Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Реальная цена мечты
Что может быть важнее человеческой жизни?
12 апреля 2011 года, 12:55
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Сегодня, в Международный день первого полета человека в космос, путешествия в безвоздушное пространство до сих пор представляются мне делом фантастическим. Несмотря на реальную 50-летнюю историю отечественной космонавтики. Я просто не могу представить, сколько и чего нужно знать, чтобы заслужить место в ракете, которая доставит тебя на околоземную орбиту.
Хотя сколько себя помню, космос всегда был неотъемлемой частью жизни. В детстве фантастические рассказы, повести и романы шли на ура. От описаний запредельных космических глубин перехватывало дух. И никакие классики (что уж греха таить) в глазах юного школяра не могли состязаться с любым, пусть даже начинающим фантастом.
Иной раз скупые, но большей частью помпезные правительственные сообщения о стартах на орбиту, стыковках, торжественных встречах покорителей космоса воспринимались со всем трепетом, от которого нешуточно распирало в груди. Общую картину чувств обогащала школа, где ко Дню космонавтики позволялось рисовать, клеить и вытачивать все, что позволяет фантазия.
А вспомните фантастическую рубрику в популярном журнале “Техника – молодежи”. Помню, читал и не мог поверить, что человечество способно дойти до такого. Впрочем, и 200 лет назад фантасты были весьма смелы в мечтах.
Но самое главное представление о космосе дали тогда еще дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Джанибеков и мой преподаватель авиамодельного кружка, имя и  фамилия которого затерялись в памяти. И тот и другой четко внушили, что самое главное в космонавтике – человеческая жизнь, ценой которой и развивается наука и техника.
Как сейчас помню, как Джанибеков рассказывал нам, 12-летним мальчишкам, о том, что такое страх на высоте нескольких сотен километров в абсолютно неуправляемой орбитальной станции “Салют-7”, немалую часть оборудования которой приходилось “оживлять”, что называется, методом тыка. И прекрасно помню, что обо всем этом летчик-космонавт рассказывал не то чтобы устало, а скорее обыденно. Это была его работа, которую нужно было выполнить. “Не больше”. Это “не больше” тогда разъяснил преподаватель авиамодельного кружка. Учил он методом “от обратного”. “Хочешь, чтобы самолет полетел, – говорил он, – убери с этой детали лишние четырнадцать граммов”. К слову, я тогда поленился последовать совету, в результате модель не полетела.
А вот поучения о безопасности усвоили крепко. На том и стояли. Для участия в олимпиаде, посвященной тогда еще советской космонавтике, изготовили движущийся макет геологического планетного вездехода. Строили исходя из главного условия – человек в нем должен быть в безопасности длительное время. Помню, что именно из-за нашей придуманной защиты и запасов кислорода поделка получила второе место на олимпиаде. И из-за продуманной истории по безопасности. Об этом, вручая почетную грамоту, нам не уставал повторять Джанибеков: человек должен быть максимально защищен всегда и везде, будь то космические просторы или родная кухня.
Потом это подтвердил один из пилотов “Русских витязей” на воздушном шоу в Дудинке несколько лет назад. Как бы ни было жаль дорогостоящий самолет, если есть возможность катапультироваться, всегда нужно это делать, говорил воздушный ас. Самолет можно построить, человека из запчастей не соберешь.
Мы часто полемизируем и пишем о личной безопасности каждого человека на страницах газеты. И порой приходится выслушивать совершенно разные точки зрения на этот вопрос. Вот, например, каждую неделю сообщаем о том, сколько человек было оштрафовано за переход проезжей части в неположенном месте. Понятно, кому понравится, когда его, сильно занятого и спешащего, не просто отрывают от великих дел, а еще и штрафуют. Когда же интересуешься: “Считаете, было бы лучше оказаться под колесами?” – возмущенный человек обычно вешает трубку. А ведь многие перебегают дорогу в неположенном месте не одни, а с детьми. Нормально?
Или пример иного плана. Среди моих знакомых немало металлургов и горняков. И часто от них можно услышать, насколько неудобными бывают средства индивидуальной защиты. Взять хотя бы те же очки. Но ведь только один из моих приятелей взял и решил эту проблему самостоятельно – купил в магазине удобные защитные очки, в которых он теперь спускается под землю. Цена вопроса – немногим более 200 рублей. От остальных, как говорится, жалобы продолжают поступать.
Уже давно я не слушаю музыку в наушниках на улице. Потому что однажды из-за них не услышал сигнала автомобиля, который, к счастью, все же сумел затормозить в сантиметре от меня. Реакцию водителя легко представить. Он интересовался: если я так не хочу жить, зачем же заставлять его решать эту проблему? Причем на глазах у других. Мне нечего было возразить в ответ.
0

Читайте также в этом номере:

Огонь, вода и медные трубы (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Команды делают выводы (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Ура! Космос наш! (Аркадий ВИНИЦКИЙ, Москва, март 2011 г.)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск