Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
БРЕМЯ МОЛОДЫХ
4 марта 2008 года, 8:00
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Президентские выборы – через считанные дни. Пятые по счету в новейшей истории России. Первые «плановые», как подчеркивают политологи. Речь, понятно, не о «плане Путина», а о нормальной, конституционно предусмотренной процедуре смены на высшем должностном посту страны – в результате демократических выборов. В 91-м страна еще не совсем осознавала, для чего нужен президентский пост, в 96-м и 2004-м действующие президенты шли на второй срок, в 2000-м президентские выборы проводились досрочно… Выборы-2008 – не досрочные, не «третий срок», без изменений в Конституции. По плану.
Сама предвыборная кампания получилась достаточно сдержанной. «Борьбы идей» не наблюдалось. Все-таки электорат всех кандидатов (а их всего четверо – и это тоже впервые за всю историю российских президентских выборов) очень различается. Не находится никаких «точек пересечения», будущее страны представляют по-разному. Поэтому и эксперты стали обращать внимание на другие нюансы агитационного процесса: какие регионы и мероприятия посещают кандидаты, о чем они говорят в публичных выступлениях, какие тезисы содержат их предвыборные программы… То есть вместо формальной (полемика, дебаты, шоу) стороны процесса важна стала содержательная часть.
И почти все говорят о молодежи. Это, пожалуй, самая неожиданная тенденция нынешних выборов. В прежние президентские кампании главной темой были пенсионеры и бюджетники – по ряду причин. Во-первых, это самые прилежные избиратели, которые всегда участвуют в голосовании. Во-вторых, пенсионеры и бюджетники – главная «целевая группа» российских политиков уже лет этак 15. А теперь вдруг – молодежь. С чего бы? Ведь молодые избиратели, как показывают соцопросы, не так уж часто ходят на избирательные участки; они не зависят от бюджета; они, как правило, не очень интересуются политикой. Наконец, раньше молодежную аудиторию в качестве определяющей, или, как говорят специалисты, «ядерной» электоральной группы не рассматривали. Но вот сейчас, в нынешнюю агитационную кампанию, все изменилось. Почему?
Причин, я думаю, несколько. И все они одинаково важны. Первая: нынешние молодые избиратели – это не просто молодые люди. Это те, кто родился за год-два-три до первых президентских выборов в России (напомню, они состоялись в 1991 году). То есть вся их сознательная жизнь прошла в президентской России. Им не с чем сравнивать, как старшему поколению, которое застало и Верховный Совет, и генерального секретаря, и КПСС. На общественную сцену выходит первое поколение «президентской России». С правом голоса.
Второе. Впервые в списке кандидатов в президенты появились люди чуть старше сорока. Это тоже крайне важно. Прежде молодые избиратели видели перед собой политиков, которые по возрасту были старше их на 30–40 лет. Это были политики, которых можно было ассоциировать не с отцами, а скорее с дедами. При всей их, политиков, харизматичности, прогрессивности и неистово демонстрируемой «любви к подрастающему поколению» они были все же чужими для молодежи. Я бы даже сказал – «поколенчески чуждыми». Иные ценности, иной жизненный опыт, язык, понятия, культурные коды… Все, в общем, другое, непонятное, как ни пытайся подделываться «под своего».
Сегодня у нашей молодежи появляется – и это опять же впервые за всю историю президентских выборов – уникальный шанс отдать свой голос человеку, который «почти молодежь». Который годится им не в отцы, а скорее в старшие братья. Слушает почти ту же музыку, говорит на понятном языке и вообще – понимает их больше, чем, скажем, пенсионеров (а именно этот фактор и определяет, как мне кажется, «молодежный вектор» в нынешней президентской кампании).
И третья причина – тоже очень важная. Может быть, самая важная из всех. Человек, который станет президентом 2 марта, скорее всего (Конституция позволяет, и опыт двух его предшественников об этом говорит), будет править страной восемь лет, два полных президентских срока. Это говорит о том, что молодой человек, который получил право голоса и 2 марта отправится на избирательный участок, будет выбирать не просто будущего президента – ему предстоит выбрать сценарий собственной молодости. Потому что при следующем президенте он проживет восемь лет. За эти годы ему предстоит закончить институт, жениться (возможно), сделать первые карьерные успехи, но главное – состояться. Ему важно знать: на каких условиях и какое образование он получит; по какому ипотечному договору приобретет жилье для своей семьи… Ему это знать важнее, чем нам.
Молодые избиратели, которым сегодня от 18 до 22, пойдут 2 марта выбирать не президента, а собственную судьбу. Таково оно, «бремя молодых».
 
0

Читайте также в этом номере:

В воскресенье в восемь (Лариса ФЕДИШИНА)
«Я выбираю жизнь!» (Юлия КОСТИКОВА)
К погружению готовы (Татьяна РЫЧКОВА)
Полный ГПД (Марина СЕРГЕЕВА)
Человек укусил собаку (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Талисман (Владислав ТОЛСТОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск