионов тонн  богатой руды. Здесь работают лучшие специалисты и современная техника. «Заполярному вестнику» показали, как работает самый глубокий рудник «Норникеля», которому 26 апреля исполняется 15 лет.
Перед спуском под землю нас снаряжают как настоящих горняков: спецовка, каска с налобным светильником, самоспасатель. Обязательная часть – инструктаж по технике безопасности. Только потом – погрузка в клеть. Шахтерский лифт несется вертикально вниз со скоростью 5 метров в секунду, и сразу ощущаешь нарастающее давление. Уши закладывает, как в самолете, идущем на посадку. Наша остановка на глубине 800 метров.
Нас сопровождает Вадим Макаров, заместитель главного инженера «Скалистого». Он работал на разных рудниках, в горном деле – больше 35 лет.
– Сейчас мы идем по соединительной выработке, – рассказывает по пути наш гид. – Здесь начало основного горизонта. Рудное тело расположено под уклоном 10–12 градусов, оно уходит вниз и на север. Поэтому мы постепенно будем спускаться ниже, до отметки минус 850 метров.
Доходим до рудоспуска. Это вертикальная выработка глубиной 20 метров, через которую на горизонт, расположенный ниже, ссыпают добытую руду.
– Сюда подъезжает пэдээмка – погрузочно-доставочная машина, – продолжает Вадим Макаров. – Она выгружает руду в рудоспуск на транспортный горизонт, по которому ездят самосвалы, он прямо под нами. Внизу руду с помощью люков выгружают в эти самосвалы, они ее отвозят в бункер загрузки шахтных вагонеток. Потом шахтными электровозами везут к скиповому стволу и с помощью скипа (это грузовой лифт) поднимают наверх, на-гора.
Получается, что, прежде чем оказаться на поверхности, добытая руда проделывает некоторый путь вниз. Кстати, на этом пути ей изрядно достается.
– Пока руда пройдет цикл от отбойки в забое до отгрузки на обогатительную фабрику, если это хорошая руда, богатая, от постоянных перегрузов, пересыпаний и перемещений она истирается до мелких фракций. Ведь по физико-техническим свойствам она очень хрупкая, – поясняют нам. И это – еще одна удивительная вещь: металлы – одни из самых прочных веществ на планете. А руда, из которой их получают, раскалывается под собственным весом.
Теплое место
Мимо нас с грохотом и сигналами сирены проезжают сначала пэдээмка, потом самоходная буровая установка. Горные машины огромные и очень шумные.
– Техники у нас достаточно, порядка 60 единиц, – говорит Вадим Макаров. – Всего на добыче руды и проходке горных выработок сейчас заняты пять участков. Четыре из них совмещают добычу и проходку, пятый – чисто горнопроходческий, он идет впереди всех.
Мы замечаем, что по мере передвижения вниз в шахте становится теплее, а местами и жарко.  
– С каждой сотней метров температура пород повышается. Чем ближе к центру Земли, тем выше, – отвечает на наш вопрос Вадим Макаров. – Но нагревается воздух не только за счет этого. Свою лепту в температурный режим вносят  также химические и технологические процессы. Если зайти после взрывных работ в забой, пока он еще не проветрился, там очень жарко, под 30 градусов. Свежая руда, которую только что взорвали, начинает интенсивно окисляться с выделением тепла. Плюс действует температура самого взрыва. Поэтому после взрывных работ забой проветривают. Только после этого там можно продолжать работать.
Богато блестит
Под землей встречаем не только технику. На одном из переходов к нам навстречу выходит человек с полевым инструментом в руке. Оказалось, участковый геолог Евгений Стельникович.
– Что делают геологи в шахте?
– Мы ходим по забоям, проверяем качество руды на рудоспуске, описываем и документируем выработки, – рассказывает он. – Следим, чтобы на обогатительные фабрики поступала хорошая руда. На «Скалистом» по содержанию полезных компонентов, то есть меди и никеля, она очень хорошая. Смотрите (поднимает с земли отколовшийся кусочек), как блестит. Это богатая руда.
Богатая руда – профессиональное название сплошной сульфидной руды с высоким содержанием никеля, меди, кобальта, платиноидов. Потом из этих норильских металлов на заводах и фабриках будут делать много чего для нужд человечества – от столовых приборов до смартфонов и космических кораблей.
Техника дошла
Попрощавшись с геологом, двигаемся дальше, к ближайшему забою, чтобы посмотреть, как работает буровая машина. И попадаем в настоящую кладовую полезных ископаемых.
Внешне забой похож на пещеру, «стены» которой переливаются и блестят в свете фар. Сплошная богатая руда. Вот ради чего человек проникает так глубоко в недра планеты.
– Сейчас здесь идет то, что называется проходкой, – поясняет технологию Вадим Макаров. – Бурильщик ставит анкерную крепь, чтобы можно было продвигаться дальше. Пройдут еще порядка 100 метров до сбойки с соединительным ортом, в дальнейшем здесь будет очистная выработка (пока не образуется очистная выемка). В ней будет идти уже основная добыча руды.
Смотрим, как стрела бурильного модуля медленно поднимается и «вгрызается» в породу. Те, кто работал в шахте еще ручными перфораторами, понимают, какой скачок сделала техника. Финская буровая установка Sandvik DS411 предназначена именно для проходческого бурения и крепления горных выработок. Ее габариты впечатляют: длина – 12 метров, ширина – два, высота – три. Весит 25 тонн, примерно как 20 легковушек.
Благодаря этой умной машине установка анкеров теперь полностью механизирована. Бурильщик только управляет рычагами и кнопками.
– Очень хорошая техника. Раньше было как? Приезжала буровая, бурила, уезжала. Потом приходили крепильщики, замешивали цемент, заливали его в шпуры, вставляли железобетонные штанги. И сутки надо было ждать, пока цемент застынет. Было много ручного труда. Сейчас все делает машина. Это и быстрее, и надежнее. Бурильщик подъехал, забурил, поставил анкер, дал смоле немного застыть – и бурит следующий шпур.
– Вместо цемента сейчас используют ампулы с полимерной смолой?
– Да, ими заправляют анкерную кассету в машине. Такая смола схватывается за пару минут. А полное застывание происходит через десять минут.
То, что для нас в диковинку, для бурильщика  шпуров Кирилла Смирнова – обыденность: он работает в шахте уже восемь лет. Говорит, что работать в кабине современной машины комфортно: она закрытая, с кондиционированием и вентиляцией, в ней не чувствуешь ни жары, ни пыли, ни сильной вибрации или шума.
 
Цифры и факты
«Скалистый» – самый молодой рудник Норильска. Здесь добывают богатые и медистые руды Талнахского и Октябрьского месторождений.
Поэтапное строительство «Скалистого» началось в 1986 году. Добывать руду здесь начали в 2004-м, когда 26 апреля заработал первый пусковой комплекс. Это число и считают датой рождения рудника.
Строить самый глубокий в России скипо-клетевой ствол (СКС) на руднике начали в 2011-м. В октябре прошлого года он вышел на проектную отметку – минус 2056 метров. Сейчас «Скалистый» – самый глубокий рудник в Евразии. Две мощные современные подъемные установки, скиповая и клетевая, смогут поднимать на поверхность до 1,5 млн тонн руды в год.
За 15 лет на руднике отбито более 50 млн тонн кубометров горной массы, добыто и поднято на-гора более 15 млн тонн руды.
На руднике действуют три ствола – ВС-9, ВЗС-1 и ВСС-1 – глубиной от 1200 до 1350 метров. Они обеспечили вскрытие залежи, находящейся на глубине около тысячи метров. Строительство еще двух стволов – СКС-1 и ВС-10 – продолжается.
Проект развития «Скалистого» оценивается в 142 млрд рублей. К 2020 году здесь будет уже два самых глубоких в Евразии ствола – скипо-клетевой и вентиляционный, каждый глубиной более двух километров. К 2022 году ими будут вскрыты глубокие залежи Октябрьского месторождения богатых руд.
На балансе рудника числится около 60 млн тонн богатой руды, более 20 млн тонн медистой, а также вкрапленная руда. Этих запасов хватит на 40–45 лет.
0

Читайте также в этом номере:

Самый важный зверь (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Клевый фестиваль (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Картины и козули (Наталия САВОЩИК)
На заводе - вкусно (Валентина ВАЧАЕВА)
Место для спорта (Лариса ФЕДИШИНА)
Игры большой компании (Татьяна РЫЧКОВА)
Герои разных профессий (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск